Добрый день, Людмила!
Спасибо за письмо.
> У меня вопрос - Вы-то, Александр, чего хотите? Обучать каратэ или……….?
Мне нравится:
1) Заниматься каратэ
2) Учить
3) Помогать людям добиваться успеха (читайте: "их целей")
4) Зарабатывать деньги :)
В таком проекте я мог бы всё это объединить.
> “Группу по каратэ набрать легко, - пишите Вы
>
> Ну, отлично, набрал группу, учу их каратэ, воспитываю,
> веду к успеху…. В чем проблема?
В ожиданиях. И в целях. Мои ожидания и цели vs. ожиданий и целей учеников.
> НО. Из хода Ваших рассуждений сложилось впечатление, что:
>
> а/ каратэ (или “каратэшная компонента”) само по себе Вам мало
> интересно (это только “приманка для детей”, средство, инструмент) -
> гораздо больше Вам ХОЧЕТСЯ обучать их успеху, а точнее -
> УМЕНИЮ ЖИТЬ.
В принципе, да. Ибо, как я уже писал Сергею, навыки, полученные на занятиях каратэ, 90% учеников никогда не пригодятся и через пару лет забудутся напрочь. А вот навыки успеха пригодятся всем. Без исключения.
Кроме того, полностью каратэ называется на японском языке "каратэдо". "Каратэ" - "пустая рука". "До" - "путь". Всё вместе - "путь пустой руки". Но путь куда? Или к чему? :) Я отвечаю на этот вопрос - к умению быть успешным в жизни.
> б/ роль ТРЕНЕРА Вам “мала”. Хочется быть ГУРУ и УЧИТЬ ЖИЗНИ.
Тоже верно. И тому несколько причин. Во-первых, мне кажется, что умение быть успешным по жизни не менее важно, чем умение защитить себя в драке (вот Вы когда в последний раз дрались?). Во-вторых, обучать тому, как можно голыми руками человека убить или сделать калекой на всю жизнь, и при этом не "учить жизни" - верный путь к воспитанию бандитов, причём в самом худшем смысле этого слова. Поверьте, 20 лет назад не зря запретили каратэ - основное отличие этого боевого искусства от дзюдо, бокса, самбо и т.п. в том, что в каратэ целенаправленно учат убивать. Причём не только дают технические навыки (дзюдоист тоже может задушить противника или сломать ему шею), но и психологически готовят к этому. В ситуации "пан или пропал" каратист должен быть готов убивать, не загружая себя сомнениями, переживаниями насчёт ценности человеческой жизни и т.п. А без этого каратэ - не каратэ, а средней паршивости балет. Такие вот пирожки. Поэтому у тренера по каратэ (или по кунгфу, или по джиу-джицу) есть всего три пути: 1) учить жизни, чтобы к тому моменту, когда ученик будет способен убить, он уже "глубже логики" знал, когда этого делать не следует либо 2) воспитывать потенциальных убийц либо 3) обучать кастрированному каратэ, эдакому "кофе без кофеина", которое ничего не стоит в драке. Мне больше нравится первый вариант. А Вам?
> Ответьте себе - чего Вы лично хотите от этого проекта?
См. выше. Скажем так: мне было бы приятно, если бы мои ученики сейчас научились тому, как постоять за себя, а когда вырастут, стали бы такими людьми, с которыми мне было бы приятно общаться, дружить, работать или иметь дело.
> А потом ответьте на другой вопрос - чего хотят Ваши потенциальные “клиенты” от 12 до 16 лет?
Полагаю, совсем не этого :) Но, как известно, едва ли не самый надёжный способ испортить ребёнка - давать ему именно то, чего он хочет, и не давать ничего из того, что он не хочет :)))
> 2. По поводу сути деятельности.
> Цитирую: “…я хочу сразу набирать людей, понимающих, чем мы будем заниматься”
>
> А чем Вы будете заниматься? Что, есть варианты? Вы будет УЧИТЬ ИХ КАРАТЭ.
Примерно 60-70% от времени занятия. А остальные 30-40% - прочим вещам, не имеющим прямого отношения к каратэ.
> Второй важный вопрос, на который полезно ответить:
> перетирание про Эдисона и прочие беседы и тренинги - они зачем?
> - для развития успешной личности средств ТОЛЬКО КАРАТЭ
> НЕ ХВАТИТ?
