Уважаемый Александр.
>На вашем открытом тренинге побывали "разведчики", через некоторое время в ваши руки попадает раздаточный материал и информационные блоки — разумеется, ваши и без каких бы то ни было ссылок. Вы как-то прореагируете?
Заимствование объектов интеллектуальной собственности - достаточно распространенное явление, подрывающее экономические основы творческой деятельности. Что можно делать?
1 вариант. Не реагировать, бежать вперед, оставляя последователям фрагментарно документированную верхушку айсберга собственных знаний. Такой вариант вынужден или подходит, если в переданных на прошедшем тренинге знаниях доля латентных (скрытых / недокументированных) знаний (ноу-хау) велика, либо идет быстрое развитие в достаточно узком направлении, либо автор украденный текст никак не защитил. Такой вариант не совсем подходит, если плагиатор обладает мощным рекламным ресурсом и может конкурировать с оригинальным тренингом.
2 вариант. Готовиться к появлению плагиаторов заранее, следить за рынком и быстро реагировать на конкретные инциденты с целью профилактики будущих нарушений такого рода. Такой вариант затратен для автора и подходит для трудоемоких в разработке уникальных тренингов, которые невозможно проводить без подробной документации. Возможный список работ по 2 варианту реагирования.
1) До запуска нового тренинга (образовательной программы) проконсультроваться со специалистами; подготовить и оформить договорное обеспечение (лицензионные договора) на авторские материалы тренинга; подписать сооветствующие документы с учебным центром, продающим этот тренинг; авторские тексты или иные материалы (базы данных, компакт-диски...) депонировать в организации, специализированной на защите авторских прав.
Пример лицензионного договора http://www.onlineci.ru/16cis.htm#lic
Пример консультанта и депонента текстов - http://www.rao.ru/
2) Если передаваемые на тренинге навыки могут быть использованы при обучении и/или консультировании третьих лиц (создавать конкуренцию запускаемому тренингу) или нанести ущерб государству и/или личности, можно рекомендовать предложить слушателям тренинга кроме лицензионного договора подписать подходящий Кодекс профессиональной этики (уже разработанный для конкрентной профессии или авторский). Примеры кодексов
- профессиональной организации http://www.psycheya.ru/lib/kodex_6.html
- авторский http://www.liveco.ru/consultant-code-of-ethics.htm
3) Заранее (до и в первые минуты конкретного тренинга) поставить в известность всех его потенциальных участников о наличии ограничений (лицензионного договора и, возможно, этического кодекса), необходимости их подписания, праве отказа от подписания с возвратом денег и возможных последствиях нарушения подписанных документов.
Возможные последствия нарушения ограничений:
* отзыв лицензии (прекращение всех послетренинговых услуг);
* судебное преследование;
* доведение до всеобщего сведения информации о нарушителе, например, через черный список.
Пример черного списка http://blacklist.onlineci.ru/
4) В начале конкретного тренинга до заранее определенного момента (например, не позже обеденного перерыва первого дня занятий) просить всех слушателей подписать и передать тренеру лицензионные договора и, возможно, кодексы.
5) После тренинга поддерживать связи с учениками и наблюдать за их профессиональной деятельностью. Параллельно обязательно следить через Интернет (самое технологичное) за тренингами и публикациями по сходной тематике.
Для наблюдения за учениками используйте шаблон "Персональная информация" http://www.onlineci.ru/1125.htm
Для слежения через Интернет за профильными тренингами подойдет любая национальная поисковая система, например, Яндекс (для поиска можно использовать его описание http://www.onlineci.ru/yandexcd.htm и методику http://www.onlineci.ru/oci-in-how-to.htm).
Для выявления заимствованных текстов, опубликованных в Интернет, хороши метапоисковые системы (см. описание метода поиска / мониторинга заимствованных фрагментов текстов http://www.onlineci.ru/oci-in-myths.htm#plagiat).
Кузнецов Сергей http://5186364.ru