Уважаемая Валерия!
Копирую Вам из кейса "RI-Employ" приложение. «Как можно собрать информацию, когда нет представления о работе специалиста».
См. под чертой.
Спасибо,
Разработчик упражнений (специалист по кадрам) по определению не может быть специалистом во всех областях.
Как можно собрать информацию и разработать пакет упражнений, когда Вы не имеете представления о работе специалиста?
Рассмотрим 2 ситуации:
Ситуация 1. Когда Заказчик (Клиент, руководитель фирмы, отдела и т.д.) хорошо представляет, кто требуется и знает работу специалиста.
Ситуация 2. Когда Заказчик (Клиент, руководитель фирмы, отдела и т.д.) не понимает работу специалиста.
Что нужно делать?
В ситуации 1:
Под запись составить перечень функций (так, чтобы каждая работа была зримо представима).
Спросить, что является основной работой (ежедневной, рутинной и т.д.). Описать портрет каждой работы.
Уточнить, где чаще всего срываются (скандалят, избегают работы, бросают работу недоделанной), что не умеют, что не хотят делать? Описать портрет такой работы и ограничения (например, аврал в конце квартала).
Попросить вспомнить сложные рабочие ситуации, реальные аварии, форс-мажоры над которыми пришлось подумать и покорпеть.
Параллельно спросить про требования к Кандидатам и описать их. В диалоге со специалистом (по методике) расшифровывать каждое качество. Полезно прикинуться «непонимающим» до тех пор, пока вопрос «Что имеется в виду?» не потеряет смысл.
Отсортировывать то, что происходит из-за «недоразвитой» технологии и предупредить об этом Заказчика вакансии (об этом несложно догадаться по таким признакам: специалисты портятся, хотя раньше работали хорошо; замена одного другими не помогает и др. признакам, описанным в конспекте).
Затем соединить требования и рабочие ситуации (обыденные и сложные) - получатся упражнения.
Дать на вычитку упражнения Заказчику вакансии, когда основная работа будет Вами сделана. Он с удовольствием внесет небольшие уточнения и сделает замечания.
По возможности, попытаться добиться согласия руководителя поучаствовать в приеме, но это совсем не обязательно. Если у Вас нет строгих ответов на задачи, то нужно стараться дать больше письменных упражнений и обсудить их со специалистом (в компетенции которого Вы не сомневаетесь) по факту выполнения.
Понаблюдать, как ведет себя Кандидат, сталкиваясь со сложными заданиями (терпит и делает, подменяет задания, критикует их и т.д.). Сделать пометки.
Соотнести все полученные результаты. Если ситуация до конца не прояснилась, то сделать 2-ой тур и дать еще порцию очень сложных упражнений (не столько объемных, сколько таких, где нужно сильно преодолевать свою лень). Обычно после этого становится очевидно, кого брать.
В ситуации 2 (когда ни Вы, ни Ваш руководитель не представляют, в чем суть работы специалиста):
Если руководитель не знает, чем будет заниматься сотрудник, то, надо сказать, это опасная ситуация.
Постарайтесь, даже не зная сути работы, уточнить у руководителя о том желаемом результате, который он хотел бы видеть через 3 месяца, полгода, год и т.д. Спросите как руководитель отличит (по результатам) хорошего сотрудника от плохого за 3 месяца, полугода, год. При этом, необходимо сделать как можно более подробные портреты результатов работы. Лозунги типа «увеличение прибыли», «повышение благосостояния» - не годятся.
Дальше в поисковой системе Интернет и по ключевым словам можно собрать информацию о технологии работы данной специальности. Помогают:
программы семинаров на сходную (профессиональную) тематику - там уже разложено, из каких частей состоит работа специалиста (например, по программам иных семинаров нетрудно изучить составляющие работы логиста);
рефераты (бесполезной информации много, но попадаются иногда интересные задачи; например, можно найти полезные формулы и задачи для расчета величины заказа для менеджера поставки);
описания компьютерных профессиональных программ (помогающих в работе Кандидата) - в таких программах любая работа формализована (например, по «складским» компьютерным программам нетрудно изучить работу оператора и диспетчера склада);
должностные инструкции (помогают слабо, т.к. много «воды», но общее представление о должности формируют);
проблемные методические статьи (если они описывают конкретный участок работы - это находка); в таких статьях, например, можно найти хорошие задачи, иллюстрирующие профессию;
самоучители (из них хорошо делать задачи по типу: «заполните пропущенные слова»);
иногда попадаются толковые профессиональные форумы, сайты, тоже дающие представление о должности.
Если часов 6-8 покорпеть над информацией такого рода, появляется представление о работе требуемого специалиста.