Какие критерии использовать при начислении зарплаты?
Если у Вас уже есть действующая система оплаты труда на предприятии и Вам нужно получить её экспертную оценку, обратитесь к нашим специалистам: продиагностируем и дадим рекомендации
На сайте ведутся работы
сегодня 10930 Подписчиков
В приведенной Вами цитате Генрих Саулович четко обозначил направление для развития еще очень молодой теории. В связи с этим что Вы предлагаете, конструктивно, и что Вами сделано в этом направлении.
Уважаемый Александр!
Мне показалось, что в Вашем предложении дописать фразы чувствуется некая ирония. Отвечаю, как я бы продолжил их (исходя из своих представлений)
- Пока я не определил, что такое личность, я не могу даже мечтать о том, чтобы создать какую-либо теорию личности (например, теорию развития моральной личности ТРМЛ)
- Когда я наконец узнаю, что такое личность, - только тогда я смогу двинуться дальше и рассмотреть вопрос о структуре личности, о возможности (или невозможности) развития (или формирования, что не одно и то же) ее отдельных компонентов. Или проанализировав различные позиции все же неглупых людей по этому поводу, скажу в чем конкретно меня эти позиции не устраивают и предложу новый вариант.
Замечу, что структуры личности (по С.Л.Рубинштейну, К.К.Платонову, К.К.Ковалеву и т.д.) теоретически обоснованы и все же отличаются.
Замечу также, что понятие деятельности отличается также глубокой проработкой.
В связи с этим я не могу считать, что шесть предложенных в ЖСТЛ пунктов (не поворачивается язык называть их качествами личности) – это „четкое направление для развития еще молодой теории“. Теория не начинается с этого. Иначе она так и рискует остаться „молодой“, возможно на этапе детского возраста.
Если ставить целью развитие творческой личности, то необходимо понимать, что цель – это представление о результате и способах его достижения. Если образ результата – туманен, то результат – сомнителен.
Что конкретно я предлагаю? Относиться серьезно к серьезным вещам. Признавать, что и в ТРИЗ возможно проявление закона „отрицания-отрицания“.
Что сделано мною конкретно? Не знаю, много ли значат почти 20 лет работы в этом направлении. Собственные работы (более 20), работы моих студентов (сотни), проведенные семинары (более 40 – только недельных тренигнов).
Оценивалась ли данная работа серьезно? Да. Последний год перед отъездом за границу я был директором института прикладных проблем образования при Красноярском гос. университете. Была предложена исследовательская тема, посвященная развитию творческих способностей дошкольников и младших школьников. Тема была одобрена (на конкурсной основе)... И лишь мой отъезд не позволил дальше ею заниматься. Кстати, свою последнюю книгу я также рассматриваю как вполне конкретные шаги. Не претендую в ней на истину, лишь делюсь своими соображениями.
Далее – следующий пункт из нежелательных эффектов в ТРИЗ-педагогики (также не последний).
1. Не понятно место и задачи курса РТВ (как части ТРИЗ) при обучении школьников и дошкольников. Ведь чаще всего именно преподавание РТВ выдается за обучение ТРИЗ в школе. РТВ ради РТВ? Но РТВ – не ТРИЗ (если не считать привычное сокращение). Вспомним, как возник этот блок в ТРИЗ. Лишь как дополнительный (привнесенный извне), чтобы снижать действие таких факторов как психологическая инерция (часто пораждаемая прежним опытом, узкой специализацией и т.д. – об этом много написано ). Ведь не секрет, что в рамках РТВ используются так критикуемые методы активизации перебора вариантов. Или специальное преподавание „нетризовских методов“ обязательно для освоения „тризовских“?
Вопрос о развитии школьников воображения важен, но только при подходе к этому психическому процессу на основе глубокого знания психологии. (Пример – воображение и детские страхи. Развитие воображения может даже усилить детский страх)....
Ирония... ирония... ирония.
