RRRRR - 54.146.141.60

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-02-19 11:51:55
Екатерина » Всем
Очень хотелось бы узнать Ваше мнение!
...я - менеджер, и сейчас занимаюсь разработкой исследовательского проекта "Атлас креативных профессий". Интересно было бы узнать ваше мнение о том, какие профессии в современной индустрии вы считаете креативными или, если не профессии, то какие виды деятельности можно назвать креативными?
И ещё: Что вы называете креативной индустрией, кто в ней работает?
С уважением, Екатерина
2003-02-19 12:04:20
Михаил Опанасенко » Екатерина

Уважаемая Екатерина! Вам будет легче, если Вы поставите обратный вопрос: "Какие профессии не являются креативными?"

Успеха!

2003-02-20 11:41:54
Викентьев И.Л. » Екатерина
Уважаемая  Екатерина!
 
1) Приведу фрагмент из собственной книги:

 

"Начнем с образного примера: словом “музыкант” называют девушку после педучилища, аккомпанирующую физзарядке в детсаду; человека, подрабатывающего музыкой на свадьбах, и профессора консерватории. Да, термин “музыкант” один, но насколько отличается профессиональный уровень каждого…

Также и в public relations: под единым термином скрываются работы по составлению обычного пресс-релиза и проектирование международных акций влияния.

Подобный подход - деление изучаемых объектов на качественные уровни - применил основатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998 г. г.). Приведем его классификацию технических изобретений.

 

ПРИМЕР 16.

Для изобретения использован:

  • 1-ый уровень: известный объект без выбора или почти без выбора;
  • 2-ой уровень: выбран объект из нескольких или сделаны небольшие изменения исходного объекта;
  • 3-ий уровень: исходный объект меняется сильно;
  • 4-ый уровень: исходный объект меняется полностью;
  • 5-ый уровень: изменена вся техническая система, куда входил исходный объект или сделано научное открытие.

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., “Советское радио”, 1979 г., с.14-18.

 

После публикации подобного деления изобретений на уровни, многие изобретатели и научные работники испытали подобие шока: оказывается, на безделицы 1-го и 2-го уровней, которыми они столь гордились, приходилось более 90% изобретений, что и творчеством назвать можно с натяжкой. А на действительно Изобретения 4-го и 5-го - “прорывного” уровня - приходились доли процента.

Статистика показывает, что хотя по мере развития техники число простых изобретений нарастает, долговременное развитие техники определяют решения именно 4-го и 5-го уровней...

И еще, может быть наиболее важное из этой истории для нас. Разрабатывать методики стратегически целесообразно на примерах высших уровней рекламы и PR, а не на низших, растиражированных (хотя последнее очевиднее и проще) – более подробно о методиках см. Главу 23 и Практическое приложение 18".

 
Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений, СПб,  "ТРИЗ-ШАНС" и  "Бизнес-пресса", 2002 г.,  с. 30.

 
2) Действительно, небольшие усовершенствования, "мельчайшие изобретения", делает, наверное, почти каждый взрослый человек...  Но общество движут вперед только крупные, прорывные изобретения - и в этом суть подхода создателя ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера. И ему удалось найти ряд механизмов, как такие изобретения делать.  Поэтому, если Вас интересуют серьезные разработки о более высоких уровнях творчества, то рекомендую:
 
- Прежде всего, работы Г.С. Альтшуллера;   
 
 
 
Здоровья, успехов и небанальных идей!
2003-02-20 12:50:10
Екатерина » Викентьев И.Л.
Большое спасибо, Игорь Леонардович, за Ваш ответ!
Я подробно познакомлюсь с ссылками, которые Вы мне порекомендовали. Одна из Ваших книг находится у меня уже в руках. Это "Приемы рекламы и PR". СПб., 1998.
Сложность моего темы, как мне кажется, заключается в том, что способность к нестандартному типу мышления и особому способу деятельности связызывается с институтом профессии. При этом креативные профессии будем рассматривать как профессии, в которых принятие решений не нормировано или в функциональном спектре которых институционально заложен выход за пределы нормы, «игровые» профессии.
В этом смысле все ли профессии мы можем назвать креативными или переформулируем - каждая ли профессия позволяет личности реализовать ее творческий потенциал? Согласно каким критериям можно их вычленить, какие способы картирования применять?
Буду благодарна, если выскажите свое мнение по обсуждаемому вопросу с этой точки зрения.
С уважением, Екатерина.
2003-02-20 15:25:12
Викентьев И.Л. » Екатерина
             Уважаемая  Екатерина!
 
