На сайте ведутся работы Первые занятия в кружке ТРИЗ | ТРИЗ - РТВ - ТРТЛ | Бизнес-форум TRIZ-RI
9737
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

Первые занятия в кружке ТРИЗ

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-10-15 11:04:40
Ирина Ивановна Смолич » Всем
Я веду кружок по ТРИЗ в нашей школе вот уже 3 года. На первое занятие, помнится, пришло что-то около 15 семиклассников, а сейчас – 8. Я считаю, что мои занятия детям интересны. Основной отсев произошел в начале 1-го года обучения. И я связываю это с тем, что дети на этапе 7-го класса очень любознательны и только познают сами себя и свои интересы. Когда они узнали, чем мы будем заниматься, то для некоторых это стало неинтересным, кто-то не стал ходить, так как понял, что это тоже труд – заниматься в кружке. Мне хотелось бы знать, как обстоят с этим дела в других кружках.  Заранее благодарю.
2003-10-17 13:49:53
Сергей Валерьевич Сычев » Ирина Ивановна Смолич

Уважаемая Ирина Ивановна!

Могли бы Вы привести здесь темы Ваших занятий с семиклассниками?

Большое спасибо!

2003-10-20 17:14:03
Янова Татьяна » Всем

Коллеги,

Кружковая деятельность – это особая деятельность, которая изначально не может быть похожа на урок. Для детей кружок (по любому предмету)- это место, где отсутствует оценка, где можно “отдохнуть душой”, где будет интересно, а если не интересно, то можно и уйти с кружка, т.к. он не предполагает обязательности. Такая свобода в отношении со стороны детей и может вызвать типичные затруднения педагогов-кружководов на начальном этапе организации кружка.

Здесь можно посоветовать следующее:

1) Не следует организовывать кружковые занятия, если сами не горите интересом в той или иной области. Дети чувствуют степень заинтересованности педагога, и подчас зажигающей основой интереса в их душе становится именно глубокий интерес преподавателя.

2) Вводите в свои занятия (независимо от их содержания) упражнения на групповое сплочение, на самораскрытие.

3) Получайте от детей обратную связь в конце ваших занятий: спрашивайте, что понравилось, что не очень, чего хотелось бы еще от занятий и т.д.

Всего доброго.

2003-10-21 10:54:02
Модестов Сергей Юрьевич » Всем
Уважаемые коллеги!
 
Думаю, что в отношении первого занятия надо придерживаться следующих правил:
 
1) Первое занятие должно быть подчинено трем целям:
- ознакомить с основными идеями курса,
- заинтересовать,
- и дать понимание перспектив.
 
2) Важно озвучить, показать и дать прочувствовать базовые идеи курса: принципиальную познаваемость мира и его изменяемость.

Проще всего это сделать на сравнении ТРИЗ и МПиО “через деятельность” - решение задач. Только не надо унижать детей, когда задача по МПиО у них не получается, а преподаватель легко и красиво ее решает с помощью теории. Наиболее опытные преподаватели ТРИЗ делают так: гораздо выгоднее показать слабость “дотризовских” методов на сторонних людях.  Например, дети в качестве первого Д/З (которое так не называется) получают пару задач и красивый контрольный ответ. Их цель – собрать ответы людей, не знающих теорию, и сравнить с красивым контрольным...

3) Как ни странно, показывать, что Ваши занятия – труд, на первом занятии не стоит. Трудолюбие воспитывается; если Ваши учащиеся заинтересованы в предмете (эмоционально, прагматически или еще как-то), Вы воспитаете на этих ресурсах все необходимые качества.

4) Типичное желание – если любишь свой предмет – на первом занятии хочется рассказать все, выложить все “козыри”. Не стремитесь к этому. Курс должен быть построен с несколькими “изюминками” (В идеале, каждое занятие несет свою “изюмину” - яркий, запоминающийся момент: интересную задачу, чей-то доклад, чей-то день рождения, необычные эксперименты и др.). И эти эмоциональные моменты надо сознательно строить и дозировать. Материал первого занятия исключительно “вводный”.

5) Финал первого занятия должен быть логическим переходом к следующему.
 
С уважением,
Модестов Сергей Юрьевич
преподаватель, канд. педагогических наук, Санкт-Петербург.
2003-10-28 11:12:45
Ирина Ивановна Смолич » Всем
Уважаемый Сергей Валерьевич!
 
У нас именно кружок, а не уроки по ТРИЗ. Темы обычные: элементы РТВ, противоречия и т.п. Кружок, в школьном понимании, это внеурочная деятельность.
 
