Уважаемые коллеги!
В соседнем обсуждении упоминается Дэвид Боуи и его метод написания песен. Возможно, коллегам будет интересно узнать, что подобные методы Боуи перенял у Уильяма Берроуза, под сильным влиянием которого находился. Уильям Берроуз (William Burroughs, 1914-1997) - внук основателя компании по производству счетных машинок "Берроуз корпорейшен", американский писатель, крупнейший идеолог битников, классик литературы андеграунда. Популярен в арт-среде.
Так вот, в своем творчестве Берроуз использовал так называемую технику "cut-up" ("разрезки"). Например, Берроуз вел записи в блокноте, разлинованном на три части. В первой он записывал факты, во второй - мысли, в третьей цитаты из книг, которые в это время читал. Затем все это разрезалось и комбинировалось произвольным образом. Так Берроуз писал свои романы.
Вот что пишет сам Берроуз:
"Во время одного из сборищ сюрреалистов в двадцатые годы, Тристан Тцара, человек из ниоткуда, предложил создать стихотворение от балды, вытаскивая из шляпы слова. /.../ Летом 1959 года художник и писатель Брайон Гайсин разрезал газетные статьи на отрывки и наобум их реконструировал. Результатом этого исходного экспериментального cut-up-а стала работа "Уходящие Минуты" (Minutes to Go), включившая в себя неотредактированные, неизмененные "разрезки" и явившая миру логически весьма связную и многозначительную прозу. Метод "разрезок" принес писателям коллаж, который уже использовался художниками на протяжении пятидесяти лет. Он также применялся в кино и фотографии. /.../ Метод прост. Вот способ сделать это. Возьми страницу. Как эту страницу. Теперь разрежь ее посередине вдоль и поперек, разделив лист на четыре квадрата. У тебя получились отрывки: 1 2 3 4... один два три четыре. Теперь перекрой их, поместив отрывок первый против четвертого, а второй против третьего. И у тебя получилась новая страница. Иногда можешь прочитать примерно то же самое. Иногда нечто явно неоднозначное. Разрезать политические речи упражнение увлекательное - в любом случае находишь, что получается речь совершенно иной направленности. Возьми любого своего любимого поэта или писателя. Хотя, признаться, здесь годятся любые стихи, которые ты перечитывал много раз. За годы повторений слова потеряли свое значение и жизнь. Возьми стихотворение и перепечатай избранные пассажи. Заполни страницу отрывками. Теперь разрежь страницу. У тебя получилось новое стихотворение. Столько, сколько ты хочешь поэзии Шекспира и Рембо. Тристан Тцара сказал: "Поэзия создана для всех". Андре Бретон назвал его легавым и исключил из движения. Повтори снова: "Поэзия создана для всех". Поэзия - инструмент, который свободен в отношении "разрезки" всего Рембо, и ты находишься на месте Рембо. Вот пример "разрезки" стихов Рембо.
- Визит воспоминаний. Только дом твоего танца и голоса. В воздухе предместий невероятных запустений... вся гармония бушующих сосен.
- Великие небеса открыты. Искренность химер и красное испанское винцо, блюющее кровавым смехом и пьяным раскаянием.
- Променад винных ароматов открывает медленно бутылку.
- Великие небеса открыты. Глас Божий сжигает плоть младенцев в легкой дымке.
"Разрезки" могут применяться, помимо литературы, еще в других областях. Доктор Нойманн в своей книге "Теория Игр и Экономического Поведения" внедряет метод "разрезок" произвольного действия в играх по военной стратегии: смирись с тем, что худшее уже произошло и действуй соответственно. Если твоя стратегия в какой-то степени раскрыта... благодаря фактору случайности твой противник с того момента, как он не сможет предсказать ход, не извлечет никакого преимущества из знания твоей стратегии. Используя метод разрезок можно значительно улучшить обработку научных данных. А сколько открытий можно случайно сделать? Мы не в состоянии вызывать случайности по приказу. "Разрезки" могут добавить и новое направление в кино".
Уильям Берроуз, Из книги "Счетная машина" http://www.mitin.com/mj58/berr2.shtml
Берроуз был прав - впоследствие подобные приемы неоднократно использовались в живописи, кинематографии, музыке.
С уважением,
Андрей Трегубов