По каким критериям распределять премии на предприятии?
"Приходите" на вебинары по умным зарплатам - узнаете как разработать и внедрить эффективную систему мотивации для Вашей компании, в том числе - систему премирования
На сайте ведутся работы
сегодня 10928 Подписчиков
Здравствуйте!
Предполагаю, что речь идет об общем явлении блокировки благих идей на этапе внедрения со стороны человеческого окружения. Сходная ситуация возникла и при экспериментальном обучении подростков ТРИЗ. http://www.triz-ri.ru/forum/mess.php?tem=1195&ntk=11242
Как было сказано:
"Любой крупный прорыв, сделанный ТЛ, глубоко задевает массу людей. И они реагируют. Как могут. Как правило не творчески, а примитивно."
"При любом строе конкретные функции выполняются конкретными людьми. А людям свойственны косность, глупость и, главное! - зависть."
Приходим к противоречию: нужна Достойная Цель (для творчества) и не нужна Достойная Цель (на этапе внедрения).
При этом в той же самой человеческой среде удается внедрить (и с размахом) не благие, вредные идеи. Свои прорывы были у Гитлера, у современных "приватизаторов" и т.п. Их деятельность тоже затрагивала массу людей, завистников и конкурентов. Но, к сожалению, внедрение состоялось.
Требуется исследование, чтобы определить соотношение внедренных благих и вредных идей в человеческой среде, особенности внедрения благой и вредной идеи. Какие условия нужны, чтобы вредные идеи блокировались обществом, а благие поддерживались?
Выскажу предположение, что это зависит от уровня этического развития масс. В этичных обществах благим идеям дают зеленый свет, и тормозят вредные. В неэтичных – наоборот. И это хорошо! Знание без сострадания становится оружием, средством корыстной манипуляции. ТРИЗ в руках террористов – такого не надо.
Уже выработано решение: сделать школу закрытой и распространять знание только среди ее адептов. В современном обществе это решение перестает удовлетворять. Мир стал тесен, человечество в большой степени взаимосвязано. Невежество отдельных сообществ представляет угрозу не только для них самих, но и для их соседей.
Противоречие: надо обучать массы, нельзя обучать массы. Отсюда вытекает непростая задача поднятия этического уровня людей.
Уважаемый Михаил!
Под развитием этики Вы имеете в виду борьбу между Добром и Злом?
Это же ключевое противоречие устройства нашего мира, на котором и основан прогресс. Или Вы при жизни собрались в Рай?
С уважением,
Уважаемый Михаил!
"В этичных обществах благим идеям дают зеленый свет, и тормозят вредные. В неэтичных – наоборот".
Пожалуйста, приведите конкретный пример "этичного общества". Только не в философском и не в литературном аспектах, а назовите конкретное государство, в которое можно поехать и посмотреть на "этичное общество".
Спасибо,
Уважаемая Наталья!
Я не подразумевал под развитием этики борьбу добра и зла.
Если все же есть желание дать простое и краткое определение, я бы выбрал следующее:
Имея пример собственных страданий, не причиняй вреда другим.
Конечно, это не исчерпывает всей глубины этики.
Уважаемый Сергей!
Не знаю почему Вы употребили слова общества и государства как синонимы, но я сталкивался с тем, что их действительно отождествляют, может быть, по инерции со времен противостояния "наших" и "вражеских" стран.
Современный мир в большой степени взаимосвязан. На уровне государств, я бы говорил об одном обществе – обществе людей. Развитие Интернет сделает границы еще более виртуальными. (Надеюсь, это еще и сэкономит расходы на транспорт ;-)
Пример этичных обществ я бы искал в обществах других уровней. Например, сообщество (не обязательно взрослых людей) возникшее вокруг талантливого учителя или ученого; крепкая, здоровая семья с прогрессивным отцом или матерью. Предполагаю, что могут появиться и виртуальные сообщества.
Заметим еще, что общество – не застывший объект, оно меняется. По количеству, качеству, структуре. Есть периоды болезни, периоды вдохновения.
Поскольку этичные общества пока малы и динамичны (срок их жизни может исчисляться всего лишь годами), мне трудно привести общеизвестный и в тоже время нелитературный пример.
Так или иначе, я не предполагал найти где-то на географической карте большое и стабильное этичное общество. Его еще предстоит создать.
Уважаемый Михаил!
