Добрый день! Вы пишете:
"Слоган "Идеи - валюта будущего" - имеет правовую охрану и зарегистрирован в Роспатенте в качестве товарного знака (причем на пяти языках). Желающие могут его приобрести или стать со->участниками и/или соавторами проекта..."
а также Вы пишете:
"запатентовать нельзя, но можно получить свидетельство на словесный товарный знак), т.к. знаю лично несколько уже зарегиcтрированных... да и РОСПАТЕНТ Вам скажет тоже самое - слоганов очень много ? зарегистрировано в РФ как товарные знаки (посмотрите бюллетень товарных знаков)".
Действительно существуют словесные товарные знаки. Действительно, если удается получить свидетельство на словесный товарный знак - это еще одна степень защиты.
Между тем, эта защита очень плохо работает, когда объект защиты не нов.
Такие "словесные знаки" слабы тем, что:
- Достаточно легко аннулируются (лишаются охраны). Тот факт, что существует множество общеизвестных "словесных знаков" может свидетельствовать не о "прочности защиты", а об "эффекте неуловимого Джо", которого не ловят потому, что он никому не нужен.
Так, например, в 1973 г. Международный валютный фонд признал, что золото уже не является мировыми деньгами (мировым богатством). С 1973 г. (по мнению МВФ) мировым богатством страны считаются: "скорость производства знаний и их распространения, то есть совокупность знаний и навыков граждан".
Если МВФ через соответствующие СМИ будет развивать эту тему и - в том числе - утверждать, что "идеи - это валюта будущего", мы не думаем, что Вы сможете на это влиять. А если попробуете, то рискуете обоснованно лишиться свидетельства.
А вот фирму с названием "Руссобанк" не сможет создать даже МВФ. Почувствуйте разницу.
Еще два примера:
1. Фирма "Байер" измучалась доказывать, что слово "Аспирин" является ее товарным знаком, а не общеупотребимым родовым понятием. Действительно слово "аспирин" уже не ассоцииируется с фирмой "Байер;
2. Фирма "Ксерокс" запрещает сотрудникам и дилерам употреблять слово "ксерокопия", а также любой копировальный аппарат называть "ксероксом". Причина та же - могут лишить патентной защиты, если судом слово "ксерокс" будет признано "ставшее родовым (общеупотребимым) понятием".
Заметим: в последних двух примерах речь шла о словах изначально новых, а затем ставших общеупотребимыми. А Вы предлагаете брать уже общеизвестное и находить "возможности в законодательстве". Мы же утверждаем, что даже, если таковая "возможность" и найдется - толку с нее будет мало.
Кроме того, подобные "словесные знаки" слабы тем, что:
- Могут применяться достаточно узко. То есть, только как товарный знак. Например, если появится в прессе статья с заголовком "Идеи - валюта будущего" Вы, вряд ли, сможете сможете запретить его использование и т.д.
- Они "вампирятся" - например, могут восприниматься публикой в связи с авторитетом того, кто это произнес. Скажем, МВФ - в связи с этой фразой запомнится (независмо от Вашего свидетельства), а Ваш проект - нет.
- Достаточно легко обходятся и буквально, и семантически. Например, фирма "UPSA", чтобы прекратить многолетнюю тяжбу с "Байером" переименовало свое лекарство "Аспирин Упса" в "Упсарин Упса";
- От них легко отстроиться: "Наши идеи - это уже сегодняшняя валюта";
- Они могут быть защищены также и в режиме авторского права другими людьми и потому вновь есть риск аннулирования.
Также Вы пишете:
"Согласен, что слоган "Идеи - валюта будущего" не нов (кто-то говорил такое и аналогичное), но что такое новизна для слоганов и товарных знаков? (мнение эксперта или известность или возможности на рынке?)"
Новизна для кого?
Если для суда, то из двух спорящих победит тот, кто документально докажет свой приоритет.
Если для публики, то с точностью до стереотипа. Так, публика вряд ли признает конкретного человека Автором общеизвестной фразы - покажите хоть два свидетельства.
Например,
- слово "совок" (в контексте "человек с советской психологией") придумал Александр Градский;
- слово "летчик" - Велимир Хлебников;
- слово "стушеваться" - Ф.М. Достоевский;
- слово "отстройка" (от конкурентов) - И.Л.Викентьев
- ... и т.д.
С Искренним Уважением,