Замечание первое: психология, например, разводит понятия, человек – индивидуальность – личность.
ТРИЗ (железная ее часть) – тоже дает определения понятий, которыми пользуется (например, при изложении АРИЗ).
Замечание второе: на самом деле, зачем в обыденной жизни определять понятия, смысл которых нам ясен, если мы и так понимаем о чем идет речь? Логично . Но ведь те люди, которые не дают определения понятия машины, не создают ОБЩУЮ ТЕОРИЮ МАШИН, а те, кто не дают определения музыки, не создают ОБЩУЮ ТЕОРИЮ МУЗЫКИ. И мне как пользователю интернета, не хочется почему-то создавать ОБЩУЮ ТЕОРИЮ СЕТЕЙ...
Можно в дальнейшем ожидать и такое определение личности, исчерпывающее всю ТЕОРИЮ ЛИЧНОСТИ. „Личность – это я.“ (отсутствует только подпись).
Вот именно такая позиция и дает мне основание судить, что ТРИЗ противопоставляется науке. О важности определения основных понятий науки писали и Лобачевский, и Вернадский, и многие другие(список можно продолжать).
А может быть, все гораздо проще? „Если ТЕОРИИ создаются, то это кому-нибудь нужно?“
Подобной логикой при объяснении своей позиции могут пользоваться представители парапсихологии, эзотерики, окультизма и т.д. Мне она не по вкусу.
С уважением.
Ваше достаточно объемное послание о вреде точных определений основано, в общем-то, на одном только слове из реплики А. Толмачева: "Пока я не определил, что такое личность..." Хочу обратить ваше внимание на то, что А. Толмачев продолжил фразы, предложенные ему А. Соколовым. Причем слово "определил" принадлежит как раз А. Соколову. У меня, например, вовсе даже не создалось впечатления, что А. Толмачев настаивает на точной дефиниции понятия "личность". Похоже, вы несколько промахнулись :-)
У Зиновьева, кстати, есть хорошая фраза об определениях (определение коровы); если ее еще нет в вашей коллекции, попробую отыскать (в Сети не нашел).
Уважаемые коллеги!
Несколько лет назад между мною и одним из моих коллег разгорелся спор. Суть спора такова: можно или нельзя определить какое-нибудь понятие. Мой коллега утверждал, что можно. Я утверждал, что нельзя.
Чтобы обосновать свою точку зрения, я предложил коллеге определить, что такое стол. Он на это согласился и зря…
Первая его попытка была определить «стол» через его форму: «Стол – это горизонтальная плоскость на четырех вертикальных ножках». Но выяснилось, что стол бывает и на трех, и на двух, и даже на одной ноге. Бывает и вовсе без ног (например, подвесной).
Тогда коллега попытался определить «стол» через его функции. Но выяснилось, что обычный стол, помимо привычных, может выполнять и непривычные функции. Например, на него можно встать, чтобы ввернуть лампочку.
После нескольких попыток, коллега вынужден был сдаться. Я не записывал хода нашей дискуссии, но, видимо, она протекала по следующему алгоритму:
1) Был выбран предмет, который нужно было определить. Таковым оказался стол.
2) Были выбраны характеристики этого предмета, через которые давалось определение. Таковыми оказались: функция и форма.
3) Для формулировки определения коллега, в конечном итоге, перечислил все известные функции и все известные формы стола. Так что результаты можно было поместить в такую таблицу:
Функция | Форма | ||||
На ножках | Подвесной | Откидной | Выдвижной | … | |
Обеденный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Письменный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Компьютерный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Журнальный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
… | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Полученное (сверхполное!) определение можно было опровергнуть (показать его неполноту) с помощью следующего алгоритма:
Шаг 1. Зафиксировать один из параметров определения.
Пример. Фиксируем функцию «для обеда».
Шаг 2. Подобрать предмет, у которого фиксированный параметр будет таким же, а нефиксированный – другим.