Вы пишете:
"Пример этичных обществ я бы искал в обществах других уровней. Например, сообщество (не обязательно взрослых людей) возникшее вокруг талантливого учителя или ученого; крепкая, здоровая семья с прогрессивным отцом или матерью. Предполагаю, что могут появиться и виртуальные сообщества. (....)
Поскольку этичные общества пока малы и динамичны (срок их жизни может исчисляться всего лишь годами), мне трудно привести общеизвестный и в тоже время нелитературный пример".
Пожалуйста, приведите 2-3 конкретных примера. Пусть не общеизвестных.
Большое спасибо,
Здравствуйте, Сергей!
Примеры этичных сообществ:
А. Община Чангчуба Дордже, учителя буддийских воззрений и методов совершенствования.
Титула ламы он не имел, ученики оставались с ним благодаря его личным качествам.
Тибет, примерно 1955-1980 гг.
Во времена "культурной революции" китайская администрация с удивлением обнаружила, что образ жизни общины соответствует китайским представлениям о социализме, хотя социализм там не исповедовался и не изучался.
В. Община Юктешвара, учителя йоги.
Индия, конец XIX - начало ХХ вв.
С. Группа учеников ученого - каббалиста М. Лайтмана
Израиль, конец XX - начало ХХI вв.
D. Клуб практической психологии "Синтон". В той части, в то время и в том контексте, где находился я сам. Считаю, что это не единичный случай, иначе клуб не был бы популярен.
Москва, 1995-1996
Во всех этих сообществах в той или иной степени наблюдаются 3 тесно взаимосвязанных составляющих (предполагаю, что это общее правило успешных обществ) :
Пример: буддийская философия, объяснения мира для людей с различными способностями, этика, методы медитации, особые медицинские приемы, сочетающиеся с мировоззрением, поведением в жизни и практикой созерцания.
От того насколько верно принятое триединство, насколько искусно оно практикуется зависит жизнеспособность и результативность сообщества. Община Чангчуба Дордже продолжала открыто существовать в Тибете на благо людям даже во время китайского вторжения без "сотрудничества" с китайцами.
Для себя я пользуюсь этой схемой, чтобы охарактеризовать сообщество и получить некоторое представление о его возможном будущем.
Считаю, что ТРИЗ нащупала эти компоненты и стала ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ. Но пока не хватает стратегического мировоззрения (По умолчанию берется уже существующее в массах. А если оно содержит грубые ошибки, то они будут отрицательно влиять и на массы и на ТРИЗ). Считаю, что требуется развитие и остальных компонентов, и по мере этого развития будет выявляться их объективность.
Здравствуйте, Александр!
Я не отождествляю Н.И. Козлова с тем сообществом, которое приводил в пример. Тогда (1995-1996гг) и в том контексте для меня не существовало других авторов и Н.И. как одного из них. Была группа, другая, другие ведущие клуба и все это вместе было добром для меня. А то, что потом выяснилось, что Н.И. списывал у каких-то взрослых дядей - это совсем другая ситуация, другой уровень общества.
Хотел бы обратить внимание на распространенный способ оценки этичности человека или сообщества. Я ни сколько не имею ввиду Вас, просто обозначаю крайнее положение в пространстве обсуждения.
А именно, находятся некоторые недостатки (любые) и из этого делается вывод, что вся деятельность человека, а то и всего сообщества, к которому он принадлежит, и во все времена не этична. Поскольку все мы не без греха, результат при любых исходных данных одинаков - "не этично".
Думаю, Вы согласитесь с ошибочностью такого способа оценки.
Я бы сделал следующее.
Для начала обратим внимание на такие аспекты этики:
Т.е. этичность может означать как принятие особой этичной системы ценностей, так и добросовестное следование уже принятой. На мой взгляд, оценка этичности сообщества без учета его мировоззрения не корректна.
Пример1: Иисус прощает взятую в прелюбодеянии женщину, которой полагалось жестокое наказание. Наказать провинившегося - из одной системы ценностей. Иисус предложил принять другую, в которой человеколюбие проявляется ко всем, и к праведникам, и к грешникам. И обосновал актуальность этого, ибо ни кто не без греха.
Пример2: В одном сообществе высоко ценится интеллектуальное знание, а также защита авторских прав, нарушение которых будет большим проступком.
