Добрый день, Коллеги!
Мне неоднократно доводилось
- получать пресс-релизы без указания места проведения запланированной пресс-конференции,
- видеть рекламу, по которой невозможно понять, что продает фирма,
- читать афиши с призывом принять участие в конкурсе - без пояснения, конкурс это SMS-конкурс, песенный или спортивный.
На днях мне прислали приглашение на заседание иркутского "Клуба ораторов". Дата проведения встречи в приглашении отсутствовала. Для меня встреча чуть не сорвалась - дозвонилась я до организаторов только за три часа до мероприятия (добираться до места заседания мне предстояло два часа).
Формулируя то, как я буду учить уму-разуму авторов этого приглашения, я изобрела мнемоформулу для тестирования объявлений, приглашений и пресс-релизов перед размножением и рассылкой. На пост-советском пространстве - по крайней мере для тех, кто 14 лет назад был уже в сознательном возрасте - думаю, должно работать.
Версия 1.0, октябрь 2005
Тест перед тиражированием и рассылкой
© Анна Каправчук
ГКЧП
Г - Где - место события или место реализации т/у, координаты для получения дополнительной информации
К - Когда - время, дата события, период проведения акции или режим работы
Ч - Что - для пресс-релизов - что произошло, будет
происходить, для объявлений - что продается, предлагается, приобретается
П - в зависимости от формата
- Почему (почему происходит событие, почему важно на нем побывать, почему это предложение крайне выгодно и т.п.) или
- Почём (цены/скидки/вложения или что требуется от участников - например, что они должны сделать/иметь, чтобы стать участниками)
Рекомендую - прежде чем разослать или подписать в печать, проверять текст "на ГКЧП". Такая элементарная проверка убережет от самых частых ошибок и существенно сэкономит Ваши бюджеты и усилия на их исправление. Порядок элементов может быть разным (например, для афиш характерен ЧГКП и КЧГП, в приглашениях встречается КГЧП, в коммерческих объявлениях - ГЧПК и ЧПГК). Элементы могут быть по-разному выражены - так, "Где?" может быть как реальным описанием места, так и адресом сайта или телефоном для уточнений - важно, чтобы у адресата после прочтения Вашего текста вопрос "Где?" не возник. Случайный пропуск любого из этих четырех элементов снижает работоспособность объявления, приглашения или пресс-релиза. Упустив что-то, Вы будете вынуждены в дальнейшем это дополнительно конкретизировать, но часть несостоявшихся Клиентов вернуть уже будет невозможно.
Вы можете специально опустить какой-то из элементов - но только если это сделано сознательно, как шаг хорошо спланированной многоходовки. Рекламная кампания в целом все равно должна будет ответить на вопросы, где, когда, что и почём сможет получить Клиент, а информационная - дать понять, что, где, когда и почему произошло или будет происходить.
Благодарю за формулировку сокращенного мной списка контрольных вопросов античного философа Квинтилиана (Коллеги - если я ошибаюсь с авторством классика, поправьте, пожалуйста), за помощь в сворачивании их в мнемоформулу - игроков "Что? Где? Когда?", называющих свою любимую игру ЧГК, и предприятие "Спецмаш", родившееся 19 августа 1991 года - в день путча, организованного ГКЧП.
Принимаются рецензии, уточнения, поправки, дополнения и усовершенствования. При публикации следующей версии упоминание соавторов гарантирую.
Буду рада узнать другие мнемоформулы или списки контрольных вопросов, которые помогают Вам решать профессиональные задачи.
С уважением,
Анна Каправчук, Ангарск.