Добрый день, Елена.
Безусловно, люди должны быть замотивированы в прохождении аттестации, но лучше дать им не разовую "премию" за сдачу аттестации, а в зависимости от результата присвоить ту или иную квалификационную категорию. Зарплата в разных категориях разная. А категория может как повыситься, как и понизиться.
А если кто-то "напрягаться" не захотел и аттестация выявила крайне низкий уровень знаний и умений (даже до самой младшей категории не дотягивает) - таких надо либо обучать либо увольнять.
Директор выделил бюджет разово, а аттестация должна проходить систематически.
Проверять знания желательно как раз на практике, на реальных товарах магазина и на "воображаемых" покупателях. Думаю, если ради аттестации кто-то зазубрил знания, которые ежедневно встречаются в его работе - вряд ли он специально будет их не применять. Они сами по себе будут "проскальзывать", тех, кто работает хорошо, трудно заставить работать плохо, особенно если это продавец, с Клиентом он преображается, а если знания им дадут более широкий инструментарий для продаж - так кто ж такому будет противиться? А чтоб исключить зазубренные ответы - проверяйте в практических условиях.
Если управляющие могут провести аттестацию предвзято - то пусть проведет ее третья сторона, какой-то эксперт, который проедет по всем магазинам и проведет везде по одному и тому же стандарту. Тогда и уровень магазинов по отношению к друг другу будет виден.
С уважением,