Теоретически понятно, что от моносистемы “лист рессоры” вероятно можно перейти к бисистеме со сдвинутыми характеристиками - лист из двух различных металлов. Но практически такое решение вряд ли осуществимо. Или все-таки возможно? Если да, то, какие должны быть металлы? С какими характеристиками? Как конкретно овеществить решение?
Авторессоры - пластинчатая сборка из закалённой марганцевой стали. Если решается конструкторская задача, то стоит ориентировочно указать: насколько "быстро" ломаются рессоры, как это соотносится с расчетным сроком их службы, какого времени службы надо добиться.
Как решать: раз принципиально менять конструкцию шасси нельзя, значит остаётся варьировать материаллом и конструкцией рессор, решив сначала "почему ломаются?".
Для этого нужно проанализировать механику их работы: точки опор ,точки нагрузок, векторы продольных и поперечных напряжений, трение между пластинами, характерный тип поломки (какие пластины в рессоре ломаются чаще: длинные или короткие)
Вероятно, возможно и другое решение – от однородной полисистемы (рессоры) перейти к полисистеме со сдвинутыми характеристиками (листы из различных металлов). В этом случае вопросы практически те же самые: Какие металлы использовать? Как овеществить решение?
Если бы основным слабым местом системы было трение меж пластин, то ожно было бы прокладывать тонкие износоустойчивые пластины из другой стали, или иначе термохимически (азотирование, борирование и т.п.) обработать сами ластины рессор, или подвести к ним смазку.
Возможно ли получить решение путем развития связей между элементами полисистемы (рессоры). Если да, то, как это сделать?
Есть ли какие-либо другие решения?
Другим решением являются амортизаторы с рабочим телом (пневматические, например)
Какое из решений наиболее ресурсное и наиболее простое в реализации? Понятно, что при этом менять конструкцию автомобиля нельзя.
Срок службы мезанизма или детали (надёжность) зависит от количества деталей: чем проще -тем лучше; и очень нелинейно, прогрессивно, от запаса его прочности. Если в подшипнике по расчету нужен шарик диаметром 10 мм, то сделав подшипник с шариком 14 мм мы можем поднять срок его службы минимум в несколько раз. Следовательно возможно пересмотреть соотношение заводских параметров "жесткость рессор, грузоподъёмность" и нарастить их процентов на 20.
Сам не раз видел ЗИЛы с "выпрямленными" под нагрузкой рессорами. Если максимальная загрузка автомобиля будет соответствовать 75%, а не 100%, возможностей рессор, то срок их службы резко возрастёт. Останется только риск поломки при пиковых нагрузках. У колёсных тракторов почти никакой амортизации, зато кресло с регулируемым пневмоамортизатором ("Владимирец Т30А" , экспортная комплектация, кресла пр-ва Канада. Такие , например , делались около 88-90х годов)