Разумеется, нет. Если Вы можете рассказать мне, как именно умение сломать челюсть ногой само по себе сделает человека успешным бизнесменом или, скажем, поможет закончить институт с красным дипломом, я буду Вам очень признателен.
> (Тогда возникает сомнение, что к успеху Вас привело именно каратэ).
Конечно же, не только каратэ :))) Как я уже написал, с точки зрения обучения успеху, каратэ - это лишь инструмент, с помощью которого можно вырабатывать часть из навыков, делающих человека успешным. Но только часть. И только целенаправленно - сами по себе они не появятся, сколько ты грушу не пинай.
> - или это просто ИНТЕРЕСНО ВАМ? (Тогда полезно выяснить -
> а интересно ли ЭТО тем самым пацанам от 12 до 16).
Готов держать пари, что неинтересно. Но очень нужно. Поэтому я и хочу сделать примерно то же, что делает врач, смешивая горькое лекарство со сладким сиропом - дать то, что детям интересно, но внутрь вложить то, что им нужно.
> Да, “КАРАТЭ” и “МОРДУ БИТЬ” это синонимы
> для большого процента Вашей целевой группы.
> Если в результате Вашей методики и идеологии,
> у Ваших учеников произойдет ТРАНСФОРМАЦИЯ
> ЦЕЛЕЙ - тогда они и станут ВАШИМИ
> учениками.
Вы считаете, что это произойдёт само по себе?
> Все-таки. Что Вы “продаете”? Каратэ или Успех?
И то, и другое.
> Что здесь фигура, что фон? Что цель, что средство?
Успех - сверхзадача. Каратэ - задача промежуточная. Если возникнет ситуация выбора, я отдам предпочтение успеху ученика в жизни перед успехом в каратэ. Я ответил на Ваш вопрос?
> По-моему:
>
> - Учить успеху - это абстракция.
До сих пор считается, что учить творчеству - это тоже абстракция. Но тот же Сергей Сычев мог бы рассказать Вам, что существует и другая теория :)))
Аналогично, я считаю, что учить успеху можно. И нужно.
> Успеху можно обучать на ЛЮБОМ материале (будь
> то вышивание или игра в шахматы), и Вы сами это
> признаете.
Верно. А зачем это повторять?
> Другими словами, Обучение успеху - ПОБОЧНЫЙ
> ЭФФЕКТ обучения какому-то мастерству (в данном
> случае - каратэ). И продавать надо КОТЛЕТУ, а не
> соус к ней и не чувство сытости, которое возникает
> после ее съедания.
Во-первых, Вы не поверите, но рекламисты уже лет сто как занимаются продажей именно запаха котлеты или чувства сытости - если мне память не изменяет, ещё старик О'Гилви об этом писал едва ли не теми же словами.
Во-вторых, а ЧТО в данном случае - котлета? :)
> Проверьте на себе: “приходи к нам в балет, но
> балет это не главное, мы будем тебя учить
> успеху”. Хочется пойти? Верите?
Я уже взрослый мальчик. И не только по возрасту. Мне уже не надо добавлять к горькому лекарству сахар - я и так его выпью, если решу, что оно мне нужно.
Если я верю, что меня действительно научат успеху большему, нежели тот, которого я уже достиг - я готов учиться этому как в чистом виде, так и в смеси с любым другим навыком, который захочет добавить учитель. Даже если это будет вышивание крестиком :)
> Меняя фигуру и фон (каратэ - фон, успех - фигура), Вы, по-моему,
> а/ теряете свою целевую группу.
Моя целевая группа - все те родители, которые а) действительно хотели бы видеть своего ребёнка успешным человеком, б) готовы за это платить, поскольку понимают, что бесплатных пирожных не бывает и и в) ничего не имеют против того, чтобы их дети занимались именно каратэ, а не, скажем, игрой на скрипке. Очевидно, среди них будет гораздо больше родителей мальчиков.
> б/ запутываете потребителя,
Вот чтобы этот эффект уменьшить, я и открыл тему на форуме.
> Есть “товар” - КАРАТЭ. А каратэ - это КОНКРЕТНЫЕ НАВЫКИ
> (от “мягко падать” до “планировать жизнь”).
Насчёт "планировать жизнь" - это вряд ли. Вот, скажем, игра на пианино сама по себе учиь планировать жизнь? Нет? А почему Вы считаете, что этому учит каратэ, если тренер не занимается этим специально и целенаправленно?
> И эти навыки помогли многим людям стать успешными.