В другом - основная ценность воспитание, а информация имеет второстепенный характер. В этом случае авторское право может быть разработано поверхностно. А вполне законное хранение знаний на книжной полке или только теоретическое преподавание будет считаться не этичным.
Может показаться из вышеизложенного, что у каждого своя равноценная правда. Так ли это?
Рассмотрим Пример3:
Иудея, начало нашей эры. Встреча 3-х мировоззрений: римского прокуратора Пилата, иудейского первосвященника Каиафы и Христа. У римских и иудейских правителей есть общие ценности, например, власть. И в этом они конфликтуют.
"Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу", - так Иисус говорил о разных ценностных системах, смешивание которых некорректно. Таким разводом ценностей конфликт с римлянами был смягчен. А Каиафа претендовал и на религиозное лидерство. Здесь конфликт остался острым. (Возникает интересная задача: если бы Иисус ввел совершенно новую сферу деятельности, не религию, не политику, не науку, не искусство, как бы сложилась история?)
Итак, есть три правды. Но как же они различны! Проповедь Христа оказалась близка сердцам многих и многих людей различных культур и времен. А ценности Пилата и Каиафы - ценности небольшой группы людей и на сравнительно короткий срок.
В понятие этичности я бы включил такие моменты:
И здесь мы получаем обратную связь от мира. Верно ли мы его понимаем? Правильно ли реализуем понимание? Или надо что-то менять.
Добрый день!
"На мой взгляд, оценка этичности сообщества без учета его мировоззрения не корректна".
В программировании это называется "циклическая ссылка" = глюк. Ошибка.
Оценки любой системы (в т.ч., и "сообщества") должны лежать вне этого сообщества. В надсистеме по отношению к его субкультуре.
Простая иллюстрация: "Есть некое сообщество, которое занималось убийствами, кражами и изнасилованием. Мировоззрение этого сообщества вполне допускало эти деяния. Более того, имелась развитая система самооправдания".
Оценка этичности данного сообщества с учетом его мировоззрения устраняет этику, как осмысленное понятие.
Аналогично. Осудим ли мы Гитлера за газовые камеры или сначала учтем его мировоззрение?
Мне этот вопрос представляется риторическим.
С Уважением,
Здравствуйте!
Я не имел ввиду, что учитывать мировоззрение значит оправдывать им. Мировоззрение может быть не верным, и это будет причиной многих других ошибок. А учитывать мировоззрение необходимо для лучшего понимания сообществ, т.е. наших соседей. Понять, чтобы не обрушивать кары на их головы, а помочь стать лучше, если это возможно.
Если причина неэтичного поведения лежит в неверном мировоззрении, то призывы исправиться, обличения и наказания будут малоэффективны, как мы это хорошо знаем по опыту. Здесь нужно менять мировоззрение, систему ценностей.
Добрый день!
Выскажу предположение, что это зависит от уровня этического развития масс. В этичных обществах благим идеям дают зеленый свет, и тормозят вредные. В неэтичных – наоборот. И это хорошо! Знание без сострадания становится оружием, средством корыстной манипуляции. ТРИЗ в руках террористов – такого не надо.
Вами перечислены следующие этические сообщества:
Проповедь Христа оказалась близка сердцам многих и многих людей различных культур и времен.
Христианство действительно оказалось близко многим людям, но считать, что именно поэтому оно было внедрено - заблуждение.
С уважением,
Уважаемые коллеги!
Предлагаю продолжить тему "Творец - Страдалец?", а тему про этику перенести в отдельный раздел.
Итак, Павел Фадеев писал:
ЖСТЛ - великая вещь. ЖСТЛ в основном опирается на литературные источники, а они подчиняются литературной закономерности - материал должен быть ярким. Один из способов сделать материал более ярким - драматизировать его. С одним из авторов ЖСТЛ И.М. Вёрткиным мы и в Петрозаводске и в переписке обсуждали возможность появления приложений к ЖСТЛ, рассказывающих о примерах, механизмах перехода от драматизма, трагизма к позитивным результатам. К сожалению, эта актуальная работа не была сделана. Требуется создание базы данных "Позитивных решений".
К сожалению, серьезной базы у меня пока нет, но есть некоторые наблюдения за коллегами и клиентами - честно говоря, одни таланты вокруг, :). Мы работаем очень плотно на протяжении длительного времени, поэтому можно отследить некоторые закономерности.
Закономерность 1.
