Уважаемые коллеги!
Думаю, речь идет о противопоставлении 2-х подходов в обучении:
обучение на конкретных примерах и обучение на обобщенных моделях.
В приведенном Александром примере американцы жалуются на засилье конкретного метода (lдействительно, интересно, предлагают ли они что-то взамен?).
Американская культура и практика обучения подразумевает тяготение к конкретным примерам. Например, американцы проверяют остаточные знания в конце учебного года в виде тестов: выберите 1 вариант из 4-х. Этот подход сейчас активно внедряется и в российских школах.
В российском образовании больше принято сыпать теориями, моделями и не заботиться об их применимости.
У американцев получается узкий специалист, а наш выпускник ВУЗа как правило, вообще не умеет решать практические задачи: "Чему меня учили 10 лет в школе, и 5 лет в ВУЗе? В жизни, на работе все совсем по-другому".
По опыту работы могу точно сказать, что люди делятся на 2 типа по стилю мышления:
- конкретные практики, которые идут от решения частных задач и
- теоретики, которые пока не поймут общую модель, не успокоятся, и через решение конкретных задач они, обычно, на общую модель выйти не могут.
Стиль мышления не связан с уровнем интеллекта. Стиль мышления - это устойчивая характеристика, закладывается на генном уровне, во взрослом возрасте корректируется с трудом.
Поэтому обучение должно быть удобным и результативным для каждого. Эти два пласта: теорию и практику (как это не банально звучит) обязательно надо связывать, точнее: формировать в мозге устойчивую связь между структурами "определенный класс задач" - "теория" - "практика".
Не каждый человек способен самостоятельно построить такие связи. Возможно, способность устанавливать такие связи и есть мышление.
Сформулируем задачу так: Как наилучшим образом построить обучение?
Решение: Обучение надо строить как последовательность шагов по схеме:
1. описание класса задач,
2. понятная теоретическая модель их решения (может включать в себя историю предмета, ссылки на более ранние исследования, аналоги, причины, прогнозы и т.д.),
3. алгоритм решения задачи,
4. разобранные наглядные примеры решения задач,
5. задачник с ответами (практика под руководством наставника).
Т.е. не ИЛИ-ИЛИ, а обязательно И. Важно соблюдать баланс общего и конкретного.
В науке существуют 2 метода исследования: индукция и дедукция, т.е. от общего к частному и от частного к общему.
Эти 2 метода при обучении должны составлять непрерывный цикл (как в аналогичном споре о том, что первично - яйцо или курица).
С уважением,