Здравствуйте, Уважаемые Коллеги!
Уверен, что мысли, прозвучавшие в этом сообщение, хотя бы раз посещали любого специалиста по Public Relations.
Исходные посылки:
Типовая проблема Public Relations. PR - рожденные создавать и
защищать репутацию Заказчиков, вынуждены создавать и защищать собственную.
В глазах широкой общественности (в том числе многих Руководителей организаций, абитуриентов ВУЗов) PR - вообще неспозиционированное понятие (опрос показал, что люди вообще не знают что это такое), либо отрицательно спозиционировано.
Пример 1: Летом 2001-го года Американское Общество по Связям с Общественностью (PRSA) вместе с Фондом Рокфеллера провело исследование – проект под названием «Индекс доверия», с целью определить рейтинг так называемых лидеров общественного мнения (opinion leaders) из 44-х предложенных специальностей. Во главе списка оказались члены Верховного Суда США, учителя и известные национальные эксперты, а специалисты по PR заняли 42-е место, обойдя лишь шоу-менов и телерадиоведущих развлекательных программ. Главный профессиональный рупор американского PR-сообщества журнал «Стратег» («The Public Relations Strategist») в связи с этим признал: «PR не ассоциируется с объективностью, которой, вероятно, должны быть наделены общественные деятели».
Пример 2: В странах постсоветского пространства наблюдаются такие оценки: PR - это "что-то негативное", "связанное с грязными политическими технологиями", "обман общественности", "назойливое давление на общественное мнение", страшилки типа "черный пиар" и "заезжие столичные гастролёры", "тратят бюджетные деньги на PR, вместо того чтобы пустить их на что-нибудь доброе", "старая добрая пропаганда, а Вы тут нам мозги пудрите PR\'ом" и т.п.
Пример 3: Студенты Латвийского Университета дневного отделения факультета социальных наук отделения коммуникационных наук самым близким к PR понятием посчитали маркетинг. Сразу же за ним следуют социология, психология, пропаганда и журналистика. На задний план отодвинуты менеджмент и бизнес. А политика оказалась самым отдаленным понятием. У заочников несколько иная картина с бизнесом. Одинаково отдаленными студенты посчитали пропаганду и политику. Студенты Балтийского Русского Института отделения Public Relations самой близкой родственницей PR посчитали рекламу, за ней журналистика, а третье место принадлежит пропаганде. Следом менеджмент, политика, маркетинг. Как демонстрируют результаты данного исследования, даже в рамках одного ВУЗа содержится весьма пестрая картина противоречий в спозиционированности данной дисциплины, не говоря уже о межвузовском уровне.
Пример 4: Из студентов 1 курса Балтийского Русского Института, опрошенных на предмет "Почему Вы выбрали программу обучения Public Relations?" подавляющее большинство (74%) ответило: "Слово красивое..." и "Здесь нет математики" (!).
Полагаю, что данной обсуждение достойно такового и вполне актуально. Наверняка перед любым, кто работает в этой
сфере, переодически возникает цеховая проблема о позиционировании (спозиционированности) данной деятельности. И
многие специалисты оказываются в затрудненной ситуации в силу эмоциональной включенности в проблему.
Вопросы для обсуждения:
1. Как Уважаемые Коллеги "ломают" или "подстариваются" к негативным публичным стереотипам?
2. Какие аргументы в защиту PR действуют наиболее эффективно? Действуют ли вообще?
3. Стоит ли вообще кому-либо взваливать на себя такую задачу, как "перевоспитывать" широкую общественность и создавать добрую репутацию PR?
4. Как создавать позиционирование PR (как понятию и деятельности), что бы вывести его на самый высокий уровень спозиционированности (по уважаемому И.Л.Викентьеву)? Повысить осведомленность о PR, например, до уровня осведомленности общественности о космонавтике, гинекологии, других узких, но важных отраслей?
5. Как сделать так, чтобы дети мечтали стать (так же как космонавтами, летчиками, пожарниками, продавцами мороженного, банкирами) PR\'арщиками?
6. Какие мысли вообще появляются при прочтении этой темы?
Вероятно, многим Коллегам покажеться, что вопросы сформулированы слишком широко и требуют филосовского взгляда? Буду рад если поправите.
А если "поправить" данную проблему на "Как сделать факультет PR в ВУЗе самым популярным и желаемым для абитуриентов при такой-то картине?" (см. выше). А если попробывать здесь организовать конкурс на лучшие вопросы и лучшие ответы, благоприятно позиционирующие PR (например, для PR интервью Президента PR Ассоциации). Наверняка тогда все сказанное ранее покажеться не таким уж заоблачным...
Буду рад любым мыслям...
Спасибо.
С уважением,
Аркадий Ларионов (Латвия, г.Даугавпилс)