Творческий процесс имеет цикличность:
Примечание 1. Уровни задач и идей не строго соответствуют классификации Альтшуллера.
Примечание 2. Имею в виду Творцов не художественно-мыслительно-оторванного от жизни типа, а реальных людей, деятельных и достигающих определенных целей.
Примечание 3. В моих примерах творческий цикл длится от полугода до 2 лет.
Закономерность 2.
на разных этапах Творец в разной степени Творец и Страдалец:
Вывод: Творец Страдалец, когда не занят делом. Лекарство - рутина.
Мораль: и Богам полезно обжигать горшки. От этого их идеи только крепче будут.
Сам Альтшуллер судя по описаниям, не гнушался "черной работы" - и детские письма разбирал, и людей обучал, и методики шлифовал, и изобретения не забывал походя совершать.
С уважением,
Здравствуйте, Сергей!
Я не считаю, что идеи Христа оказались внедрены в значимых масштабах. Даже те массовые сообщества, которые считаются христианскими, де-факто живут по другой системе ценностей, не говоря уже об их реализации. Признать учение, жить по нему и реализовать плод учения - это, конечно же, разные вещи.
Здравствуйте, Сергей! Спасибо Вам за вопросы. Попробую на них ответить.
А. Не могли бы Вы пояснить, что есть «благие идеи»?
Определить, что есть благо возможно в рамках какого-либо мировоззрения, пускай самого простого основанного на органах восприятия "горько - сладко". Поскольку простые, детские воззрения не годятся для решения серьезных задач, предлагаю обратиться к более полным и глубоким. Такое воззрение должно включать понятия о строении мира, динамике мировых процессов, строение человека, его место в мире, т.е. смысл его жизни, разработанную систему ценностей и многое другое. Придти к полному и верному мировоззрению - задача не простая. Для нашего обсуждения предлагаю взять одно из важнейших понятий многих воззрений - любовь к ближнему.
Его можно частично раскрыть: не вреди, не воруй, не обманывай, не предавайся излишествам. И идея соответствующая принципу любви к ближнему будет благой.
Обратим внимание, что новые идеи, несущие благо людям, блокируются потому, что они по ходу дела конфликтуют с личными ценностями некоторых лиц, участвующих в процессе. Уменьшается чья-то прибыль, уходят чьи-то клиенты, падает чей-то авторитет, "горят" научные звания, патенты и проч. Эти люди защищаясь и противодействуют. В их мировоззрении любовь к ближнему имеет низкую значимость.
Можно ли сказать, что усовершенствование /внедрение новых технических систем, например компьютеров, есть благо («благая идея»)? Ибо отрицать положительное влияние компьютеризации мирового сообщества вряд ли разумно (в т.ч. и в применении к созданию «виртуальных этических сообществ»).
Чтобы определить полезность технических систем, я бы считал их КПД или окупаемость.
Успевает ли окупить себя компьютеризированное рабочее место? Или слишком быстро приходится менять технику, программы, переобучать персонал? (Если soft не пиратский и персонал не обучается кое-как, и потом не бегает в соседнюю комнату к компьютерщику).
Если посчитать КПД, может оказаться, что в некоторых случаях компьютер убыточен. Но заинтересованные фирмы не остановят конвейер, чтобы довести систему до ума, а будут распространять мнение о безусловном благе продаваемых компьютеров. Опят таки из-за того, что благо ближнего не входит в их систему ценностей или стоит там после прибыли.
Если новые технические системы сильно меняют образ жизни людей, так что суммарное КПД трудно подсчитать, то в этом случае наблюдается переход всех достоинств и пороков общества в новый технический мир. Появились компьютеры, появились и компьютерные преступления.
1. Внедрение новых технических идей/систем благо? Да/Нет?
2. Компьютер, как идея благо? Да/Нет?
3. Виртуальное пространство как идея благо? Да/Нет?
Итак, более совершенная техника, компьютер, виртуальное пространство - благо с точки зрения развития техники.
НО жизнь конечного потребителя она не очень-то улучшает, принося с собой новые проблемы. Порой и не понять кто на кого работает, техника на людей или люди на технику. По усам течет, в рот не попадает.
Б. Учитывая, что бизнес способствует развитию технической мысли (технических идей), а внедрение полезных технических идей в жизнь осуществляется только бизнес-системами, (именно они «дают зеленый свет»), можем ли мы назвать их (бизнес-системы) «этическими сообществами»?
