RRRRR - 54.147.241.171

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-02-19 11:51:55
Екатерина » Всем
Очень хотелось бы узнать Ваше мнение!
...я - менеджер, и сейчас занимаюсь разработкой исследовательского проекта "Атлас креативных профессий". Интересно было бы узнать ваше мнение о том, какие профессии в современной индустрии вы считаете креативными или, если не профессии, то какие виды деятельности можно назвать креативными?
И ещё: Что вы называете креативной индустрией, кто в ней работает?
С уважением, Екатерина
2003-02-19 12:04:20
Михаил Опанасенко » Екатерина

Уважаемая Екатерина! Вам будет легче, если Вы поставите обратный вопрос: "Какие профессии не являются креативными?"

Успеха!

2003-02-20 11:41:54
Викентьев И.Л. » Екатерина
Уважаемая  Екатерина!
 
1) Приведу фрагмент из собственной книги:

 

"Начнем с образного примера: словом “музыкант” называют девушку после педучилища, аккомпанирующую физзарядке в детсаду; человека, подрабатывающего музыкой на свадьбах, и профессора консерватории. Да, термин “музыкант” один, но насколько отличается профессиональный уровень каждого…

Также и в public relations: под единым термином скрываются работы по составлению обычного пресс-релиза и проектирование международных акций влияния.

Подобный подход - деление изучаемых объектов на качественные уровни - применил основатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998 г. г.). Приведем его классификацию технических изобретений.

 

ПРИМЕР 16.

Для изобретения использован:

  • 1-ый уровень: известный объект без выбора или почти без выбора;
  • 2-ой уровень: выбран объект из нескольких или сделаны небольшие изменения исходного объекта;
  • 3-ий уровень: исходный объект меняется сильно;
  • 4-ый уровень: исходный объект меняется полностью;
  • 5-ый уровень: изменена вся техническая система, куда входил исходный объект или сделано научное открытие.

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., “Советское радио”, 1979 г., с.14-18.

 

После публикации подобного деления изобретений на уровни, многие изобретатели и научные работники испытали подобие шока: оказывается, на безделицы 1-го и 2-го уровней, которыми они столь гордились, приходилось более 90% изобретений, что и творчеством назвать можно с натяжкой. А на действительно Изобретения 4-го и 5-го - “прорывного” уровня - приходились доли процента.

Статистика показывает, что хотя по мере развития техники число простых изобретений нарастает, долговременное развитие техники определяют решения именно 4-го и 5-го уровней...

И еще, может быть наиболее важное из этой истории для нас. Разрабатывать методики стратегически целесообразно на примерах высших уровней рекламы и PR, а не на низших, растиражированных (хотя последнее очевиднее и проще) – более подробно о методиках см. Главу 23 и Практическое приложение 18".

 
Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений, СПб,  "ТРИЗ-ШАНС" и  "Бизнес-пресса", 2002 г.,  с. 30.

 
2) Действительно, небольшие усовершенствования, "мельчайшие изобретения", делает, наверное, почти каждый взрослый человек...  Но общество движут вперед только крупные, прорывные изобретения - и в этом суть подхода создателя ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера. И ему удалось найти ряд механизмов, как такие изобретения делать.  Поэтому, если Вас интересуют серьезные разработки о более высоких уровнях творчества, то рекомендую:
 
- Прежде всего, работы Г.С. Альтшуллера;   
 
 
 
Здоровья, успехов и небанальных идей!
2003-02-20 12:50:10
Екатерина » Викентьев И.Л.
Большое спасибо, Игорь Леонардович, за Ваш ответ!
Я подробно познакомлюсь с ссылками, которые Вы мне порекомендовали. Одна из Ваших книг находится у меня уже в руках. Это "Приемы рекламы и PR". СПб., 1998.
Сложность моего темы, как мне кажется, заключается в том, что способность к нестандартному типу мышления и особому способу деятельности связызывается с институтом профессии. При этом креативные профессии будем рассматривать как профессии, в которых принятие решений не нормировано или в функциональном спектре которых институционально заложен выход за пределы нормы, «игровые» профессии.
В этом смысле все ли профессии мы можем назвать креативными или переформулируем - каждая ли профессия позволяет личности реализовать ее творческий потенциал? Согласно каким критериям можно их вычленить, какие способы картирования применять?
Буду благодарна, если выскажите свое мнение по обсуждаемому вопросу с этой точки зрения.
С уважением, Екатерина.
2003-02-20 15:25:12
Викентьев И.Л. » Екатерина
             Уважаемая  Екатерина!
 
1) Цитирую Вас: "При этом креативные профессии будем рассматривать как профессии, в которых принятие решений не нормировано или в функциональном спектре которых институционально заложен выход за пределы нормы, «игровые» профессии"...
 
