Наталья, мое мнение - количество консультаций учитывать можно, только нужно ввести "штрафные баллы" за намеренную накрутку счетчика.
При этом администратор этих менеджеров должен делать выборочную проверку, чтение самих текстов консультаций (например, по пятницам, каждый 5-ый текст).
Так можно будет проверять и реальность консультаций и отсутствие ошибок при консультировании.
Друзей попросят 1-2 раза, потом им надоест, не будет друг сидеть каждый день и "консультироваться", проще пойти на работу и получать зарплату, чем так по-хитрому выкручивать.
Думаю, стоит не средний срок ответа учитывать, а только учитывать в качестве ошибки слишком долгий ответ (более 1,2,3 минут, 30 секунд, а лучше вообще 5-ти секунд :) ).
Можно с помощью программирования легко отследить сессию и учитывать сколько покупателей пришло с консультации, т.е. проконсультировался и купил. Тогда можно либо задать эталон по норме доли покупок на 100 консультаций, либо давать бонус за продажи после консультации, зависящий от суммы покупки.
Наталья, покажите ваш магазин, пожалуйста.
Вообще очень хорошо, что вы решаете задачи интернет-магазина с помощью мотивации персонала.
Но, думаю, стоит взглянуть и на юзабилити магазина, насколько он сам "продающий", насколько посещаемый и какие источники посещаемости и какие методы увеличения конверсии еще не использованы.
С уважением,