Уважаемая Ирина!
1) Дело в том, что у нас оклады заведующих на уровне самых высоких окладов по городу. Поэтому они и стараются, т.к. в других местах платят меньше. По поводу боковиков - конечно на 100 % не уверены, но все акции и бонусы проходят через офис и о них мы извещаемся напрямую.
Но что значит "стараются"? С каким эталоном идет сравнение? Аптеку N3 Вы сравниваете с аптеками 1 и 2 (они лучше). А аптеки 1 и 2 Вы сравниваете с чем?
Из наших многолетних наблюдений - к высоким окладам быстро привыкают. И, как правило, они не являются причиной стараний. Характерный пример: Ваша же аптека N3. Поэтому мы и пишем: что там большой резерв.
2) В аптеке № 3 конечно же планы возможны, но какой толк от этих планов, если за их выполнение не полагается никаких бонусов, а наоборот за невыполнение нет никаких штрафов. Бонусы вводить дополнительно мы не хотим, т.к. оклад они получают хороший.
Конечно же нужно взаимоувязывать результативность с переменной частью зарплаты, а, если премия не была предусмотрена, то вводить ее. Если оклад высокий, то лучше премиальные величины выплачивать не в виде бонуса, а "зашить" результативность в переменную часть. О тех, критериях результативности, которые можно использовать подробно написано в обсуждении "О зарплате для работников аптек".
3) Мы подумали, что можно предложить такую систему:
Например, минимальная выручка на человека - 300 т.р.
Если работает 3 человека - то, чтобы получить минимальный оклад 15 т.р., выручка должна составить 900 т.р.
Далее, если выручка больше 900 т.р., то с разницы платим 3% на всех. Например, выручка 1100 т.р., зар. плата = 15000 + (200т.р.*0,03/3 человека) = 17000 руб. (Это если все отработали равное количество времени, если нет, то доплату делим пропорционально отработанному времени).
В этом решении есть 2 недостатка:
- Проценты платить плохо. Почему, подробно написано в статье "9 раз нельзя". Это не означает, что оклад хорош. Это означает, что есть иные модели оценки труда.
- Стимулирование только в диапазоне выше 100% (т.е. только при условии выполнения плана) не будет достаточным. Так, например, заведующая 3-ей аптеки, выполняющая на данный момент план, допустим, на 70% - поймет, что на 100% ей не выйти, а заинтересованности выйти на 80% или 90% у нее не будет.
- Кроме того, примите внимание не только должность, но и "категорию", которая может изменяться в зависимости от выполнения плана в рамках квартала.
4) Теперь у нас возникли вопросы:
- как учесть процент наценки. Чтобы они не делали всем подряд скидки (у нас предусмотрены скидки выходного дня для пенсионеров). Ведь нам важно не получение оборота любой ценой, а чтобы сохранялся при этом оптимальный % наценки.
Формально можно выставить план в виде маржинальной прибыли (абсолютной наценки). Но не покидает сомнение целесообразности этого в данном случае. Есть же, наверное, накопленная статистика по числу пенсионеров, приходящих в выходной день. И по объему их покупок. Если таковой нет – нужно сделать замеры, а при отклонениях устраивать контрольные проверки предоставления некорректных скидок. А план ставить в выручке.
- как учесть выполнение плана?
Ввести результативность по выручке и результативность по числу продаж. См. также в "Статье про зарплату".
- как учесть, что в период отпусков, а это почти 4 месяца они работают вдвоем?
Мы для этого используем специальный расчетный шаблон. В нем предусмотрены возможности:
- преобразовывать план в зависимости от числа людей в смене;
- выводить ежедневные показатели результативности;
- использовать коэффициент укомплектованности, на который повышается расчетная переменная часть зарплаты, когда число людей меньше нормативного (на эту переменную часть в дальнейшем умножается результативность).
Этот шаблон можно приобрести. Для этого напишите о своем желании в редакцию ri@triz-ri.ru .
Спасибо,