Да, это привычный, традиционный взгляд:
 
Схема N 1:
 
Творец --> Идея 
 
Обратите внимание на следующую ситуацию: сотрудник автомобильной корпорации получает от босса задание: "Необходимо разработать такую автомобильную дверцу, которая закрывается бесшумно..."
 
Возможны следующие продолжения этого сюжета:
 
Вариант-1. В течение месяца Муза_закрывания_дверей не посетила разработчика, ибо "принятие им решений не нормировано". Это - традиционная для прошлого века ситуация.
 
Вариант-2. В отделе разработчика установлена экспертная система для инженеров (одна из таких систем упомянута здесь). И если в заданный срок решения нет, то босс справедливо спросит: "Сколько сеансов работы с экспертной системой ты прошел?"
 
Пояснение: дело в том, что экспертная система сделана так, что работая с ней, среднеодаренный (!) инженер с высокой вероятностью получит решение. Пусть не гениальное, но нормальное, штатное, внедряемое.
 
Или: если есть инструмент, то творческие решения нормируются. Есть опыт внедрения подобного подхода и на территории России. Возможно, об этом кратко расскажет Сергей Валерьевич Сычёв.
 
Новая Схема N 2:
 
(Средний человек + Инструмент) --> Идея
 
Так, на семинарах для журналистов неоднократно давалось задание: за ограниченное время написать несколько заметок ... о ручке двери. Дверь - вот она. Ручка - вот она, вполне реальная. Да, желательно, чтобы материалы были в разной стилистике... Задача оказывалась сложной...
Если же у Вас имеется приличный инструмент, например, "Приемы журналистики & public relations", то это не столь сложно, поверьте/проверьте.
 
Посмотрите также: 
 
Особенно обратите внимание на "эффект 10% самоограничения";
 
Три приёма Максима Соколова (о выявлении формальных приемов в творчестве какого-либо Автора).  
 
2) Вновь цитирую Вас: "... каждая ли профессия позволяет личности реализовать ее творческий потенциал? Согласно каким критериям можно их вычленить, какие способы картирования применять?"
 
В книге, которая у Вас в руках, проработайте внимательно Главу 11 и Практическое приложение 8. 
 
После этого, вероятно, Вы сможете сами себе ответить на вопросы:
 
- Творчество какого уровня возможно на третьем и четвертом этапе S-образной кривой? 
 
- На сколько творческие проявления на этих этапах зависят от человека (см. Схему N 1), даже при том, что в профессии: "... институционально заложен выход за пределы нормы..."?  
 
- Или творческие проявления здесь детерминируются обстановкой на рынке, ситуацией в организации и т.п.?
 
3) Вы, естественно, можете строить Ваше исследование как считаете нужным, но полезно не сделать распространненой методической ошибки, вызванной наличием/отсутствием творческих инструментов...
 
Методических успехов!
2003-09-17 21:34:47
Костин Александр » Всем

Полет творческой мысли IRTAC-ВШМБ

 

Решился написать несколько строк, так как увидел поразившую меня статью в газете "Элитный персонал" под названием "Как научиться мыслить креативно".

Бизнес-тренер с многолетним стажем перечисляет "приемы креативности" (http://www.rdwmedia.ru/articles/article1042.html) и алгоритмы творческого мышления:

  • возьми у конкурента и переделай под себя
  • два в одном
  • бери идеи из других сфер жизни
  • принцип Будды

...

Прочитав советы эксперта по психологии почувствовал себя изрядно больным, а потом поймал себя на мысли, что что-то аналогичное уже было в моей прошлой жизни («метод музейного эксперимента», «метод фокальных объектов» и прочее).

Покапался в "мусорке" своей памяти и в литературе ... и с радостью обнаружил в замечательной книге "Правила игры без правил" (Петрозаводск, 1989, составитель А.Б.Селюцкий)  аналогичную историю в статье Г.И.Иванова "ТРИЗ ПОЛУЧАЕТ ПЯТЕРКУ", где Центральный Совет ВОИР в 80-е годы официально рекомендовал изобретателям работать по всем имеющимся методикам типа «метод контрольных вопросов по Эйлоарту» и другим, аналогичным советам «Элитного персонала».

Будучи детьми природы и желая ее немного изменить, очень полезно не выдумывать «я»-методики, а как-то прислушиваться к матушке природе, знать и учитывать ее эволюционные законы развития, разрешать противоречия опираясь на знания и объекты  окружающего мира, который подчиняется единым законам развития...

Уважаемые Коллеги!

Если Вам нравится наш Форум, Вы можете поддержать его, отправив любую сумму (тогда выберите опцию "Спасибо за Форум").

Вы также можете поддержать конкретное обсуждение и получить гарантированный ответ от наших специалистов (тогда выберите опцию "Прошу эксперта ответить в этой теме").
Задайте Ваш вопрос здесь.

Большое Спасибо!


Яндекс.Метрика