Пример. Выбираем сферу с выбоинами для тарелок и чашек. Чем она – не обеденный стол?
Данный пример наглядно показывает, как с помощью нехитрой методики можно обесценить любое определение даже такого привычного предмета, как стол.
Кроме того, шаги алгоритма опровержения показывают возможные направления развития:
1) Система С, созданная для выполнения функции Ф1, постепенно начинает выполнять дополнительные функции Ф2 и Ф3. Чем больше полезных функций выполняет система, тем ближе она к идеальной.
2) Функцию Ф, которую раньше выполняла система С1, постепенно начинает выполнять новая – более идеальная – система С2.
Поэтому, приступая к созданию новой методики, науки, важно не зацикливаться на определениях, которые все равно (особенно, в начале!) не будут полны, а собирать факты и заносить их в картотеку.
С уважением,
Общая тема обсуждения связана с НЭ в направлениями ТРИЗ-педагогика. Но переход к обсуждению догм ТРИЗ, на мой взгляд, произошел не случайно. Попытаюсь пояснить.
Недостаточно высокий уровень преподавания ТРИЗ в школах – факт. Как он объясняется? Примерно так: во всем виноваты учителя, они так восприняли ТРИЗ на семинарах (курсах и т.д.) и „свое незнание передают детям“. Отсюда подобное восприятие детьми ТРИЗа. Но откуда получены знания учителями? От мастеров и преподавателей ТРИЗ. Или здесь тоже имеет место „передача незнания“?
Теперь об определительстве. Мне лично самому неинтересно, когда на конференциях (куда люди идут за новой прежде всего информацией) или на практических семинарах (где люди хотят получить ответы на конкретные интересующие их вопросы) большое внимание уделяется анализу определений. Здесь имеет смысл говорить о „зловредном определительстве“. Когда я говорю с коллегами, занимающимися этими вопросами, мне также достаточно определения системы „по Злотину“. Вряд ли меня удивили замечания господина Сычева о том, что на семинаре по рекламе слушателей не интересовали определения рекламы.
Совсем другое дело, когда мы говорим об обучении. Здесь содержание, по моему убеждению, должно быть определено ясно. Здесь недостаточно подобных неопределенных определений. Или есть какие-либо основания считать, что большинство слушателей, впервые сталкивающиеся с ТРИЗ, должны сразу же сами выйти на уровень понимания его сути? Я полагаю – нет. Мне кажется, что „безвредное неопределительство“ играет в такой ситуации не лучшую роль. На вопрос, какие еще возможны подходы к проблеме обучения взрослых, я попытался также ответить в своей работе.
Примеры с определением атома, приведенные г. Сычевым (это не значит, что не было никаких определений и моделей) меня не убеждают также. На мой взгляд любое определение (или модель) – явление временное. Когда появляются новые знания, модель устаревает, заменяется новой. Именно в этом и состоит отрицание отрицания. Это нормально. Но это не означает, что необходимо совсем отказаться от определений, разрабатывая новые теории. Это уже другая крайность.
В ТРИЗ есть своеобразная классификация людей, которые так или иначе с ТРИЗ соприкасались (есть и на этом сайте). Я для себя тоже имею подобную (стал думать об этом, рассуждая о проблеме „порче школы“). В эту классификацию, в частности, входят неприкасаемые, непримиримые и несомневающиеся. Наладить диалог с ними очень сложно. Есть и другие, которые отличаются некоторой умеренностью во взглядах, сомневающиеся в абсолютных возможностях ТРИЗ. Мне более близка их позиция, они готовы прислушаться к чужой точке зрения.
