Средством по снижению "эффективности" спама может быть систематическая (хоть еженедельно, потом реже) рассылка предупреждений и бюллетеней от провайдеров: "Любое письмо, пришедшее от неизвестного Вам адресата может стать причиной вовлечения Вас в незаконные операции, действия, сообщничество и т.п. ...." Далее про вирусы, конфиденциальность и т.п. ...Сами потом будете виноваты!
Это позволит выработать реакцию отторжения на ЛЮБОЕ ЛЕВОЕ письмо (стереотип поведения: выкинь не читая!), а после выработает культуру общения по электронной почте между знакомыми и нужными друг другу людьми ,адресатами. Любой более-менее серьёзный бизнес ,начиная с семейного, изберёт другие каналы: телефон, факс, ...
Не было б особой проблемы, но спамеры чрезмерно обнаглели.