Уважаемый prk07
Есть две ситуации:
1. привлечение инвесторов в ходе IPO
2. привлечение инвесторов путём включения акций в портфели инвесторов.
Результатом успешного размещения акций будем считать повышение капитализации и ликвидности. Первый вариант не рассматриваем, так как предприятие уже на бирже. Во втором варианте, если IPO уже было и акции котируется на бирже, плюс по финансовым показателям оно успешное, но текущая ситуация с капитализацией и ликвидностью не удовлетворяет владельцев, значит искать сбой в функции привлечения и удержания инвесторов.
Для того, что бы управлять этими отношениями и осуществлять функцию продвижения акций предприятий среди инвесторов в компании создают специальные отделы IR (отдел по связям с инвесторами) и подключают IR консультантов. Они вносят свой вклад в решение задачи повышения капитализации и ликвидности предприятия продвигая акции предприятий среди финансовых институтов: управляющих инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных банков и т.д..
Если таких отделов нет или они формальны, то владельцы предприятий много теряют, например:
1. Капитализацию: В какой-то момент начинаются массовые продажи акций. Например, если фондовый рынок в целом падает, то управляющие начинают избавляться от неликвидных акций и показатели такого предприятия падают.
2. Репутацию (оценки предприятия рождаются на основе слухов, а не фактов). Например, даже если капитализация нормальная, предприятие нормально работающее, но не вовремя публикует отчёты, то информация на рынке начинает формироваться за счёт слухов о непрозрачности предприятия, и тогда аналитики дают рекомендации продавать акции предприятия, что опять ведёт к снижению показателей капитализации и т.д..
3. Возможности привлечения финансирования: уменьшается стоимость бизнеса и становиться сложно привлечь заёмные средства
4. Падает рейтинг предприятия, или оно вообще не попадает ни в какие рейтинги
5. Падают котировки предприятия на растущем рынке, так как связи с инвесторами не поддерживаются и находятся более привлекательные активы в которые инвесторы перекладываются продавая акции этого предприятия
6. Становиться сложно, размещать вторичные эмиссии по выгодной цене, так как предыдущая история котировок не даёт видимых причин для уверенности в её успехе.
7. Может случиться так, что необходимые решения не будут приняты вовремя и стратегическая задача. Например, капитальные инвестиции на сумму превышающую норматив будут отложены на неопределённый срок, не будет профинансировано важное направление развития и конкуренты получат долю рынка предприятия, в ходе борьбы на рынке.
8. Владельцы не смогут провести важные решения на собраниях акционеров, так как не собраны миноритарии
В случае если такой отдел есть и он взаимодействует с IR консультантом то предприятие приобретает:
1. Команду знающую стереотипы управляющих и умеющих предупреждать их ожидания
2. Обоснование для управляющих компаний, почему следует эту компанию включить в свой портфель
3. Перечень мероприятий по поддержанию капитализации и предупреждению её падения
4. Подготовленные встречи с аналитиками
5. Заранее продуманные ответы на вопросы аналитиков
6. Рекомендации по проведению решений на собраниях акционеров
7. Организованную систему и процедуру голосования
8. Систему работы с инвесторами
9. Идентификацию акционеров (тех, что стоят за номинальными держателями)
10. Программу действий на год и финансовый календарь
11. Широкую сеть партнёров за рубежом, имеющих опыт в поддержании связей с западными инвесторами (управляющими компаниями, банками, пенсионными фондами, биржами и т.д.)
Одним из самых тормозящих факторов увеличения капитализации и повышения ликвидности предприятия сегодня является низкая роль IR консультантов на предприятиях. Как правило, у этих людей нет бюджетов достаточных для того, что бы профинансировать мероприятия по повышению капитализации и ликвидности акций предприятий. Руководители смотрят на эту функцию, как на остаточную. Это происходит в следствии того, что:
1. Хозяева бизнес не понимают и не верят в роль IR сотрудников и консультантов в этих вопросах.
2. Руководители не знают, что в аналитики, принимающие решения о включении в свой портфель акций того или иного предприятия это их покупатели и у них есть широкий выбор акций, но нет времени на долгое рассмотрение. Например, в России 1600 открытых акционерных обществ, в мире ещё больше. У таких сотрудников есть ВСЕГО 4 часа в год на то, что бы рассмотреть предприятие на предмет необходимости включения его в инвестиционный портфель компании. Для этого они проводят от 1 до 3 встреч и очень редко выбираются на само предприятие.
3. Сами IR специалисты молоды и не могут объяснить свою роль
4. Такие мероприятия дороги и не всегда можно увидеть прямую зависимость между мероприятиями и результатами
5. Предмет сам по себе новый и на рынке низкая осведомлённость о роли и функциях IR специалистов
6. Пиар агентства берут на себя эти функции, но не учитывая финансовой специфики и контролируя не те показатели помогают владельцам приобрести печальный опыт функционирования, что приводит к потере интереса к услуге и денег владельцев.
С другой стороны, предприятиям помогают решить задачу привлечения инвесторов такие факторы, как:
1. Инвестиционные банки после размещения заинтересованы в том, что бы их клиента кто-то затем вёл. Это повышает вероятность того, что клиент обратиться за услугами вторичного размещения.
2. Владельцы предприятий понимают, что им выгодно делать так, что бы их акции были ликвидны и капитализация повышалась.
3. У владельцев есть необходимость сохранить своё лицо на финансовом рынке и не допустить падение показателей, и они готовы давать на это бюджеты.
В заключении хочется сказать, что если:
1. Предприятие реально управляется по показателям
2. Предприятие сопровождает европейский банк и возникает необходимость привлечь большие объёмы инвестиций
3. IR офицер на предприятии совмещён с должностью финансового директора
4. Предприятие тесно сотрудничает с инвестиционным банком
5. Регулярно проводятся целевые road-show
6. После IPO банк передал предприятие IR консультанту, а IR офис предприятия регулярно привлекает инвесторов людей на свои корпоративные мероприятия
7. IR консультанты привязаны в своей заработной плате к показателям эффективности выделенного бюджета и плохие эффекты не поощряются, а хорошие стимулируются (хорошим эффектом назовём включение акций в портфель управляющих компаний, фондов и т.д.)
8. Владельцы понимают, что для принятия и проведения решений необходимо включить функцию IR офиса и консультанта
9. У IR специалиста есть бюджет и календарь-программа конкретных действий и событий
…то у предприятия повышаются шансы привлечь и удержать инвесторов как в России так и за рубежом.
С уважением,