414
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
  • Алексей Шпаков,
    г. Санкт-Петербург
© Алексей Шпаков,
г. Санкт-Петербург

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, РАБОТАЯ С ТИПОГРАФИЕЙ

Рано или поздно любая организация приходит к тому, что необходимо заказать себе печатную рекламу. Это могут быть флаеры, буклеты, каталоги, проспекты, листовки и масса другой полиграфической продукции. Как ни странно, проблемы могут начаться еще до размещения заказа.

Начнем с того, что выбор типографий на сегодняшний день просто огромен. Со времен Советского Союза остался мощнейший парк полиграфического оборудования. Им тогда снабжались учебные заведения, административные учреждения, крупные военные части и т.д. Техника, как правило, стояла самая простая, но техники этой скопилось "море", и теперь оно "выплеснулось" на полиграфический рынок России. А поскольку ныне для простейшей типографии достаточно иметь оборудования на сумму всего около 5-7 тысяч долларов, мы имеем множество плодящихся типографий. Причем процесс этот "волновой" и пока еще не закончился.

В мировом легальном бизнесе полиграфия по прибыльности стоит на втором месте (после медицины), так что желание иметь свою типографию владеет умами многих предпринимателей. Однако профильных знаний у большинства из них нет. Сумма этих факторов и создает ту экстремальную обстановку, которую мы наблюдаем: в крупнейших городах "откат волны" уже пошел, разоряются многие непрофессиональные типографии, но проблемы у Заказчиков все равно остаются, и проблемы эти ТИПОВЫЕ.

Рассмотрим, как их избежать уважаемому Заказчику на примере печати тиража "офсетом".

"ПОРТРЕТ ЗАКАЗА", или СВЕДЕНИЕ К "ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ"

Для начала нам нужно выбрать типографию, в которой мы будем размещать заказ. Если Вы с этим еще не сталкивались, сопоставить услуги разных типографий будет так же непросто, как делить в столбик римские числа. Особенно когда мы открываем телефонный справочник и начинаем звонить по всей этой рекламе. Одни называют цены в долларах, другие - в евро, третьи - без учета бумаги, а четвертые - с учетом фальцовки и лакирования. Поэтому перед звонком на типографию желательно представить себе (а еще лучше прописать на бумаге) "Портрет заказа" - что мы хотим получить "на выходе":

А) Формат материала (например, А4 или А5, или А3+)…
Если формат не совсем понятен (Вам не известно его полиграфическое название) - просто сообщите примерный размер в миллиметрах.

Б) Тип материала (бумага/картон, матовая/глянцевая (блестящая), толстая/тонкая, ширпотреб/эксклюзив).

В) Количество экземпляров (необходимый тираж).

Г) Допустимые сроки.

Д) Наличие или отсутствие готового дизайна и текстовой информации.

Е) Кто займется доставкой тиража и в каком режиме.

Ж) Количество страниц в экземпляре (если речь идет не об одностраничной продукции).

Для первого внятного диалога с типографией этого вполне достаточно. Причем мы смогли обойтись без сложных, малопонятных полиграфических терминов. Опросив с десяток типографий, можно выбрать несколько из них и побеседовать более детально.


"ПРОРИСОВКА" ДЕТАЛЕЙ, или "СКОЛЬКО ВЕШАТЬ В ГРАММАХ?"

В следующем "раунде" переговоров возникает масса нюансов, требующих обязательного УТОЧНЕНИЯ между сторонами.

Нужно обязательно встретиться с представителями типографий и посмотреть образцы ИМЕННО ТОЙ ПРОДУКЦИИ, КОТОРУЮ ОНИ ВАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ. По понятным причинам, у сторон существуют разные критерии оценки качества продукции. Возможно, типография считала Вам более дорогую бумагу, чем действительно необходимо, или наоборот. Или же Вам считали печать на машине низшего класса, а ее качество Вас не устраивает. И т.д.

