Александр!
Я не берусь судить про "реалии в нашей стране", но готова поделиться наблюдениями в своём регионе и некоторыми выводами из них.
Фестиваль ледовых скульптур на Байкале. Событие ежегодное, раскрученное, в день подведения итогов и позже там настоящее паломничество. «Вести-Иркутск» - информационный спонсор, уже много лет. И это партнерство абсолютно понятно и прозрачно: новостная программа продает фестивалю свою аудиторию репортажами с открытия и закрытия, а фестиваль новостной программе – свою: размещением логотипа программы на ограждении ледового городка, на входных билетах, афишах и т.п.
Я три года администрировала фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье» в Иркутской области (см., например, здесь: https://www.facebook.com/groups/538653579509857/?fref=ts )Событие проходит в деревне в60 км от областного центра. Свою задачу в первый год я ставила предельно четко: «Заманить журналистов в *опу». Заманивала небанальным видеорядом и динамикой сюжетов, снятых в разгар работы: стружки и опилки летят, пилы и болгарки жужжат, скульптуры рождаются на глазах. Первый год: 5 телекомпаний (2 областных и 3 местных). ИГТРК (подразделение ВГТРК) приехало, с энтузиазмом сделало репортаж, журналист сказала: «Это самое интересное событие мая в Иркутской области». Второй год: 8 телекомпаний (ИГТРК в том числе). Событие попало в региональную «Книгу рекордов». При этом операторы кепочки с логотипом партнера просили перевернуть козырьком назад, а увидев то же лого на ремешке кепки, перекручивали ремешок или просили снять кепки. Логотипов в кадре избегали и регионалы, и местные – «если не вырежем при монтаже, нас оштрафуют». Третий год (фестиваль из всероссийского стал международным): ИГТРК заломило нашему партнеру – дистрибьютору STIHL – 52 тыс. рублей за минуту сюжета в региональной программе «Вести». И сообщило: «Если бы не платный сюжет, мы бы туда вообще не поехали бы». Сюжет был снят более, чем минутный (минута там была про технику STIHL, остальное собственно про фестиваль и скульптуры), но…
Как создатель инфоповода я могу «напрягаться». Но при этом я прекрасно понимаю: ни лично мне, ни фестивалю, ни детскому лагерю, на территории которого остаются фестивальные скульптуры, ни одно СМИ ничего не должно. И настаивать на том, чтобы кто-то бесплатно поставил сюжеты и подарил мне свою – десятилетиями наработанную – зрительскую/читательскую аудиторию – равносильно приходу в коммерческую фирму с требованием: а ну-ка, разошлите-ка по своей базе Клиентов моё письмецо с моим компредом.
Как создатель инфоповода я могу разве что сделать так, чтобы журналистам было со мной удобно/просто/ненапряжно работать. Проинформировать о событии заранее, чтобы его включили в график. Обеспечить доставку, накормить обедом, гарантировать соответствие графика в пресс-релизе реальному ходу событий, выложить на сайт или в группу в соцсетях максимум фото и достоверной текстовой информации, чтобы можно было не звонить-переспрашивать, а воспользоваться «шпаргалкой» из сети.
Лето 2012 года. Остров Ольхон, Байкал. От Иркутска – ок.400 км(в том числе по оч. плохой дороге) + паром. Моя задача как пресс-секретаря – зазвать журналистов в пресс-тур для освещения флэш-моба «Поможем природе вместе» - старта акции бренда «Родники России» по посадкам деревьев в большинстве миллионников страны. Место, конечно, волшебное и звезда-участник флеш-моба – фигура медийная и интересная. Трансфер, ужин, гостиница, завтрак-обед проплачиваются заказчиками пресс-тура. Но Коллегам – ради коротенького сюжета или одной публикации – предстоит протрястись в автобусе в общей сложности –надцать часов (а с учетом того, что автобус не с первой попытки смог въехать на паром… но это уже другая история). Набрать в региональном центре автобус журналистов, готовых на такой подвиг, оказалось более чем не просто. Донабирали блогерами, неприхотливыми журналистами районок, разрешили некоторым взять с собой мужей и детей. При этом я понимала, что участники события и волонтёры вполне могут жить в палатках и питаться «с костра» - а вот журналистам нужно обеспечить лучший из возможных на острове отель и цивильное питание: они всё-таки работать приехали, им выспаться надо, душ принять, многим в кадре стоять утром. То, что для участников любого арт-события – экстрим по собственному желанию, для прессы – сверхурочная работа в некомфортных условиях.
Март 2013 года. Юг Байкала, пос. Утулик. «Первая детская медиалаборатория» вместе с ледовыми скульпторами из разных городов России построила на льду и изо льда лабиринт-глаз и устроила в нем перфоманс «Кай и Герда». Непосредственно на место события удалось заманить только местную и одну региональную телекомпанию – но ребята из студии аэросъемки Caruda красиво сняли арт-объект сверху. Я написала в «Другие новости» (дневная программа ОРТ, «новости без политики»), смогла убедить редактора, что сюжет не будет похож на сюжет с другого байкальского события, который у них недавно проходил, и – хоть и полуминутный, но сюжет вышел на федеральном телеканале: http://www.1tv.ru/news/other/229391 Вывод: если журналистов не удается заманить – нужно оперативно обеспечить их видео/фото/текстовыми материалами, которые позволят им выпустить достойный новостной продукт, не слезая с офисного кресла.
Получается «многабукав», но…
Если заранее непонятно, каким образом пройдет «взаимообмен базами», почему мероприятие – это сотрудничество, а не «игра в одни ворота» - информационного спонсорства не будет.
Если Вам, как доводилось и мне, придется «заманивать журналистов в *опу»
(а любое мероприятие
- дальнее, требующее длительных перемещений,
- с проживанием в неизвестных заранее условиях,
- со смутно прогнозируемым таймингом
для журналистов заведомо *опа) –
будьте готовы не только обеспечить прием по высшему классу, но и идти на какие-то дополнительные издержки (например, кормить-поить-спать укладывать бой-френдов, любимых девушек или детей прибывших журналистов).
Вы работаете на то, чтобы у Вас были участники/зрители? Вас не удивляет, что они «сами» не появляются? Так же придется поработать и на то, чтобы приехали СМИ. САМИ СМИ не придут (особенно федеральные, которые не испытывают недостатка в инфоповодах и могут выбирать направления командировок).
Понимаете, есть 2 события. Одно событие, которое происходит в реале (свидетели – только участники), второе – то, каким его отразили СМИ, блогеры, авторы официального сайта, инстаграммеры и чирикающие в Твиттере. И важно на уровне отработать ОБА события. И бюджет просчитывать НА ОБА события: и на то, чтобы сделать хорошо участникам и гостям, и на то, чтобы сделать удобно журналистам. Продумать, с каких точек смогут снимать фотографы и операторы. Поставить достойный свет. Обеспечить интервьюерам «доступ к телу» особо привлекательных для СМИ персон. Подготовить некапризных и не ломающихся перед камерой спикеров из массовки. Сообщить журналистам, что где и когда будет происходить и кто готов их по фестивальной площадке сопроводить и снавигировать. Обеспечить охрану (личную, техники, автомашин). Спрятать от дождя. И временной бюджет (и людской ресурс) организаторов фестиваля нужно закладывать так, чтобы было кому и было когда вести переговоры со СМИ или «тысячниками» - это не менее важно, чем переговоры с гостями, осветителями, владельцами муз.оборудования, торговцами и мусорщиками.
«Реалии в нашей стране», может быть, и суровые – но и в этих суровых реалиях при системной работе можно обеспечить очень достойное освещение.
Анна Каправчук