По поводу определений. Из статьи Королева В.А.: «Мало того, что всякие попытки как-то установить единое понимание терминов всегда встречали, мягко говоря, настороженное отношение (от “злостного определительства” до “это нас погубит”). Даже сегодня всё ещё остаётся настороженное отношение к таким попыткам. (о чём свидетельствует реакция на проект “Энциклопедии ТРИЗ”). Трудно расценить это иначе, как попытку сохранения монополии на толкование системы понятий ТРИЗ, что способствует её перерождению в версию сайентизма. Характерно, что иерархия в ассоциации ТРИЗ (профессионал и мастер) устанавливается в связи с заслугами преимущественно в её распространении. »
Что касается педагогики, уважительно отношусь к разработкам отдельных авторов, например, по сказкам - А.Нестеренко. Кстати позволю себе привести одно из ее высказываний: «... мы не должны забывать о развитии того, чему учить пока не умеем. Рискуя быть плохо понятой коллегами тризовцами, подчеркну ... что вопрос о самодостаточности ТРИЗ в педагогическом плане мною давно решен отрицательно.»
В работах этого автора заметно и серьезное отношение к психологическим проблемам, и готовность искать новые пути в преподавании ТРИЗ. Подобные взгляды мне близки. Значит в ТРИЗ есть ресурсы дальнейшего развития. И ТРИЗ – не умер!Уважаемый коллега Толмачев!
Совсем другое дело, когда мы говорим об обучении. Здесь содержание, по моему убеждению, должно быть определено ясно. Здесь недостаточно подобных неопределенных определений.
1. В современной педагогике есть т.н. «деятельностное» направление, где предлагается необходимый набор знаний, умений и навыков давать обучающемуся в первую очередь через деятельность, а не через теоретические положения (или определения). А с точными определениями разбираются сильно позже… Эффективность образовательного процесса, как показывают исследования, в таком случае существенно выше. В частности, в СССР этой областью занимались такие видные педагоги-ученые, как Г.И. Щукина, Н.Е Кузнецова и их ученики.
2. В педагогике уже довольно давно описаны два полярных пути формирования абстрактных понятий у обучающихся, пришедшие из философии: от частного к общему и от общего к частному. При движении от частного к общему точные «теоретические» определения понятиям не даются, понятия определяются через массив конкретных примеров. Например, в курсе русского языка понятие «имя собственное» определяется не как «имя собственное – это….», а как «имена людей, названия городов, рек, улиц, клички животных […и т.п.] - имена собственные».
Думаю, коллеги согласятся, что есть области, где точные определения нужны и хороши; есть, где - наоборот. Опыт показывает, что ряд дисциплин, ориентированных на решение практически важных задач, не должен страдать «зловредным определительством» (замечательный термин!).
Триада классической педагогики «Знания - умения - навыки» говорит, что знания должны стать умениями, а умения – свернуться в навыки. Ради профессиональных навыков и затевается, как ни странно, обучение. Знания – стадия…
Уверен, что где-то в старых студенческих конспектах именитых хирургов есть определение, скажем, полостной операции. Но проверяет ли это знание этого определения больной, который среди прочих специалистов клиники выбирает, к кому лечь на операцию – да еще за собственные деньги? Так или иначе больной будет проверять уровень сформированности умений хирурга.
ТРИЗ – как теория, ориентированная на решение задач (что – как ни удивительно! – отражено даже в ее названии) имеет очень сильный акцент на развитии вполне определенных умений человека. Достаточно просмотреть работы Г.С. Альтшуллера, скажем, «Икар и Дедал: комплекс программ для НТТМ» и «Как преподавать ТРИЗ?».
Развитие этих умений идет разными средствами и на разных уровнях. (Среди них и РТВ, кстати…)
На этом понимании легко строится собственное исследование. Тогда работы по ТРТЛ становятся не мешающей развитию догмой, а фундаментом для работы. Чтобы идти дальше – в теории и практике.
С уважением, С.Ю. Модестов.
Редакция дает справку:
"Автор термина "зловредное определительство" - Борис Львович Злотин.