Итак, встречаемся с менеджером типографии и продолжаем беседу. Во-первых, важно помнить, что с ростом тиража (количества отпечатанных экземпляров) цена одной "штуки" существенно снижается. Как крайний случай, серийное производство всегда дешевле отдельных авторских работ. Это связано с техническими аспектами офсетной печати. (В частности, на "приводку" тиража может уйти сотня листов бумаги. Кроме того, машину нужно подготовить к печати.) Все это требует материально-временных затрат, но они "растворяются" с увеличением тиража. Подобно тому, как разовые усилия маляра по разведению белил, "растворяются" с увеличением площади потолка.

Так, если Вы заказываете 1000 листов А4 (4+4), это будет стоить 190 долларов (соответственно, 1 экз. - 19 центов), если 5000 листов - 380 долларов (1 экз. - уже 7,6 цента). А если Вы заказываете всего 100 листов, они могут Вам обойтись по цене 500 экземпляров, т.е. печать 1 экземпляра в этом случае будет стоить 1,6 доллара. Особенно если печатная машина печатает изображение не за один раз (4 печатных секции и более) и имеет большой формат. (Если Вам необходимо совсем небольшое количество экземпляров - лучше обратиться в компании, предлагающие оперативную (цифровую) полиграфию.)

Таким образом, с УМЕНЬШЕНИЕМ тиража будет НЕ ЭКОНОМИЯ, а, наоборот, увеличение стоимости одного экземпляра. И наоборот.

Но тут есть один нюанс. Если тираж печатается для продажи, а не для раздачи, то не стоит заказывать больше, чем необходимо. Дело в том, что ПОСЛЕпроизводственная себестоимость одного экземпляра (склад, реклама, система распространения, доставка и т.д.) может существенно превысить производственную себестоимость.

Иное дело - печать полиграфической продукции, которая будет "раздаваться" (флаеры, листовки, буклеты и т.д.). Здесь, действительно, чем больше, тем дешевле. В общем, стоит руководствоваться реальными потребностями, бюджетом и здравым смыслом.

Во-вторых, обязательно нужно узнать, входит ли в стоимость тиража "вывод пленок".
Пленки - это что-то типа обычных черно-белых фотопозитивов большого формата. Для полноцветной печати (например, фотографии) необходим комплект из 4-х пленок, которые уважающая себя типография после печати возвращает Заказчику. Иное дело, если тираж печатается "сборный". Поэтому важно уточнить, как будет печататься Ваш тираж - "сборкой с другим" или индивидуально?

"Сборка" означает, что на одном большом листе (например, А2+) располагается сразу несколько разных заказов. Это удешевляет печать, но и качество в этом случае получается несколько хуже. Просто печатник добивается примерно одинакового ("усредненного") качества для всех заказов, размещенных на листе. Для большинства продукции это вполне приемлемый вариант, так что не стоит сразу отказываться от "сборного" тиража. Но посмотреть образцы необходимо.

Затем надо определиться с бумагой. Как правило, у типографий имеется несколько типов бумаг, с которыми они стараются работать постоянно. Это такие бумаги, которые подходят и большинству Заказчиков, и не вносят проблем в технологический процесс печати в данной типографии.

Бумагу можно классифицировать следующим образом:

  • По плотности (под этим понимается масса листа бумаги площадью 1 м.кв.).
    Плотность варьируется от 30-40 "грамм" (например, газетная бумага) до 300 и более (картоны). Чем плотнее бумага, тем она дороже (при прочих равных параметрах).
  • По степени "блеска" - матовая и глянцевая.
    Это значит "блестит" бумага или создает иллюзию матового покрытия. Чтобы лучше представить себе свою продукцию, попросите показать оба варианта.
  • По степени белизны - мелованная и немелованная.
    Типичная "немелованная" бумага - газета. Она обладает намного меньшей белизной, качество печати на ней однозначно хуже, но для флаеров, которые раздают тысячами на остановках или опускают в почтовые ящики, она вполне может подойти. А цена будет значительно ниже, чем на "меловке".