Новую технику внедряет не только бизнес. Интернет был создан на деньги правительства США, причем на первых порах велась борьба с его коммерциализацией, пока контроль за развитием сети не был утрачен. Мотив был военный - создать систему оповещения о пусках стратегических ракет. Есть и другие изобретения изначально сделанные для войны, но сейчас неуклюже приспособленные для мирной жизни.
Например, атомная энергетика, симптоматическая медицина - вернуть быстрее солдата в строй, о качестве его жизни после лечения речь не идет. Но лечить так же в мирное время ?!
Изначально неэтичный мотив породил технику, которая вместе с пользой приносит вред или является слишком дорогой, в том числе из-за включения интересов бизнеса во внедрение новых технических идей.
При иной системе ценностей в обществе, в которой любовь к ближнему имеет высокий приоритет, внедрялись бы и другие, экологичные технические идеи без накруток сверхприбыли. И были бы не возможны эксперименты подобные этому.
"Не могли бы Вы назвать новые "благие идеи", которые были внедрены данными "этическими сообществами"?"
Новые благие идеи были внедрены указанными этичными сообществами в среде своих последователей, т.е. там где были созданы условия для внедрения.
Община Чангчуба Дордже:
Учение Дзогчен - учение о развитии человеческого восприятия существенно улучшающее качество жизни при любых внешних условиях. (Определение не претендует на полноту.) Ученик Чангчуба Дордже Намкай Норбу распространяет Дзогчен в западных странах.
Община Юктешвара:
Крия - йога.
Ученик Юктешвара Парамаханса Йогананда распространял крия-йогу в западных странах.
Группа учеников ученого - каббалиста М. Лайтмана :
Успешное внедрение новой системы ценностей, в которой основное внимание уделяется духовному развитию человека. Материальный успех считается следствием успеха в духовном развитии.
Клуб практической психологии "Синтон":
Внедрение приемов психологической гармонизации среди молодежи.
А также коррекция системы ценностей. В частности, была убрана привычка употреблять алкоголь.
Итак, чтобы внедрить благую идею в обществе должны быть созданы условия для этого - оно должно быть этичным. Считаю, что с существующим массовым мировоззрением значительных сдвигов добиться нельзя.
Ошибочная ссылка в предыдущем сообщении:
И были бы не возможны эксперименты подобные этому.
Уважаемая, Наталья!
Если рассматривать не эмоциональную реакцию ТЛ на текущие события творчества, определяемой в том числе психотипом, состоянием здоровья, психологической тренировкой, а взаимоотношение ТЛ с внешним окружением, которое не редко организует травлю, переносы и т.п., то уровень этики в обществе будет иметь отношение к обсуждаемой теме. В повышении этичности я предполагаю найти решение проблемы внедрения новых идей и улучшить судьбу их авторов.
С уважением,
Михаил.
Добрый день, Михаил,
В этом сообщении только "расшифровка" (т.е. "выжимка" из объемного текста основной мысли):
Определить, что есть благо возможно в рамках какого-либо мировоззрения, пускай самого простого основанного на органах восприятия "горько - сладко". Поскольку простые, детские воззрения не годятся для решения серьезных задач, предлагаю обратиться к более полным и глубоким. Такое воззрение должно включать понятия о строении мира, динамике мировых процессов, строение человека, его место в мире, т.е. смысл его жизни, разработанную систему ценностей и многое другое. Придти к полному и верному мировоззрению - задача не простая. Для нашего обсуждения предлагаю взять одно из важнейших понятий многих воззрений - любовь к ближнему.
Его можно частично раскрыть: не вреди, не воруй, не обманывай, не предавайся излишествам. И идея соответствующая принципу любви к ближнему будет благой.
Итак, благая идея - это идея, соответствующая "принципу любви к ближнему" (сокращенно ПЛкБ). Договорились.
Чтобы определить полезность технических систем, я бы считал их КПД или окупаемость.
Если новые технические системы сильно меняют образ жизни людей, так что суммарное КПД трудно подсчитать, то в этом случае наблюдается переход всех достоинств и пороков общества в новый технический мир. Появились компьютеры, появились и компьютерные преступления.
Итак, более совершенная техника, компьютер, виртуальное пространство - благо с точки зрения развития техники.