С Уважением,
К сожалению, как я и опасался, обсуждение выродилось в рассуждизмы об вреде точных определений. Зачем уделять этому банальному "вопросу" столько времени? Само собой, точных определений явления не бывает, потому что определение конечно, а явление бесконечно. По-моему, достаточно сослаться, скажем, на "Материализм и эмпириокритицизм" ("Диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека."), а не приводить пример за примером, убеждая, так сказать, "по индукции". Примеры уместны разве что при обучении неофитов, да и то как промежуточная стадия. Создается впечатление, что уважаемые коллеги отвечают больше незримой публике, чем собственно оппоненту; "выступают". Неудивительно, что у оппонента пропадает желание участвовать в споре.
Сергей, вы замечаете, что приводите только примеры, работающие на вашу точку зрения? О хирурге можно сказать, хотя и с натяжкой, что (теоретические) знания для него --- стадия (замечу, что вы неявно понимаете знания только как теоретические знания, хотя это и не так). Замечу только --- верные теоретические знания. Но можно ли сказать то же самое о математике или физике?
Чтобы легче было вытащить гвоздь из доски, его нужно согнуть и крутить. Это "теория", достаточная для формирования навыка. Навык вытаскивания приобрести очень просто. Но разве теория сухого трения, объясняющая, почему так легче, может быть названа средством формирования этого навыка? Можно ли, в таком случае, утверждать, что (любые) знания --- стадия (на пути приобретения навыков)? И почему это я подбираю вам очевидные контрпримеры, а не вы сами?
Можно сказать, что ТРИЗ ориентирован на развитие определенных умений человека. Решать новые задачи пока умеет только человек, а ТРИЗ как раз занимается решением задач. Но ТРИЗ не сводится к формированию навыков решения задач. Навыки решения ("согни гвоздь и крути") формируют и другие эвристики, и эта, как ее, синектика, да и, в конце концов, простая практика. ТРИЗ как раз и отличается от всех этих методик тем, что ищет не в голове (навыки), а в окружающем мире (законы развития технических систем), колоссально увеличивая, таким образом, вероятность отыскания ответа. Умения и навыки в ТРИЗ как раз вторичны; сердце ТРИЗ --- ТРТС (в которой, отмечу, нет ни капли "навыков"), а все приемы ТРИЗ (переходящие в навыки) имеют значение только потому, что основаны на ТРТС.
Редакция выделила 2 смысловые нити этого обсуждения:
Те из сообщений, которые одновременно относятся к обоим контекстам, отображаются в обеих нитях.
Но в дальнейшем, просьба, к уважаемым Коллегам:
С Уважением,
Добрый день!
Не кажется ли уважаемым коллегам, что есть противоречие:
- если давать определение, то будем точнее понимать друг друга(+), но потратим много времени на "производство определения"(-);
- если не давать определение, то сэкономим время(+), но не будем понимать друг друга (-(и тогда потратим много времени на дискутирование, которое может быть непродуктивным!!!))
Итак: определение надо давать, чтобы точнее понимать друг друга, определение не надо давать, чтобы сэкономить время.
Может быть настало время ликвидировать это узкое место?
Или его нет и все ОК?
Всего определенного!
Уважаемые коллеги!
Хочу поделится одним критерием, который использую в своей работе. Я регулярно пишу обзоры рынка консалтинга, тренингов и бизнес-семинаров, поэтому почти еженедельно бываю на различных "круглых столах", конференциях и т.п.
Излагаю в виде тезисов.
Тезис-1: Существует ряд проблем, кочующих с одной встречи на другую в течение последних лет, вот примерный список:
- "чистые" избирательные технологии;
- может ли политика быть этичной?
- этика бизнеса;
- сертификация в области консалтинга, политтехнологий и т.п.
