Доброе утро, Елена,
Ежегодная тринадцатая ЗП в январе по итогам прошедшего года - Это неверно.
Имеется резерв ФОТа, который используется также для выплаты ЗП в низкий сезон... - Это неверно.
Способы преодоления существующих недостатков
- Планировать работы на объектах – виды работ и количество часов, необходимых для их выполнения - ок!
- Определить часовые нормативы выполняемых работ по видам работ. Проставлять не только количество отработанных часов, но качество выполненной работы (отталкиваясь от почасовых нормативов). Человек получит больше, если будет работать качественно- совершенно верно!
- Не нужно выделять ФОТ из ФОТа проектов, т.к. в зависимости от заказчика за одну и ту же работу может быть назначена разная стоимость. Работы оплачиваются по факту выполнения, а не в зависимости от того, сколько денег в ФОТе- совершенно верно!
- Убрать премию за отсутствие прогулов. Сделать это одним из показателей оценки деятельности монтажника- ок.
- Работа в выходные должна оцениваться в зависимости от трудоемкости работ, а не единой суммой - ок!
По поводу общей результативности следующие соображения:
Чего мы хотим от монтажников - качественной и своевременной работы.
С учетом специфики профессии важным является отсутствие прогулов и приход на работу в трезвом виде (с этим, к счастью, в последнее время проблем нет).
Таким образом, общую результативность можно считать как ... + результат по качеству исполнения + результат по соблюдению дисциплины (явка на работу в трезвом виде). Возможно, где-то вместо плюсов нужно умножать, пока еще не поняла, надо проводить расчеты.
Можно ввести чек-лист, который одновременно будет учитывать и качество выполнения работ, и дисциплину.
Приведем пример чек-листа на должности проектировщика(инженера)-электрика из эл. кейса "ANY-TOOLS":
№
|
Ошибки / Нарушения
|
1
|
Составление электрической схемы
|
1.
|
Ошибки при учете или расчете параметров электрооборудования (электрических параметров холодильного оборудования) - несоответствие номинала автоматики необходимым параметрам
|
2.
|
Неучет всех необходимых защит холодильного оборудования:
|
2.1.
|
установка одной точки контроля Т° жидкости вместо двух
|
2.2.
|
и т.д.
|
3.
|
Не согласованы режимы работы оборудования:
|
3.1.
|
отсутствие синхронизации 2-х и более систем по оттайке
|
3.2.
|
и т.д.
|
4.
|
Ошибки при построении электрической схемы:
|
4.1.
|
опечатка при указании точек соединения
|
4.2.
|
нарушение принципов работы электрической схемы
|
2
|
Составление технического паспорта
|
1.
|
Несоответствие марки оборудования относительно подобранной в спецификации
|
2.
|
Неверное изложение принципа работы системы - несоответствие гидравлической схеме
|
3.
|
Несоответствие приведенной электрической схемы- действительной с учетом последующих изменений
|
3
|
Дисциплина
|
1.
|
Опоздание на работу
|
2.
|
Отсутствие на рабочем месте свыше N минут без уведомления и разрешения руководителя - суммарно до 1 часа в день
|
3.
|
Нарушение последовательности выполнения заданий - обозначенных в рабочем листе
|
4.
|
Прогул без уважительной причины
|
5.
|
Употребление спиртных напитков в рабочее время
|
6.
|
Появление в нетрезвом состоянии или с запахом перегара (в т.ч. вчерашнего)
|
4
|
Чистота и порядок
|
1.
|
Нарушение стандарта на внешний вид - грязная, рваная рабочая одежда (форма), отсутствие перчаток, сменной обуви
|
2.
|
Ненадлежащее состояние зоны ответственности в начале или по окончании рабочего дня - беспорядок / грязь / пыль / стружка / разбросанные инструменты, коробки, использованная упаковка, загромождение проходов и т.п.
|
3.
|
Грязное оборудования / инструмент в конце рабочего дня
|
4.
|
Употребление пищи/напитков на рабочем месте
|
5.
|
Нарушение стандарта на место и время курения на предприятии
|
5
|
Техника безопасности и сохранность
|
1.
|
Нарушение правил по:
|
1.1.
|
охране труда
|
1.2. |
технике безопасности
|
1.3. |
пожарной безопасности
|
2.
|
Порча, небрежное отношение с оборудованием, инструментом, инвентарем, рабочей одеждой
|
3.
|
Нарушение инструкции по эксплуатации оборудования - в т.ч. приведшее к его остановке / выходу из строя
|
4.
|
Утеря / порча документа
|
6
|
Производство работ
|
1.
|
Нарушение [необоснованное] последовательности технологических операций
|
2.
|
Систематическое (более N раз) / Значительное [необоснованное] превышение установленных норм времени работ
|
3.
|
Систематическое (более N раз) / Значительное [необоснованное] превышение установленных норм расхода материала / комплектующих
|
Реализацию учета ("привязку") чек-листа в зарплате см. в статье "Кто заплатит за ошибку. И как", а именно в разделе "До сбоя, или пока не случилось...".
+ Также необходимо вводить Результат-ть по минимизации производственного брака.
Вариантов расчета данного критерия может быть несколько.
С одним из них Вы можете ознакомиться также в статье "Кто заплатит за ошибку. И как", в разделе "Взвешенные сбои".
Для расчета результативности по качеству исполнения необходимо это качество отслеживать. Здесь тоже все грустно, потому что даже КТУ у нас сейчас не проставляется, потому что, по словам руководителя отдела, мастера "стесняются кого-то обидеть".
Поскольку мастера "стесняются...", то не работать им мастерами.
Для этого весь брак учитывается в их зарплате.
Для отслеживания и минимзации брака на любом производстве должны быть технолог и ОТК.
Для расчета результата по времени необходимо планировать время на выполнение работ по каждому проекту и сравнивать его с фактическим. Тут у нас большая проблема ((( Руководитель производственного отдела утверждает, что у него, во-первых, нет времени на детальное планирование (сейчас в принципе никакого планирования не осуществляется, "все в голове" у руководителя отдела), ...
Работы (на производстве) рано или поздно пронормировать придется.
Для этого все работы прописываются буквально пооперационно, определяется единица измерения той или иной операции, засекается (секундомером) время на выполнение каждой единицы операции.
Как правило, занимается этим технолог-(нормировщик).
Нормируются работы для того, чтобы подсчитывать загрузку (Результат-ть по выработке) сотрудников. Так, каждый должен быть загружен на 168 продуктивных нормо-часов в месяц. При нормативах даже если сотрудник выполнял какую-то операцию дОльше запланированного времени, ему (для целей начисления ЗП) засчитывается нормативное (а не фактически затраченное) время.
...а во-вторых, что планировать в принципе невозможно, потому что заказчики у нас такие-сякие, сначала тянут с подготовкой объекта к работам, согласованием и прочее, а потом требуют срочнейшего исполнения, что мы и делаем дабы не портить с ними отношения.
Помимо нормативов (по продолжительности операций) также полезно ввести Результат-ть за своевременность выполнения работ.
Когда назначаются сроки окончания работ и при их нарушении это также отражается на оплате.
С Уважением,