Здравствуйте!
Речь идет о Белоруссии и о швейном бизнесе. Здесь сложилась интересная ситуация - рынок перенасыщен швейными фирмами, хотя этот бизнес все еще очень прибыльный. Но есть две проблемы, точнее три. У нас start-up - дефицит оборотных средств, в городе дефицит работников для швейного производства и третье - нельзя светиться (даже если у вас все-все бумаги в порядке и есть свой юрист и бухгалтер).
Первую проблему, дефицит оборотных средств мы частично решили, взяв оборудование в лизинг. Плюс мы можем получать сырье (ткани) в кредит. Ну, само собой, кредиты в банке.
Вторую проблему решить оказалось сложнее. Местные газеты пестрят объявлениями - требуются швеи, конструкторы одежды и т.д. Мы пробовали давать такие же объявления, искать через знакомых - все было с околонулевым результатом. Сначала мы набрали персонал по принципу - лишь бы начать работать, а потом мы будем подбирать лучших (это касалось как руководящего звена, так и простых работников). После такого решения наша фирма чуть не разорилась, а склад оказался забит ужасной по качеству продукцией.
Наконец мы поняли, что так дальше не пойдет, всех уволили и дали в газету огромное (раз в 10 больше по площади, чем обычное), на черном фоне, объявление. Мы написали, как у нас хорошо работать, что у нас новое оборудование, что мы находимся в очень удобном месте, что заботимся о работниках и т.д. И главное, что "возможно обучение". Народ повалил валом. Мы были просто в шоке, сколько людей пришло. Конечно, очень много было тех, кто просто хотел научиться работать по специальностям, но нам все-таки удалось отобрать очень хороших работников. Мы почти полностью укомплектовали штат. Производство было успешно запущено. (нужно сказать, что наш дизайн объявления потом скопировала крупнейшая в городе швейная фирма, что явилось косвенным подтверждением правильности нашего решения).
Теперь нам нужно привлечь местных оптовиков. Ситуация здесь такая. Есть оптовый рынок с палатками – довольно старый и известный, где продукцию покупают мелкие оптовики-“сумочники”. Есть специальные торговые ряды на ж.д. вокзале, там объемы реализации тоже мелкие, но постепенно все (как покупатели, так и продавцы) туда подтягиваются – лучшие условия торговли.
Наконец есть частные подпольные реализаторы, которые торгуют на квартирах, гаражах (имеют также места на рынке). У них самые большие объемы, много оптовиков со всей России, они отправляют продукцию поездом по всей России. Для получения скидок и лучшей продукции они инвестируют (“вкладывают” на местном жаргоне) свои деньги в швейные фирмы – конечно в самые раскрученные и перспективные.
И, наконец, оптовые фирмы (которые специализируются на продукции из Белоруссии), а также рынки в Москве (Лужники, черкизово). Оптовые фирмы в Москве работают сначала под реализацию, но потом не очень-то и стремятся оплачивать продукцию. А оптовые рынки пока неприемлемы по некоторым причинам.
Сейчас мы ориентируемся на производство очень качественной продукции, по новым технологиям обработки. У нас получается выше себестоимость продукции, но зато такого внимания к деталям и качеству нет ни на одной из местных фирм (так как раскрученным фирмам это не нужно – у них уже есть сеть оптовиков, а sturt-up_ы до года не могут себе такого позволить, или не хотят). Фактически мы ориентируемся на Европу, на технологии, которые применяются там (хотя пока главный ориентир – сбыт в Россию).
Теперь собственно задача. Нужно привлечь оптовиков (в идеале “частные подпольные реализаторы”) что бы они покупали продукцию за наличные. И здесь начинается самое интересное. Первое – нужно сделать так, что бы о продукции узнало много нужных людей и не узнала налоговая и прочий “госнаркоконтроль”. Почему? Потому что после того, как одна из самых крупных фирм провела показ мод (с трансляцией по-местному ТВ), то через неделю к ним пришла налоговая и опечатав весь склад. И здесь никогда никто не светиться ни по какому поводу. Поэтому в рекламе нельзя использовать ни имя фирмы, ни адрес – только сотовый телефон (дикость, правда? Но это реалии местного рынка). Также я думаю, что не удастся указать цены (они очень привлекательные) по той же причине.
Есть некоторые задумки – сделать небольшие листовки, где схематически нарисовать и описать достоинства нашей продукции, виды обработки, почему наши костюмы лучше “сидят” и будут лучше продаваться. Также можно указать ориентировочные цены (они пока ниже, чем средние по городу). И распространить их среди местных реализаторов и оптовиков.
Второе – это снять складик подальше от фирмы, оформить его на кого-нибудь и через газету ориентировать народ туда. Держать там небольшое количество изделий всего ассортимента.
Третье пытаться работать с оптовыми фирмами в Москве. Но это только вариант на реализацию. А продукции у нас пока не очень много и нужно продавать ее за живые деньги как можно быстрей.
Вот такая головоломка. Извиняюсь, что получилось длинно – просто хотел, что бы вы представляли специфику ведения бизнеса в Белоруссии. Буду благодарен за любые идеи, может и не только по данной теме, а и по любым вопросам швейного бизнеса.
И напоследок сайт www.modaby.com - не сочтите за рекламу, но там собраны ссылки на самые крупные швейные фирмы Бреста. Большинство из них работает больше 5 лет.
Роман. ranader at rambler ru