Ответ на Задачу 1
Вариант 1. Если это буквально похоже на истерику, то можно использовать прием «Перечисление стереотипов плюс ловушка (слом стереотипа доведением его до абсурда) в конце».
Серьезным голосом говорим Коллеге примерно следующее:
«Что делать? Скорее спасаться, пока остальные не додумались сделать то же самое! А для этого нужно свести все расходы к минимуму, снять все деньги с депозита, перевести их в золото или золотые украшения, попробовать снять пенсионные отчисления, не давать никому в долг, забрать ребенка из платной школы (университета), продать машину, можно купить велосипед (на всякий случай, вдруг общественный транспорт исчезнет вместе с кризисом), сделать запас продуктов на несколько месяцев (консервы, тушенка, несколько мешков муки, макароны, сахар и проч), и не забыть купить свечки, печку-буржуйку (много места не займет, а в случае чего пригодится), сделать запас дров на балконе (вдруг будут перебои с отоплением и электричеством), продать сотовый телефон, компьютер и телевизор (чтобы не расстраиваться после просмотра экономических новостей), но домашний телефон и радиоточку оставить (на всякий случай). После всего этого закрыться дома и ни в коем случае в ближайшие два года не выходить на улицу, а затаиться и просто ждать. Кризис ведь!»
Вариант 2. Если Коллега высказывает разумные опасения в связи с кризисом
Фразу Коллеги «Как быть?» пытаемся расшифровать. Для этого просим Коллегу выбрать из перечисленного списка один или сразу несколько пунктов:
Опасение 1. Фирма разорится, и меня уволят
Если выбран этот пункт, то можно использовать следующие приемы и способы:
Способ 1. Согласиться с Коллегой и привести доводы в защиту («рационализация»)
Говорим Коллеге примерно следующее:
«Да, действительно, фирма может разориться, и тебя могут уволить. Но давай поделим проблему на две части. Если фирма разорится, то это проблемы ее учредителей. Именно они потеряют все: деньги, Клиентов, сотрудников, партнеров, репутацию, время. Ты потеряешь только место работы. У тебя останется твоя голова, твои знания и твой опыт. От тебя требуется только одно: найти в себе силы и желание применить их в новом месте и доказать, что ты действительно профессионал в своем деле и можешь работать гораздо лучше и эффективнее многих других».
Опасение 2. На фирме дела пойдут плохо, будет сокращение штатов, и меня уволят
Если выбран этот пункт, то можно использовать следующие приемы и способы:
Способ 1. Согласиться с Коллегой и привести доводы в защиту («рационализация») + задать критерий выбора
Говорим Коллеге примерно следующее:
«Да, в период кризиса положение дел в компании может ухудшиться. Компания начнет экономить на всем, в том числе и на персонале. Однако такие решения всегда принимаются взвешенно. Если твой начальник разумный человек, то кого он решит уволить в первую очередь? Правильно, того, кто плохо работает, на кого много жалоб, нареканий и претензий, того, кто давно был в «черном списке».
Если даже гипотетически предположить, что таких в Вашей компании нет, и все – замечательные работники, как тогда будет приниматься решение? В первую очередь пострадают обслуживающие подразделения (бухгалтерия, отдел кадров, аналитики, консультанты, помощники руководителей и т.п.). Здесь руководство будет активно избавляться от балласта, выбрасывать ненужные функции и оставлять только то, что представляет действительную пользу. Здесь останутся только самые лучшие и работоспособные.
Все надежды руководства будут связаны с подразделениями, которые занимаются продажами. Деньги в компанию до кризиса и в периоды всех кризисов приносили и приносят только Клиенты. Значит, компания всеми силами будет держаться за тех сотрудников, которые могут, умеют и хотят с этими Клиентами работать. Но, учитывая режим вынужденной экономии, в этих подразделениях опять же будут оставаться только самые лучшие и самые эффективные сотрудники.
Подводя итог, можно сказать, что для фирм пришло время взвешенных решений. Для сотрудников – это время проверки и честного ответа на вопросы: «Кто есть кто?» и «Кто сколько стоит на самом деле?». Профессионалам бояться нечего. А остальным… Остальным остается только пожелать суметь сделать верные выводы».
Способ 2. Точка зрения
Говорим Коллеге примерно следующее:
«А кто сказал, что увольнение это плохо? Ну и что, что кризис, да пусть хоть всемирный потоп! Ты же сам жаловался, что у вас в компании плохо организована работа, зарплата не очень большая, а работы – еще на три таких отдела как ваш хватит, способных работников не ценят, начальник все старыми методами пытается управлять, да и перспектив особых нет. Зачем за такую работу держаться?! По-моему, чем быстрее ты оттуда уйдешь, тем лучше. А кризис как раз открывает новые перспективы. В период кризиса – самое время делать карьеру. Да-да, не удивляйся. Ты никогда не задумывался, какая головная боль найти хорошего управленца (не важного какого ранга, будь то начальник отдела или руководитель компании). Проблема в том, что многие из таких кандидатов страдают «звездной» болезнью и не готовы даже встать с постели, если им посмеют предложить «смешную» с их точки зрения сумму. Поэтому пока они будут на всех перекрестках кричать о своих недооцененных заслугах, ты можешь смело претендовать на их позиции, просто озвучив реальную, а не «звездную» зарплату. И тебя возьмут. Не взирая на отсутствие «звезд» и «регалий». Ибо здравый смысл и реальные способности в период кризиса пользуются гораздо большим спросом».
Опасение 3. Даже если меня не уволят, на ту зарплату, которую мне будут платить, невозможно будет прожить нормально. В какой бы «крутой» фирме я не работал, ведь кризис захватит всех, потому что он глобальный (так каждый день говорят по телевизору!)
Если выбран этот пункт, то можно использовать следующие приемы и способы:
Способ 1. Встречный вызов
«А кто сказал, что мы жили нормально? Да мы жили просто замечательно! Каждый день – ужин в ресторане, потому что лень готовить дома, да и могли мы себе это позволить. Каждые полгода – отдых на островах, а в Турцию, Болгарию, или Крым мы уже не поедем, не наш формат, понимаете ли.
Машины, компьютеры, сотовые телефоны, бытовая техника… мы их привыкли менять с такой периодичностью, какая не снилась нашим родителям даже в самых волшебных снах.
Работа… так ее у каждого из нас становилось все меньше, а зарплата росла быстрее, чем грибы после проливного дождя.
А еще - мы вволю могли покапризничать и даже «обидеться» на работодателя за то, что он посмел делать замечания нам (!), таким умным, ценным и востребованным (пусть немного ленивым), но все-таки таким замечательным специалистам. Ну а теперь мы, как капризные дети, падаем на пол, стучим ногами и кричим: «Ааа, верните все, как было!».
Так вот, дорогие мои, именно ТЕПЕРЬ мы будем жить нормально. Так, как мы этого действительно заслуживаем. Все встанет на свои места. И все наконец-то протрезвеют. Ну а то, что похмелье легким не бывает – это Вы и без меня прекрасно знаете.
Ну, а что касается кризиса… Я Вам вот что скажу: есть гибель, а есть болезнь. Так вот мировая экономика не умерла, а заболела. Она объелась шоколада и ее теперь тошнит. Ничего страшного. Все пройдет. Пройдет и это. Нужно только немного потерпеть. А уж этого у нас всегда было в избытке».
Примечание: ответы на Задачу 1 подготовлены на основе способов и приемов, указанных в статье Викентьева И.Л. и Сычева С.В.
«Держите ответ!»
С уважением,
Татьяна Радченко