НО жизнь конечного потребителя она не очень-то улучшает, принося с собой новые проблемы. Порой и не понять кто на кого работает, техника на людей или люди на технику. По усам течет, в рот не попадает.
Перевожу:
В этических сообществах данные "вредные идеи" были бы "заторможены", не внедрены (см. сообщение Михаила от 02.06).
Например, атомная энергетика, симптоматическая медицина - вернуть быстрее солдата в строй, о качестве его жизни после лечения речь не идет. Но лечить так же в мирное время ?!
Изначально неэтичный мотив породил технику, которая вместе с пользой приносит вред или является слишком дорогой, в том числе из-за включения интересов бизнеса во внедрение новых технических идей.
Продолжаю переводить:
По аналогичным причинам ("по усам течет, в рот не попадает", "является средством корыстной манипуляции", "приносит вред" и пр.) в этических сообществах не было бы внедрено множество других "вредных идей", например, таких как:
С уважением,
PS
Уважаемый Михаил, завтра-послезавтра продолжу.
И я о том же.
Думаю Ваш пост следует переадресовать Михаилу.
Всего доброго.
Я мог бы спросить: «Как окупаемость технических систем соответствует ПЛкБ?», но не буду этого делать. Думаю, Вы и сами поймете противоречивость данного утверждения.
В этических сообществах данные "вредные идеи" были бы "заторможены", не внедрены (см. сообщение Михаила от 02.06).
По аналогичным причинам ("по усам течет, в рот не попадает", "является средством корыстной манипуляции", "приносит вред" и пр.) в этических сообществах не было бы внедрено множество других "вредных идей", например, таких как:
1. атомная энергетика,
2. ракетная техника и все, что с ней связано ("неуклюже приспособлена для мирных целей"),
3. почти все виды транспорта ("слишком дорогие", "приносят вред"),
4. вообще двигатель внутреннего сгорания ("дорогой", "вредный"),
5. предполагаю, колесо ("изначально неэтичный мотив"),
6. и многое другое.
Отсутствовали бы почти все, или, по крайней мере, многие разделы естественных наук. ТРИЗ, конечно же, не было бы - ибо, откуда бы ей взяться, если нет патентного фонда.
Вероятно, был бы "заторможен" бизнес (повод к "корыстной манипуляции") и, как следствие, частная собственность. Зато все вокруг были бы совершенны, и любили бы ближних и немножко дальних.
Уважаемая, Елена!
В работах Л.Н. Гумилева показано, что этнос развивается по объективным законам. Человек не может его создать по своей воле, так же как и предотвратить его разложение и смерть. (Я и не призываю менять все общество, процессы в котором соответствуют фазе его этногенеза, т.е. в определенной степени объективны.)
Также, в работах Л.Н. Гумилева показано:
1) Существование "полосы свободы", в которой люди могут выбирать как им поступать. И этот выбор не филосовско-теоретический. Он реально влияет на дальнейшую судьбу этноса.
2) Влияние Идей на жизнь. Пусть идея нереализуемая, но человек руководствуется ей в действиях. Т.е. через него идея реально влияет на жизнь.
Я вовсе не против развития техники. И считаю, что на данный момент ее развитие тоже объективно и не зависит от воли людей. Попытки искусственно сдерживать это развитие не приводят к успеху (например, попытка Махатмы Ганди идеологически оставить прялку в Индии в противовес английской текстильной промышленности).
Я считаю ошибочной надежду, что развитие техники улучшит жизнь людей. Изменит - да, но не факт, что обязательно и только к лучшему.
Вред идет не от техники как таковой, а от людей неправильно ее применяющих или собирающихся неправильно применять на этапе создания. Техника увеличивает силу и возможности человека. Чью силу мы будем увеличивать? Неужели все равно?
Л.Н. Гумилев "Этногенез и биосфера Земли" стр 517:
"В фазе этнической инерции способность к расширению ареала снижается, и наступает пора воздействия на ландшафты собственной страны. Растет техносфера, т.е. количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари - разумеется, за счет природных ресурсов…
Биосфера, способная прокормить людей, не в состоянии насытить их стремление покрыть поверхность планеты хламом, выведенным из цикла конверсии биоценозов. В этой фазе этнос, как Антей, теряет связь с почвой, т.е. с жизнью, и наступает неизбежный упадок. Облик этого упадка обманчив. На него надета маска благополучия и процветания, которые современникам представляются вечными, потому что они тешат себя иллюзией о неисчерпаемости природных богатств. Но это - утешительный самообман, рассеивающийся после того как наступает последний, и на этот раз роковой фазовый переход.
