Уважаемая Валерия!
“Специалисты считают, что штрафы являются демотивирующим фактором, работник лучше работать не станет”.
Ошибка данного рассуждения в том, что штрафы рассматриваются в контексте мотивации-демотивации. Основная функция штрафов - вне этого контекста.
Ведь речь идет о старой, многократно проверенной в разного рода практиках (управленческой, воспитательной, духовной), системе управления - МЕТОДЕ КНУТА И ПРЯНИКА. Подчеркиваю, СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ, но не мотивации (это подсистема).
Давайте зададим два вопроса.
1. ЗАЧЕМ ЭТО (премии и штрафы) руководству, организации?
Функция пряника (для организации) - РАЗВИВАЮЩАЯ. Я мотивирую своих сотрудников работать хорошо затем, чтобы мой бизнес рос и развивался.
Функция кнута - другая. СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ. Стабильность системе придает “удерживание фундамента” - соблюдение единых для всех правил, законов, стандартов и пр. И штрафы помогают это делать. Рассчитывать на ответственность сотрудников - это очень не надежно (как вообще не надежно рассчитывать на человеческий фактор - может да, а может, и нет). Я наказываю своих сотрудников затем, чтобы застраховать свой бизнес от “размывания фундамента”.
Пример про авиадиспетчеров - яркий тому пример. Фундамент был размыт, но никто про это не знал, пока гром не грянул…
Если штрафы демотивируют сотрудников, значит:
- либо не разработана система мотивации (грамотная з/п, в частности),
- либо в организации не внедрены грамотно стандарты,
- либо то и другое.
2. ЗАЧЕМ ЭТО (премии и штрафы) сотруднику?
Про пряник-премию понятно. Это мотив, который заставляет работать лучше. Мне выгодно, я хочу работать лучше, потому что получу за это вознаграждение.
Про штраф.
“Чтобы он почувствовал ответственность за работу и делал меньше ошибок? Если за это, то специалисты-психологи говорят, что наш мозг устроен таким образом, чтобы блокировать и забывать плохое, негативное, а штрафование - это как раз негатив для работника”.
Во-первых, специалисты-психологи противоречат сами себе. Если мозг блокирует негатив, то каким образом штраф демотивирует носителя этого мозга? Ну, забыл он про штраф и все!
Во-вторых, сказав Вам про негативную функцию наказания, они забыли сказать об его позитивной функции. Повторяю, ошибка в том, что наказание рассматривается как средство мотивации/демотивации. А назначение его в психике другое - восстановление баланса.
Позвольте объяснить на примерах.
Пример 1 (из воспитания). Ребенок натворил нечто из ряда вон. Чувствует, что виноват, мается чувством вины. Он “ЖДЕТ” НАКАЗАНИЯ, он “хочет” его. Потому что наказание - снимет с него вину. Отстоял в углу, не вышел гулять - и гармония восстановилась, инцидент исчерпан. И опытные родители прекрасно знают этот феномен. Если родитель не делает этого, тогда:
- ребенок (если совестливый) остается один на один со своей виной и мается,
- либо перестает вообще его испытывать - привет хулиганам!
Пример 2 (из психоанализа). Взрослые в этом смысле мало, чем отличаются. Человек утром обманул друга (и знает, что поступил скверно) - к вечеру у него либо поднимается температура, либо он “случайно” подвернет ногу, или “позволит” стащить у себя кошелек… В этом смысле сознание вытесняет негатив, но психика все помнит и “заботится” о восстановлении баланса. Когда мы нарушаем свои внутренние правила - мы ждем наказания для восстановления бланса.
Пример 3 (из управления организацией). Вы натворили нечто на работе из ряда вон. Вы испытываете чувство вины. Ругаете себя. Вас вызывает начальник. Он наорал на Вас. Вы выходите - “Вот же ж гад какой! да я… да мне….” Всё. Вы сняли чувство вины, Вы уже ругаете начальника. Ваш баланс восстановлен, но не конструктивно ни для Вас, ни для организации.
Все примеры про одно: когда человек получает наказание за нарушение каких-то правил (которые для него важны) - это крайне полезно для его психики, это восстанавливает его внутренний баланс. (Если это делается конструктивно, то это крайне полезно и для организации - тоже восстанавливает баланс).
Штраф, в отличие от гнева и крика начальника - вещь
а/ безличная,
б/ перед которой все равны, в том числе и начальник,
в/ дающая мне возможность понять, что мои ошибки (как и всех других) не безразличны организации - здесь надо работать хорошо или никак. Таковы правила игры.
И потому конструктивен.
Если системы штрафов нет, то:
- сотрудник (совестливый) будет мается чувством вины и в итоге переложит ее на кого-то, трансформирует в гнев на начальство, например.
- либо перестанет вовсе его испытывать - привет “разгильдяям и тунеядцам”!
Если угодно, тот же механизм греха и покаяния, который отработан церковью за тысячелетия. Покаяние или наказание - оно что, мотивирует человека? Нет, оно его очищает и помогает ему УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. Церковь не рассчитывает на то, что люди грешить не будут. Но предлагает им механизм наказания и исправления ошибок.
А начальник какой-нибудь все мечтает найти ответственных, да совестливых… И не дай Бог их наказывать - демотивируются!
Важное уточнение. Штраф “работает” с теми, кто разделяет эти ПРАВИЛА ИГРЫ. Вот почему не систему штрафов только вводить, а для того, чтобы система штрафов работала, должны быть внедрены и работать стандарты! это необходимое условие.
(Как, для человека неверующего, грех и покаяние - пустой звук, так и для сотрудника, не разделяющего этих правил игры, штрафы - бред, придуманный начальством.)
Так что не верьте, Валерия, тем специалистам. Они Вас обманули.
Удачи!