За почти 10 лет работы в рекламе у меня одно мнение о тендерах - на 90% это просто кидание. Цели:
1. Бренд манагер или нач. отд. маркетинга лоббирует за откат "свое" агентство. Ему нужно создать видимость своей работы.
2. "Отжим мозгов", а потом сами на коленке делают, сняв сливки. (чистое жлобство)
Природа этого явления видимо кроется в "совке" который сидит в менеджменте. Не зависимо от имени компании, таким манагерам просто ............. имидж.
Очень редко, но попадаются честные. Но очень редко....
У меня лично украли более десятка идей рекламных роликов, вплоть до мельчайшего сходства сценария, слоганов. Причем это делали компании с мировым именем.
Единственный вариант борьбы с этим явлением на мой взгляд - это создать независимый РЕКЛАМНЫЙ ВЕСТНИК, распространяемый в деловых кругах, где нещадно публиковать имена, персоналии и подробности.
Во вторых - закон о рекламе. Надо просто запретить бесплатные тендеры. Тогда будет юридическая основа. Заказчик в этом случае будет тщательнее выбирать подрядчика (т к по закону ему придется платить), ну а тут уж конкуренция... это здоровое явление. Рекламному рынку надо оздоровление. Профессионалы останутся, а вот остальным "рисователям", "снимателям" придется идти крутить гайки на завод (вернуться туда откуда они пришли.)
И обязательно надо ввести лицензирование на рекламную деятельность. Рекламное творчество - это ведь воздействие на умы... и наворотить тут можно много дров, не имея элементарных знаний.