> И Вы сами тому пример.
Каратэ тут сыграло далеко не главную роль. Но тоже важную. Очень важную.
> И самое ресурсное слово здесь, по-моему - НАВЫКИ
> (в проекции: навыки каратэ - навыки жизни), а не успех.
А зачем нужны эти навыки? :)
> 4. По поводу целей, средств и мотивов.
>
> Еще раз цитирую: “Цель - обучение каратэ.
> Она же - приманка для самих детей.
> Над-цель - использование обучения каратэ
> как инструмента для обучения успеху”.
>
> Цель - научить каратэ.
> Средства - Ваша методика.
> А что же такое здесь УСПЕХ, который над-цель?
Над-цель. Та большая цель, ради достижения которой была поставлена малая цель "научить каратэ".
> Это ВАША над-цель. А над-цель у каждого своя.
Верно. И успех у каждого свой. А что такое успех?
УСПЕХ - ЭТО ДОСТИЖЕНИЕ СВОИХ ЦЕЛЕЙ
Моя над-цель - научить учеников тому, как им добиваться их собственных целей. То есть, научить успеху.
Для того, чтобы стать успешным человеком, нужно иметь ряд навыков. Часть навыков формальны, как теорема Пифагора - умение планировать, ставить цель, строить дерево задач, управлять временем и другими ресурсами, умение эффективно учиться и т.п. Всему этому можно учить так, как учат математике, хотя более эффективно учить на практическом примере ("суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет"). Я использую для этого обучение каратэ. А вот другая часть навыков лежит "глубже логики", на уровне эмоций - это умение преодолеть страх, это способность держать удар, воспринимать неудачу как урок и вызов, а не как крах и доказательство собственной никчемности, это уверенность в себе, опыт успеха и т.п. Этим вещам можно учить
только на практике - и никак иначе. И снова -я использую для этого обучение каратэ. Хотя кто-то другой мог бы использовать обучение чему-то другому.
> Мотивы у всех разные. Вы транслируете свой мотив.
> Но Вы прошли СВОЙ ПУТЬ в каратэ, а пацаны его
> только начинают.
Верно. И им вовсе не обязательно бегать взад-вперёд по одним и тем же граблям, как это когда-то делал я :)))
> Задайте этот вопрос своей целевой группе -
> ЗАЧЕМ вам каратэ? - и обнаружите стереотипные
> мотивы.
Безусловно.
> Есть такая замечательная фраза - главные цели
> всегда достигаются как побочные.
Есть целая уйма подобных замечательных фраз. Например "лучше быть бедным и здоровым, чем богатым и больным". Правда, на практике зачастую оказывается, что они в корне неверны :( Чтобы не рассуждать абстрактно - вот Вы лично каких главных целей достигли как побочных? :)))
> Простите, но мне кажется, что Вам надо самому
> еще раз разобраться с сутью Вашего проекта. И
> ответить на вопросы, многократно здесь
> предложенные - ЧЕМ (конкретно, на уровне навыков,
> например) “ВАШЕ КАРАТЭ” ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ
> МНОЖЕСТВА “ДРУГИХ КАРАТЭ”.
Ничем, в сущности. Но я учу не только каратэ - в этом и отличие.
> И последнее. Я не знаю, какими словами Вы объясняете
> суть своего проекта родителям, но я, читая Ваши объяснения,
> вдруг поняла (как родитель), что НЕ ХОЧУ отдать Вам своего
> ребенка, потому что очень слышу: СРЕДСТВО, ИНСТРУМЕНТ,
> ИСПОЛЬЗОВАТЬ… И ловлю себя на таком противненьком
> ощущении - здесь хотят моего ребенка использовать
> как средство. Вот такая вот реакция, прям скажем -
> никудышная. Самой не нравится.
И снова скажу - поэтому я и затеял обсуждение на форуме. Сам я, как инженер, использую инженерные же термины. Но я согласен с тем, что они в данном случае не оптимальны.
> А вот что касается адресата - статью для родителей, тут
> я сомневаюсь. Пацаны в 12, а тем более в 16 лет уже
> не дети
В 16 - да, пожалуй. А вот в 10-12 - дети, конечно же.
> если ребенок загорится желанием, то он раскрутит своих
> родителей на оплату. Мне кажется, здесь аргументы нужны
> не только для родителей, но, в первую очередь для детей.
Это да. Над этим обязательно надо будет подумать.