Уважаемая Елена!
Вопрос в том как быть в случае если клиент без дизайнера?
И какие же в связи с этим возникают проблемы?
Да, функция консультанта в этом случае "ложится" на Вас. Для салона-магазина это нормально. Многие делают "самопальный" ремонт, не прибегая к услугам дизайнера. И очень нуждаются в том, чтобы их дружелюбно (и по возможности, недолго) сориентировали в большом ассортименте; задали критерий выбора из двух понравившихся позиций (рекомендации типа: "смотря, что вам нравится..." не проходят), порекомендовали какие-либо "готовые решения" в свете "последних модных тенденций" или наиболее частого спроса; задали критерии оценки качества; развеяли сомнения..., подобрали оптимальный (для ситуации Клиента) вариант и т.д.
Но для этого НЕ обязательно выявлять основные жизненные ценности клиента, его предпочтения и мотивы для совершения покупки. По крайней мере, так себе это формулировать.
Можно рассмотреть/учесть конкретные ситуации Клиентов, о которых Вы знаете и без опросов.
Переформулируем: что необходимо уточнить у Клиента, чтобы помочь ему с выбором, например, обоев?
Например, солнечная у него сторона или теневая, какова площадь помещения и т.д. Возможно, у него есть задача "осветлить" комнаты, в которые хронически падает тень от рядом стоящих деревьев. Либо он хочет зрительно расширить небольшое пространство. А может, пока не собирается менять мебель - тогда постараемся учесть имеющийся интерьер. Либо он начинает с "нуля" и пока "сам не знает, чего хочет". На этот случай можно держать несколько готовых дизайнерских решений (сейчас много журналов "по интерьерам"). Либо он пришел с мыслью, что был где-то в гостях, и ему понравилось, как там...
Наша цель в этом случае - не дизайн-проект ему разработать (у Вас салон по продаже дизайнерских материалов), а продать хоть какие-то, полезные для него, позиции.
И при этом максимально НЕ усложить ему покупку разговорами о том, что "так вам же сначала дизайн-проект нужен".
Зашёл человек взглянуть на обои - консультируем по обоям. Пришел узнать про двери - отвечаем по дверям.
Зашел "вообще", пока без цели - говорим о том, на что его взгляд падает. Время от времени давая ему возможность просто осмотреться.
Ремонт такое дело, что сначала несколько раз ходишь просто "присмотреться".
Где дружелюбно и толково ответят на вопросы - там со временем начинаешь вникать глубже.
С Уважением,