Уважаемый Сергей Юрьевич!
 
Благодарю Вас за мнение. Пожалуй, самое полезное для меня в Вашем ответе это понимание перспектив, связь первого занятия с последующими. Не могли бы Вы изложить это более подробно? Заранее благодарю.
2003-10-28 15:49:11
Сергей Юрьевич Модестов » Ирина Ивановна Смолич
Уважаемая Ирина Ивановна!

Зная ряд педагогов, преподающих РТВ и ТРИЗ в школе, могу сказать следующее.  Важно понять, что у Вас за кружок. Я встречал следующие формы:

1. Кружок представляет собой некий "клуб по интересам", работа кружка сводится к преподаванию всего, что интересует школьную аудиторию: элементы ТРИЗ, туристская деятельность, общественно-полезные работы, компьютеры и т.п.

2. В кружке используются элементы ТРИЗ для дополнения занятий по другому предмету (от туризма до курсов физики или биологии);

3. Кружок является своего рода "Введением в ТРИЗ", где излагаются основы ТРИЗ, не более;

4. Исследовательская площадка (какой в свое время была лаборатория И.Л. Викентьева). В таком кружке ТРИЗ изучается на достаточно глубоком уровне, решается много практических (производственных) задач, изготавливаются действующие макеты, проводятся испытания и защиты решений перед группой специалистов и т.п.

Наиболее массовыми, конечно, являются формы 1-3. Насколько могу судить по чужому и своему опыту, в любом преподавании такого рода есть ряд важных моментов. Заниматься или не заниматься далее в жизни профессионально ТРИЗ, каждый решает сам. Часто бывает так, что человек берет то, что ему необходимо, и ограничивается этим. Поэтому принципиально научить ребят ряду вещей:

- понимание принципиальной познаваемости мира и его изменяемости;
- решения (а равно и задачи) делятся на слабые и сильные;
- решения могут быть получены "от себя - своей привычки" и "от методической процедуры";
- следует уметь осознанно переключать режимы деятельности (в простейшем случае - "я работаю" / "я отдыхаю");
- творческие продукты деятельности - одна из самых хороших форм проявления человека;
- задания могут выполняться как в кружке, так и вне его и т.п.

Эти общие подходы к воспитанию и обучению в кружке, конечно, детализируются в конкретных упражнениях и заданиях. Таких упражнений разработано довольно много, думаю, уважаемая Администрация Форума согласится организовать отдельное обсуждение именно о воспитании при обучении ТРИЗ, об упражнениях, применяемых для этой цели и т.п.

С уважением,
   С.Ю. Модестов

2003-12-04 11:18:50
Валерий Павлович Гальетов » Ирина Ивановна Смолич

Уважаемая Ирина Ивановна!

У меня был опыт работы с детьми 7 класса в кружке. Статистика первого года такова: из 30 человек в начале года - около 10 в конце. Из 10 человек в начале второго года - 4-6 в конце третьего года.

Причина на мой взгляд одна - детям этого возраста как воздух необходимо Движение, возврат в первобытные структуры жизни: ловля, охота, "войсковые учения". Вспомните Макаренко и его "естественный" приход к военизации отношений. За этим - Природа и жизненные потребности тела и духа.

Если бы сейчас начать кружок, то я бы его организовал как "школу перипатетиков": прогулки по городу, выявление "узких мест" в городской среде. Например "перекресток как решенная - нерешенная проблема".

А потом пришли в класс - записали: кто что видел, что понял, какие решения пришли в голову? Обменялись.

А преподаватель дает к этому свои уместные наработки. Вот, примерно так.

Желаю успехов!

2003-12-08 10:38:31
Сергей Юрьевич Модестов » Всем
Уважаемые коллеги!
 
1) В любом добровольном обучении отсев наблюдается всегда. Дело здесь, правда, не в "жажде Движения" или "возврате в первобытные структуры жизни": кружок, как любое добровольное дело по интересам, вызывает прилив любопытных.
Отсев связан с тем, что:
- постепенно уходят просто любопытные;
- недостаточно волевые или мало заинтересованные люди (сформированность волевой сферы у детей очень разная);
- кроме этого, отсев зависит от качества работы педагога (знаю пару случаев, когда число желающих "обучиться ТРИЗ", превышало вместимость аудитории).
 
2) Позволю себе ремарку: приход Макаренко к т.н. "военизации" был больше вынужденный (см. "Педагогическую поэму").

С уважением,


Яндекс.Метрика