Последняя фаза этногенеза деструктивна. Члены этноса, неспособные по закону необратимости эволюции вернуться к контакту с биосферой, переходят к хищничеству, но оно их не спасает."
Выход из положения я вижу в поиске нового мировоззрения, новых ценностей, новой модели поведения по отношению к природе и друг другу.
С уважением,
Михаил.
1. Вы пишите: "При иной системе ценностей наука и техника не отсутствовали бы вовсе, а были бы иными." Я готов в это поверить, но хотелось бы пояснений. Поэтому дайте, пожалуйста, прогноз, какой была бы наука и техника при иной системе ценностей?
При подготовке ответа Вам может быть полезна следующая работа:
Альтшуллер Г.С., Рубин С.М., Что будет после окончательной победы (восемь мыслей о природе и технике), Шанс на приключение. - Петрозаводск: Карелия. 1991 с.225-236
2. Транслируемые Вами мысли не новы. До Вас подобные идеи высказывали многие другие Авторы, от Платона до создателя научного коммунизма. Я даже знаю одну страну, где подобную идею пытались "внедрить". Не получилось.
Скажите, а Ваша концепция "этического сообщества" отличается от подобных концепций других Авторов? Если да, то укажите, пожалуйста, эти отличия, поясните, в чем новизна Михаила, или Вы просто повторяете чужие мысли?
3. Пожалуйста, ответьте на несколько практических вопросов:
4. Ранее Вы писали, цитирую: "Итак, чтобы внедрить благую идею в обществе должны быть созданы условия для этого - оно должно быть этичным. Считаю, что с существующим массовым мировоззрением значительных сдвигов добиться нельзя." То есть Вы все-таки понимаете, что НАДСИСТЕМУ Вам не изменить. В таком случае поясните, какую цель Вы преследуете, излагая подобные мысли на профессиональном форуме? Чего хотите добиться?
С надеждой на ясные ответы,
"На посошок":
Рекомендую Вам также ознакомиться с темой "Что мешает профессионализму?".
Успехов.
Транслируемые Вами мысли не новы. До Вас подобные идеи высказывали многие другие Авторы, от Платона до создателя научного коммунизма. Я даже знаю одну страну, где подобную идею пытались "внедрить". Не получилось.
Скажите, а Ваша концепция "этического сообщества" отличается от подобных концепций других Авторов? Если да, то укажите, пожалуйста, эти отличия, поясните, в чем новизна Михаила, или Вы просто повторяете чужие мысли?
Редакция понимает, что Коллеги уже и без этого сообщения поняли как ей трудно.
Пожалуйста, давайте будем взаимно... (закончите эту фразу).
С Уважением,
"В любом, даже самом маленьком коллективе разным людям трудно договориться. А уж для больших коллективов, социальная психология отмечает следующее вполне естественное явление: как только Община разрастается с единиц членов до десятков и сотен тысяч членов, так она неизбежно начинает дробиться на микроколлективы. Большие ядра неустойчивы. Они тут же распадаются на фракции, течения, кружки, секты. Община начинает дробиться и делить ценностные категории, толкования, а позже и имущество. Огромной по численности церковь быть просто не может: начинается процесс самораспада на ветки. (Это, к слову, называется эволюцией.) Поэтому общей религии для всех нет и быть не может. Едва возникнув на мгновение, она тут же распадется на десятки крупных и тысячи мелких кусков". с. 25-26.
"Американские этологи провели эксперимент по введению экономики в стае обезьян. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» - деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Это немало для некрупных шимпанзе. Это для них настоящий неприятный труд. Зато за каждый качок рычага обезьяне давали ветку винограда. Как только приматы усвоили простое правило «работа = вознаграждение», экспериментаторы тут же ввели промежуточный агент - разноцветные пластмассовые кружочки. Теперь вместо винограда шимпанзе получали жетоны разного номинала. За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий - две, за красный - стакан газировки и так далее. Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые психотипы, что и в человеческой стае. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Так денег хотелось заработать. Кто-то из шимпанзе предпочитал не работать, а отнимать у других. Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны - жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу". с. 188.
