Уважаемый Роман,
Существует некоторая инерция мышления, в силу которой кажется, что, если Клиента обслуживают два сотрудника или больше, то возникнет переплата. Одной из причин тому является оплата сотрудникам от оборота, когда нужно и одному заплатить процент, и другому (об этой ситуации Вы и пишете).
Посмотрим на ситуацию иначе: когда по технологическому процессу нам требуется 2 сотрудника (один будет искать Клиентов, а другой "дожимать" и сопровождать), и они вдвоем работают более производительно (и в этом выигрыш), чем по отдельности, то каждому из них нужно платить рыночную зарплату, иначе они уйдут работать в другую компанию.
Соответственно, эту рыночную зарплату мы проектируем так, чтобы каждый из них достигал нормативов по СВОИМ показателям (критериям).
Если одного и того же Клиента один сотрудник ищет, а другой сопровождает и "дожимает", то мы не говорим, что приходится платить дважды. Мы выставляем планы по каждому из критериев, который мы закрепляем за сотрудником и по каждому из критериев отслеживаем результативность.
Если так случится, что тот или иной критерий будет необходим в модели зарплаты и одного, и другого сотрудника, то так тому и быть. Ведь в части их работ (по новым Клиентам) они, действительно, работают бригадой. И у нас нет цели, превращать нормальный процесс работы в "замкнутые циклы", когда каждый из них обслуживает Клиента от начала и до конца.
Итак, при планировании их критериев в части новых Клиентов мы учитываем (и тому, и другому):
- Новых Клиентов, которые никогда в фирме ничего не покупали;
- Новых Клиентов, которые не делали покупку более (например, 4-х) месяцев.
Категорию «мой клиент» упраздняем.
«Закрываем глаза» на Клиентов, которые пришли по рекламе, они взаимозачтутся с Покупателями, которые не требовали дожима (т.е. учитываем их в фактические результаты обоих сотрудников).
Закрепляем работу с постоянными Клиентами (теми, что есть в базе данных) за менеджером дожима и сопровождения, который с ними непрерывно работает. Этих Клиентов мы учитываем только в его зарплате. Кстати, ему полезно установить критерии по «сохранности» и «развитию» базы данных.
Жду Ваших комментариев, затем продолжим.
P.S. Обратите внимание, это сообщение касается ситуации, когда:
а) подавляющее большинство Клиентов приносит менеджер по поиску;
б) менеджеры выполняют разные работы с одними и теми же новыми Клиентами.
Когда же вклад менеджера по поиску небольшой, а Клиенты в основном поступают по рекламе, то это немного другая история, о ней нужно разговаривать отдельно.