- кодекс консультанта (или бизнес-тренера);
- название новой профессии: PR-профи, пиарология, релайтер и т.п;
- исчерпывающее определение, что именно есть: маркетинг, реклама, PR, менеджмент;
- "где пролегает тонкая грань", что является частью чего: реклама частью PR, PR частью рекламы, или все это часть маркетинга, или давайте это всё обзовем "интегрированными маркетинговыми коммуникациями";
- этично ли обучать манипулированию, и где грань между манипулированием и "честной работой"?;
- этично ли заниматься продвижением "плохих", "вредных" товаров/услуг, непорядочных политиков?
Тезис-2: Обращаю внимание уважаемых коллег - все перечисленные проблемы:
а) сложны;
б) имеют множество решений в зависимости от времени, страны, разработанности теории, наличия конкурирующих теорий и их сторонников и т.п.;
в) в ряде случае жестко зависят от выполнения договоренностей между игроками рынка (см., например, профессиональный Кодекс).
Тезис-3: Факт: гарантированный способ обратить на себя внимание, сделать "ненулевой доклад" без подготовки - это как-то задеть перечисленную проблематику.
Тезис-4 (мой критерий): когда читаю публикации, слушаю оратора, я выработал такой практический критерий:
А какие ещё работы по теме есть у этого автора?
Поясню: если, например, о Кодексе консультанта начинает говорить неопытный человек - это может быть интересно, полезно лично ему (!), но бесперспективно. Он просто не владеет ситуацией, не знает реалий консалтингового бизнеса.
Аналогично, если 401-е определение "маркетинга" (я не утрирую) предлагает аспирант и это его первая-вторая (!) работа, вряд ли можно ждать не то чтобы нового, а хотя бы профессионально полезного.
Другое дело, если о терминологии, а скорее всего о системе терминов, начинает говорить человек, имеющий ряд фундаментальных трудов. Хотя бы потому, что чтобы их написать, он должен продумать взаимосвязь понятий, глав, иллюстраций, распланировать работу помощников (тех же аспирантов) и т.п. То есть, преподаватель детского сада вряд ли предложит систему терминов в области ТРИЗ, а на основе работ по техническим системам Ю.П. Саламатова и И.М. Кондракова это возможно. Точнее, вероятность этого выше.
Кстати, еще один вспомогательный критерий: если в монографии в КАЖДОЙ главе вводится много новых понятий и они практически НЕ используются далее - материал сырой, непродуманный. Например, серию подобных слабых книг по тренингам и консалтингу выпускает сейчас издательстов "Питер".
Резюмирую: есть ряд проблем, связанных с терминологией той или иной предметной области. Чтобы определить: насколько очередные предложения серьёзны, лично я использую контрольный вопрос: А какие ещё фундаментальные работы по теме есть у этого автора?
Контр-довод-1: а может ли быть так, что новичок предложит новую систему терминов? Мой ответ: теоретически, да. Практически, вероятность этого около нуля.
Контр-довод-2: а может ли новичок только поставить проблему, а трудолюбиво сделают новую систему терминов другие дяди и тети? Мой ответ такой же.
С уважением,
Уважаемый Александр!
Я бы к предложенному Вами критерию:
добавил еще один (иногда дополняющий, а иногда - противоположный):
Поясню свою мысль. Если уважаемый Автор поднимает новую ("первоэтапную") ТЕМУ, то не следует вообще быть сколько-нибудь строгим к определениям. В таком же случае, становится неважно (или почти неважно) есть ли у Автора иные работы, а также степень их фундаментальности. Новичок только на "новизне" самого предмета и пробьется. (Конечно, я понимаю, что "новизна" - не единственный критерий).
Дорогой коллега!
А я бы еще добавил
Контр-довод-3: но может быть, новичок, как раз в силу своей "постороннести", дилетантизма, даст "свежий взгляд", взгляд внешнего наблюдателя на проблему, и этим взглядом увидит то, чего не видят профи, "закосневшие" в свой специальности т.п. ...?
Ответ: опять-таки, как пишет Александр, "теоретически да", но... На практике ничего кроме обывательских стереотипов и своей инерции мышления, дилетант преподнести аудитории не способен...
Успехов!