Нужна "правильная" зарплата для менеджера по работе с персоналом
Готовые системы мотивации, должностные инструкции, чек-листы, стандарты работы. Алгоритм разработки проверочных упражнений "через деятельность"
На сайте ведутся работы
сегодня 10930 Подписчиков
Добрый день!
Такая ситуация. Какие критерии использовать при начислении заработной платы сотрудникам отдела продаж, какие возможны эталоны?
Завод металлоконструкций. Может быть совершена одна крупная сделка, которая загрузит весь завод месяцев на шесть, может и больше (другие заказы в это время выполнить не возможно). Но могут быть и несколько сделок (штучные) в месяц. Две категории заказчиков: генподрядчики и индивидуальные застойщики.
Ведение переговоров длительное с обеими категориями. Но подходы разные. Получив один заказ одним менеджером, другие менеджеры остаются на окладе.
Среди покупателей строительных металлоконструкций можно выделить две основные категории.
Первые (индивидуальные застройщики) покупают здания и конструкции для своих нужд, в большинстве случаев эта закупка может быть единственной на протяжении длительного времени. Эти покупатели предпочитают сотрудничать напрямую с производителем, минуя посредников. Опыт работы свидетельствует о том, что для большинства покупателей данной категории первостепенное значение имеет не столько цена, сколько надежность, профессионализм, комплектность и комплексность приобретаемых продукции и услуг(Возможность выбора варианта здания, проект его, изготовление, доставка к месту монтажа и монтаж здания).
Приобретение здания из металлоконструкций в данной ситуации относится к типу закупок, осуществляемых для решения новых задач. Они включают в себя несколько этапов: осознание, интерес, оценку, апробацию и выбор. Эффективность средств коммуникации зависит от конкретного этапа. На начальном — этапе осознания — самыми важными являются средства массовой информации. На этапе интереса наибольшее влияние на покупателя оказывают торговые представители, на этапе оценки — технические характеристики продукции.
С этой группой, в большинстве своем, кроме очень крупных заказчиков, на всех этапах работают менеджеры (первичный контакт, описание преимуществ работы именно с нашей организацией, предложения возможных вариантов проектов зданий, заключение контракта, монтаж здания).
Клиент в большинстве своем не профессионал в строительстве!
Поиск Клиентов: по назначению здания (спортивные комплексы, свинарники,склады и т.п.)
Ведение переговоров: акцент в переговорах на комплексность (начиная от выбора варианта здания, заканчивая монтажем), много разъяснительной работы, чем одно здание и его составляющие отличаются от другого варианта, поиски оптимального варианта по цене и конструкции, чем оптимальнее металлоконструкция от традиционного строения, проработка вариантов индивидуальных проектов с участием конструкторов.
Оформление документации: достаточное время занимает согласование проекта, но меньшевсяких сертификатов.
Вторая категория покупателей (генподрядчики) металлических конструкций представлена профессиональными предприятиями, выполняющими функции генеральных подрядчиков. Схема покупок, осуществляемых подобного рода заказчиками, выглядит следующим образом. Грамотный и квалифицированный персонал предприятия-заказчика отбирает ряд поставщиков металлических конструкций, с которыми предполагается дальнейшее сотрудничество. Как правило, это предприятия стратегической группы. Основной критерий отбора — высокое качество продукции. При формировании каждой новой заявки проводится тщательный сравнительный анализ предложений каждого из заводов-поставщиков. Спрос данных покупателей характеризуется высокой ценовой эластичностью. Профессионализм сотрудников, принимающих решение о закупках, позволяет сделать оптимальный выбор, в том числе с точки зрения технологических возможностей каждого из заводов; практикуется распределение одного заказа между несколькими поставщиками. Для покупателей данной категории комплектность приобретаемой продукции и возможности ее проектирования абсолютно не значимы, как правило, конструкции изготавливаются по заранее разработанной проектной документации. Приобретение строительных металлоконструкций данными покупателями можно отнести к типу повторных закупок с изменениями.
Поиск Клиентов: изучение тендерных заявок,национальный проектов, перспективных планов строительства по различным регионам с выдвинутым или намечающемся генподрядчиком. Менеджер больше занят сбороминформации о генподрядчике.
Ведение переговоров отдается в руки высшегоруководства
Оформление документации: здесь можно выделить несколько этапов. Менеджер занимается документацией только на стадии после заключения договора – сертификаты и прочее.
