Уважаемые коллеги,
Владельцами авторских и смежных прав в интернете обозначена проблема. Интернет магазины продают музыку и не расплачиваются за использование прав. С 1 сентября продажа музыки в интернет сможет происходить только с разрешения владельцев авторских и смежных прав. В противном случае такие действия станут наказуемыми.
Правообладателями поставлена задача, создать такую систему, что позволила бы контролировать использования прав в интернете.
Были предложены следующие способы:
1) Контролировать каждое скачивание в интернете для этого:
a) Сделать глобальный центр медиа-контента с которого ВСЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНТЕРНЕТА будут скачивать ВЕСЬ ИМЕЮЩИЙСЯ В ПРОДАЖЕ КОНТЕНТ. Эта идея очень труднореализуемая и уж в любом случае очень дорогая: огромное количество информации (терабайты или больше), огромный траффик (никакой канал не потянет), приведет к тому, что такой центр медиа-контента должен быть на самом деле не центром, а набором географически распределенных серверов с зеркалами, которые должны синхронизироваться друг с другом (это отдельная большая задача). Все это огромная стоимость аппаратных и программных решений.
b) организовать центр авторизации подобно "виза", где можно было бы проконтролировать каждое скачивание музыки, через индивидуальный номер. Но точно отследить количество скачиваний и просмотров НЕВОЗМОЖНО, равно как и установить, кто посещал/скачивал, потому что существует кэширование данных (соответственно количество скачавших может быть больше, чем запросов на скачивание, полученных сервером), прокси, роутеры, анонимные шлюзы и прочие вещи. Как пример приведу совершенно реальную историю: Компания N проводила розыгрыш - миллионный посетитель сайта получит машину. Для этого надо было назвать кодовое слово, которое появляется на главной странице при миллионном обращении к серверу. Позвонивших и назвавших слово было около 20 человек - все они сидели на одном dial-up провайдере, который закэшировал данную страницу. Т.е. контролировать что-то, что очень легко размножить (в нашем случае - копировать файл вообще ничего не стоит) практически невозможно. Любой розничный продавец контента может один раз скачать файл, заплатив за него, а потом раскопировать и продавать его из своей копии. Проблема контроля количества скачиваний усугубляется тем, что и продавцам и покупателям выгодно обманывать эту систему - а значит они будут искать (и находить!) разные средства ее обмануть. Т.е. надо искать какой-то способ, чтобы им было либо невыгодно обманывать систему, либо было более рискованно это делать, либо исключить такую возможность вообще.
c) ввести единую систему оплаты музыки (так как легче контролировать денежные потоки, чем количества скачиваний) и контролировать не скачивания файлов, а факты оплаты.
Движение денег гораздо более упорядочено и контролируется куда более жестко, в т.ч. и государством. Деньги, даже электронные, гораздо труднее "скопировать", чем файлы, и они не кэшируются. Их нельзя тиражировать. Обмануть банк или фискальные органы, на мой взгляд, гораздо сложнее, чем контроль скачивания, да и техническая проблема контроля платежей гораздо меньше (хотя тоже большая, но по крайней мере объемы информации будут на 4 порядка меньше). И контроля получается больше. Кроме того, продавцы в интернете, например, и так пользуются какой-нибудь платежной системой или банком - никто не платит за контент наличными, а сами продавцы редко создают свой банк или свою платежную систему - так что им будет труднее обманывать такой контроль.
Продавцы прав заинтересованы в получении платежей и, если бы удалось их всех обязать использовать единую платежную систему для медиа-контента, то можно было бы получить контроль определенного уровня над их деятельностью. Как это сделать - отдельный вопрос. Но в любом случае это задача не сложнее той, в которой все продавцов надо обязать пользоваться единым центром для скачивания. Кроме того, государство тоже заинтересовано в контроле над платежами - так что платежная система могла бы не только отчислять суммы за авторское право, но и поставлять сведения в налоговые органы. Можно даже говорить, что проект убивает двух зайцев - контроль за авторскими правами и контроль налоговых отчислений. Тут есть такая проблема - в сведениях о платежах должна быть указана информация, о том, каким авторам должны быть переведены средства, но тут возможно жульничество - продавцы могут указывать тех авторов, которые просят меньший процент.
2) Предложить внести необходимые изменения в закон об авторском праве (ресурс для влияния на этот процесс). Например об ответственности интернет-провайдеров и хостеров, за использование их ресурсов пиратами.
3) Был предложен и такой способ: самих потребителей заставить бороться с пиратством. Купил где-то контент и заплатил не через правильную платежную систему - сообщи в комитет по защите прав правообладателей и получи на свой счет 100$, новый iPod nano и постер. Есть мнение, что, некоторые сдадут всех за бочку варенья и корзину печенья, в том числе и конкуренты.
Вопросы:
1. Какие изменения в законодательстве необходимо внести, что бы обеспечить защиту прав правообладателей?
2. Предложите способ (систему), как обеспечить учёт использования прав в интернет пространстве? Цель получения такой информации- получение вознаграждения за использование прав с интернет-магазинов.