Уважаемая Соня!
Работая в одном из петербургских коммерческих вузов, могу предложить ряд моментов, которые многократно отработаны нашей практикой и доказали свою эффективность.
Решение о поступлении в вуз – сложное, ни один рекламоноситель сам по себе не сформирует нужного мнения у абитуриента и его семьи. Поэтому в течение ЦЕЛОГО ГОДА работу по набору можно строить, исходя из СИСТЕМЫ мероприятий.
1. Серия вузовских мероприятий, нацеленных на разные ЦА:
a. предметные олимпиады для старшеклассников
b. конференции для студентов и старшеклассников с обязательным изданием сборников материалов и публичным вручением его авторам – превосходный рекламоноситель с высоким эффектом вторичной рекламы.
c. шоу и развлекательные мероприятия для молодежи на базе вуза
d. встречи с крупными и интересными людьми – опять-таки, на базе вуза
e. дни открытых дверей. День открытых дверей должен включать экскурсии по вузу, встречи с профессорско-преподавательским составом, демонстрации наиболее интересных и престижных достижений и обязательно – выступления успешных выпускников (которых надо постоянно приглашать, холить и лелеять). Если по новым специальностям выпускников еще нет – приглашайте любых, близких по смыслу.
2. На эти мероприятия необходимо целенаправленно приглашать старшеклассников. Проще и лучше всего это делать так: печатаются пригласительные билеты, которые потом по школам развозят наиболее активные и верные Ваши студенты 2-4 курсов (первый курс еще слишком маленький, пятый курс уже одной ногой на работе, вуз их не особенно интересует). Понятно, что школы надо выбирать...
3. О мероприятиях по п.1 надо постоянно рассказывать в СМИ.
4. Очень полезно сделать свои собственные СМИ – но не вузовские, а молодежные в целом: сайт (это само собой), приличную газету, журнал, телеканал, радиостанцию. Если полностью канал «не потянуть», делайте серию хороших передач. Например, в Санкт-Петербурге Горный институт постоянно делает хорошие циклы телепередач по геологии, археологии, минералогии, которые транслируются по городским телеканалам (Пятому, СТО, ТВ-3 и т.п.); Гуманитарный университет вещает 2 часа в сутки на город по каналу ТНТ (интерактивная игра).
5. По наиболее значимым событиям администрация вуза должна выступать в СМИ.
6. Собственные лицей, профильные старшие классы в школах и гимназиях, подготовительные курсы, результаты выпускных экзаменов которых засчитываются как вступительные в Ваш вуз.
7. И т.п.
Если работу Департамента по набору организовать правильно, набор на новый учебный год должен быть сделан уже в апреле, максимум – в мае.
«Аварийные» мелочи:
- Если ректорат вуза заинтересован в раскрутке некоего отделения или специальности, то сроки приема документов туда должны заведомо перекрывать сроки объявления результатов экзаменов в вузах-конкурентах – чтобы не прошедшие по конкурсу шли в Ваш вуз. И работу с потоками следует строить исходя из этого. Например, обязательно следует охватить транспорт, остановки и стоянки вокруг главных конкурентов, организовать раздачу листовок, размещение плакатов и т.п. При этом графика рекламоносителей должна быть «вузовская» - зачетки, дипломы, приказы о зачислении. Например, листовка в виде зачетки. Зачетка – сигнал, что «уже поступил».
- Среди не прошедших в другие вузы будет достаточно много умных ребят – организуйте работу приемной комиссии так, чтобы она нормально отфильтровывала их из этого «вторичного» потока. Если сомневаетесь, организуйте для них дополнительную начитку в течение первого года или семестра: преподаватели подработать не откажутся, а ребят можно будет «подтянуть».
- Если вуз коммерческий, предусмотрите сразу возможность оплаты обучения в кредит – договоритесь с каким-нибудь банком поприличнее. У него тоже будут с этого свои дивиденды.
С уважением, Сергей Модестов, доц., к.п.н.