"Чтобы получить пищу, крысе нужно нажать на рычаг. Но при этом нажатие на рычаг причиняет другой крысе сильную боль. Крыса, нажимающая рычаг, видит, как другая крыса при этом пищит и корчится от боли. Как только крысы улавливают эту взаимосвязь, треть из них тут же перестает добывать чищу ценой страданий своих сородичей. Еще треть перестает жать на рычаг только после того, как сами побывали в роли жертвы, ощутили, так сказать, всю меру страданий на своей шкуре, прониклись. То есть две трети крыс были готовы терпеть голод, лишь бы не причинять боли сородичам. И только треть оставшихся крыс продолжала как ни в чем не бывало жать рычаг, не обращая внимания на страдания других. Это были не эмпатичные, жестокие крысы. Эмпатия нужна виду для выживания. Точно так же, как и жестокость. Потому что иногда бывают ситуации, когда необходимо быть жестоким! Скажем, полководец вынужден жертвовать частью своих сородичей, чтобы сохранить социальный организм в конкурентной борьбе. Природа поддерживает необходимый баланс эмпатичных и жестоких особей одного вида. Эмпатия - природное свойство стайных животных. Эмпатия -это неравнодушие к сородичам, на котором зиждется дружба и личные связи между высшими животными. То, что скрепляет стаю, не дает ей распасться на отдельные особи. Потому что совместно, коллективом выжить легче. Если бы это было не так, эволюция не закрепила бы коллективистское поведение. А раз скопом выживать (охотиться, защищаться) легче, значит, нужны нефизические, дистанционные (духовные, психологические) связи между особями - чтобы не разбежались друг от друга. [...] Но, как известно, достоинства - продолжение недостатков. И наоборот. Эмпатия, сильное сопереживание по отношению к своим оборачивается жестокостью по отношению к чужим, которые на этих самых «своих» могут покушаться. Это естественное реагирование, которое приводит к конкуренции двух социальных организмов. Таким образом биологическая борьба за выживание выходит на новый уровень - социальный". с. 185-186.
Цитируется по: Никонов А. П., Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности, М., "Издательстьво НЦ ЭНАС", 2004 г.
Можно соглашаться или не соглашаться с А.П. Никоновым, но если говорить серьезно и ответственно, мне представляется, что надо ставить эксперименты.
Убедительно было бы следующее:
шаг 1. Вот есть семья
шаг 2. Вот есть семья и она по этичным правилам просуществовала 5 лет (до 50% семей распадается до этого срока);
шаг 3. Вот есть группа;
шаг 4. Вот есть группа и она по этичным правилам просуществовала 5 лет.
Начиная с шага 2 возникнут многочисленные Икс-эффекты (т.е. неизвестные социальные эффекты), которые очень трудно просчитать заранее. Но они возникнут. Об этом постоянно возникают речи, когда собираются представители так называемых "некоммерческих организаций". Здесь рефреном витает в воздухе: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Или: недавно мы провели круглый стол с рядом богатых людей Санкт-Петербурга. Их мнение на тему: "Как заработать миллион?" более серьезно и ответственно, чем мнение по этому же поводу моего студента.
А попытка перескочить, с шага 2 (уровень семьи), скажем на шаг 12 (уровень общества) - по своей модели индентична конференц-эффектам, о которых я писал ранее.
С уважением,
Добрый день!
Хочу выразить своё восхищение по поводу реплики в обсуждении "Этичное
общество." Человек как-то легкомысленно решил, что он царь природы и может
жить одним умом. Ранее роль ограничителя нежелательных воздействий на
социум решала религия. Сейчас новый этап развития общества. Технический
прогресс породил необходимость грамотности + возможный доступ к
разнообразной информации и религия уже не имеет такого влияния. Чтобы
защитить систему от саморазрушения появляются новые ограничители
нежелательных воздействий на социум. Оттого такой интерес в настоящее время к изучению факторов,
влияющих как на социальное так и на физиологическое поведение человека.
С уважением, Елена Акулова.
Уважаемые Коллеги!
Мне это выссказывание показалось забавным. В любом случае мнение выдающегося историка заслуживает уважения.
"Есть мысли, не приближающиеся к истине, но
расстраивающие, - это мысли о противоречиях
бытия. Гораздо больше нужно ума, чтобы их
избегнуть... И додумываются до них чаще полоумные."
В. О. Ключевский
С уважением,