1) Цитирую Вас: "При этом креативные профессии будем рассматривать как профессии, в которых принятие решений не нормировано или в функциональном спектре которых институционально заложен выход за пределы нормы, «игровые» профессии"...
 
Да, это привычный, традиционный взгляд:
 
Схема N 1:
 
Творец --> Идея 
 
Обратите внимание на следующую ситуацию: сотрудник автомобильной корпорации получает от босса задание: "Необходимо разработать такую автомобильную дверцу, которая закрывается бесшумно..."
 
Возможны следующие продолжения этого сюжета:
 
Вариант-1. В течение месяца Муза_закрывания_дверей не посетила разработчика, ибо "принятие им решений не нормировано". Это - традиционная для прошлого века ситуация.
 
Вариант-2. В отделе разработчика установлена экспертная система для инженеров (одна из таких систем упомянута здесь). И если в заданный срок решения нет, то босс справедливо спросит: "Сколько сеансов работы с экспертной системой ты прошел?"
 
Пояснение: дело в том, что экспертная система сделана так, что работая с ней, среднеодаренный (!) инженер с высокой вероятностью получит решение. Пусть не гениальное, но нормальное, штатное, внедряемое.
 
Или: если есть инструмент, то творческие решения нормируются. Есть опыт внедрения подобного подхода и на территории России. Возможно, об этом кратко расскажет Сергей Валерьевич Сычёв.
 
Новая Схема N 2:
 
(Средний человек + Инструмент) --> Идея
 
Так, на семинарах для журналистов неоднократно давалось задание: за ограниченное время написать несколько заметок ... о ручке двери. Дверь - вот она. Ручка - вот она, вполне реальная. Да, желательно, чтобы материалы были в разной стилистике... Задача оказывалась сложной...
Если же у Вас имеется приличный инструмент, например, "Приемы журналистики & public relations", то это не столь сложно, поверьте/проверьте.
 
Посмотрите также: 
 
Особенно обратите внимание на "эффект 10% самоограничения";
 
Три приёма Максима Соколова (о выявлении формальных приемов в творчестве какого-либо Автора).  
 
2) Вновь цитирую Вас: "... каждая ли профессия позволяет личности реализовать ее творческий потенциал? Согласно каким критериям можно их вычленить, какие способы картирования применять?"
 
В книге, которая у Вас в руках, проработайте внимательно Главу 11 и Практическое приложение 8. 
 
После этого, вероятно, Вы сможете сами себе ответить на вопросы:
 
- Творчество какого уровня возможно на третьем и четвертом этапе S-образной кривой? 
 
- На сколько творческие проявления на этих этапах зависят от человека (см. Схему N 1), даже при том, что в профессии: "... институционально заложен выход за пределы нормы..."?  
 
- Или творческие проявления здесь детерминируются обстановкой на рынке, ситуацией в организации и т.п.?
 
3) Вы, естественно, можете строить Ваше исследование как считаете нужным, но полезно не сделать распространненой методической ошибки, вызванной наличием/отсутствием творческих инструментов...
 
Методических успехов!
2003-09-17 21:34:47
Костин Александр » Всем

Полет творческой мысли IRTAC-ВШМБ

 

Решился написать несколько строк, так как увидел поразившую меня статью в газете "Элитный персонал" под названием "Как научиться мыслить креативно".

Бизнес-тренер с многолетним стажем перечисляет "приемы креативности" (http://www.rdwmedia.ru/articles/article1042.html) и алгоритмы творческого мышления:

  • возьми у конкурента и переделай под себя
  • два в одном
  • бери идеи из других сфер жизни
  • принцип Будды

...

Прочитав советы эксперта по психологии почувствовал себя изрядно больным, а потом поймал себя на мысли, что что-то аналогичное уже было в моей прошлой жизни («метод музейного эксперимента», «метод фокальных объектов» и прочее).

Покапался в "мусорке" своей памяти и в литературе ... и с радостью обнаружил в замечательной книге "Правила игры без правил" (Петрозаводск, 1989, составитель А.Б.Селюцкий)  аналогичную историю в статье Г.И.Иванова "ТРИЗ ПОЛУЧАЕТ ПЯТЕРКУ", где Центральный Совет ВОИР в 80-е годы официально рекомендовал изобретателям работать по всем имеющимся методикам типа «метод контрольных вопросов по Эйлоарту» и другим, аналогичным советам «Элитного персонала».

Будучи детьми природы и желая ее немного изменить, очень полезно не выдумывать «я»-методики, а как-то прислушиваться к матушке природе, знать и учитывать ее эволюционные законы развития, разрешать противоречия опираясь на знания и объекты  окружающего мира, который подчиняется единым законам развития...



Яндекс.Метрика