В настоящее время менеджеры разделены по территории.
Отличается ли способ поиска информации
Сколько времени (в среднем в день) занимает у менеджера поиск / анализ (еще до звонка / встречи с потенц. Клиентом) информации
Сколько звонков / встреч (в среднем в день) делает менеджер
Отличаются ли оформляемые документы / процедура их формления и согласования
============
Важный вопрос: Что мешает делить менеджеров по категоиям заказчиков - так, как это описано в Статье про зарплату, в разделе "Средняя температура по гостпиталю" ?
============
Давайте, пока попытаемся для каждой группы менеджеров (одна граппа - работа с индивидуальными застройщиками, другая - с генподрядчиками) продумать отдельные модели оплаты труда.
С очень крупными заказчиками (индивидуальные застройщики) ... работает или коммерческий директор, или генеральный директор ...
Согласование проекта с индивидуальными застройщиками - это и "дожим" на покупку (учитываются пожелания Клиента, разъясняются моменты не понятные Клиенту) и подготовка документов (при внесении изменений конструктором готовится новый проект, новые расчеты материалов).
Показатели хорошей работы менеджеров с ... индивидуальными застройщиками: от "найти Клиента" до "сдачи объекта".
Разрабатывая систему оплаты труда, менеджерам продаж в качесте одного из критериев мы, как правило, рекомендуем вводить Результативность по контактам, где контакты делятся на типы, например:
и каждому типу присваивается определенное число баллов [с учетом примерной продолжительности качественного разговора на разных стадиях переговоров с использованием "речевых модулей" (+ закладывается некоторое число звонков для того, чтобы менеджер даже несколько "устал" - в хорошем смысле этого слова)].
Какие еще могут быть критерии у менеджеров продаж Вашего предприятия?
Шаг 2. Назначить "вес" каждому типу Клиентов (относительно наименее интересного / приоритетного, приравниваемого к "1 баллу").
Например (цифры условные),
- Тип Клиентов 1 "Заводы, расположенные в том же регионе, что и Предприятие" = 25 баллов
- Тип Клиентов 2 "Заводы, расположенные в иных (относительно Предприятия) регионах" = 18 баллов
- Тип Клиентов 3 "Крупные ген. подрядчики промышленного строительства" = 15 баллов
- и т.д.
- Тип Клиентов 11 "Индивидуальные (для себя) Заказчики строительства жилой недвижимости" = 1 балл.
Шаг 3. Подсчитать какое плановое количество новых Клиентов Типа 1, Типа 2 и т.д. необходимо привлекать менеджеру за месяц.
4. Рез-ть по прибыльности заказов, которую следует рассчитывать с помощью приема "лупа".
Этот прием используется в тех случаях, когда план по числу Клиентов измеряется единицами и спланировать прибыльность потенциального заказа более или менее точно не представляется возможным, т.к. любой Клиент может внести в него погрешность, сделав неожиданно крупный заказ, который в план было поставить некорректно. Т.е. ошибиться с установлением эталона можно в разы. При том, что разброс в результате работы может быть существенным (в несколько раз), увеличение прибыльности заказа напрямую не связано с трудоемкостью работы менеджера или же трудоемкость возрастает, но не пропорционально обороту.
"Лупа" - это когда мы как бы фокусируем внимание на нужном нам определенном "отрезке" результата, а не рассматриваем все результаты - от нуля до бесконечности. Т.е. выстраивается линейка с диапазонами прибыльности заказов (от и до) и устанавливается вес каждого диапазона (в баллах). Тем самым, сохраняется стимулирование менеджера и сдерживаются неадекватные выплески по зарплате.
Таким образом, все, что за рамками диапазона, не рассматривается вовсе (аналогично тому, как на градуснике нас интересует только диапазон 34-42о, потому как за его пределами пациент просто мертв). Этот "отрезок" мы и делаем максимально "чувствительным".
Примечание: В качестве критерия результативности рекомендуется именно "прибыльность заказов", а НЕ выручка, поскольку стоимость материалов (металла) для изготовления продукции составляет значительную часть стоимости заказа и поэтом может вносить большую погрешность в подсчет рез-ти.
5. Рез-ть по минимизации просроченной дебиторской задолженности можно реализовать аналогично расчету банковского процента, который учитывает и суммы, и продолжительность просрочки.
С Уважением,