Следующий важный момент - "цветность". Если Ваш флаер имеет один лишь черный цвет - он "одноцветный". Это дешевле и проще "полноцвета". Если Ваш флаер имеет 2-3 цвета, он может оставаться всё еще "неполноцветным". Об этом поговорим ниже.

Кроме того, возможна печать "полноцветом" с одной стороны и 2-мя (или одной, или тремя) красками с другой стороны. Обозначается такой тираж, как правило, 4+2 (или 4+1, или 4+3) и т.п. Это значит, что с одной стороны у Вас "полноцвет" (4), а с другой - отличное от 4-х количество красок (т.е. две или одна, или три).

Бывают и другие варианты, например 6+4. Это может означать, что с одной стороны у Вас "полноцветная" печать (4), например фотография, дополнительный чистый цвет (например, золото) и лак. Или просто 2 дополнительных цвета. С другой же стороны у Вас обыкновенная полноцветная печать (4).

Тут мы подходим к таким часто употребляемым типографией (но не всегда понятным Заказчикам) обозначениям, как "цмик" и "пантоны".


УТОЧНЕНИЕ ЦВЕТА: "СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ" или "ЦМИК" С "ПАНТОНАМИ"?

Внесем некоторую ясность в используемые определения (кстати, не всегда правильные).

ЦМИК (CMYK - Cyan, Magenta, Yellow, blacK) - тип чистых печатных красок, при наложении которых получается множество цветов и оттенков. Все в детстве рисовали и смешивали краски. Когда мы смешивали голубую и желтую краску, на кисточке у нас оказывалась зеленая краска. То же происходит и при "цмик"-печати: зеленая получается наложением cyan+yellow, красная - magenta+yellow, фиолетовая - cyan+ magenta и т.д. А великое множество оттенков и переходов создается благодаря тому, что изображение состоит из огромного количества точек чистого цвета.

Если взять мощную линзу и посмотреть на какую-нибудь полиграфическую картинку, можно увидеть эти точки. Точки эти имеют всего 4 цвета (тот самый "цмик"), но они разного размера и, при наложении друг на друга, дают разные пропорции "смешения красок на кисточке".

ПАНТОНЫ (Pantone) - под этим определением подразумевается (в большинстве случаев) печать одного цвета одной краской. Если, печатая красный цвет "цмиком", мы используем 2 краски (накладывающиеся друг на друга), то печать "пантоном" выполняется одной краской. Соответственно, переходы возможны только из чистого красного в красный того же оттенка (за счет точек разного размера, которые не накладываются на точки других цветов). В этом есть и минусы, и плюсы.

Плюсы состоят в том, что тратится меньше краски. Сама по себе, печать проще: не нужно совмещать точки одного цвета с точками другого, так как они не накладываются. Кроме того, есть ряд цветов, которые невозможно получить "цмик"-красками (например, ядовито-зеленый или золотой металлический цвет).

Однако большинство задач решается именно "цмик"-печатью. Стоимость работ напрямую не зависит от типа красок. Если в типографии есть чистая зеленая краска, смешанная не на листе (точками из двух красок), а в "бочке", то для печати черного текста с зелеными вставками с обеих сторон проще использовать печать 2+2 (т.е. чистый черный и чистый зеленый), чем 3+3 (чистый черный + наложение голубого на желтый).

Тут нужно быть особенно внимательными - обычно типографии при обозначении 2+3 и расчете цен все равно имеют в виду "ЦМИК"-краски !!! Поэтому Заказчику стоит лишний раз, не пытаясь использовать полиграфические термины, обычным языком объяснить, что хочется получить в итоге.

Например, Вам нужно, чтобы фрагмент текста был отпечатан синими буквами на желтом фоне.

Правильнее так и сказать: "Мне нужно, чтобы этот фрагмент был отпечатан синими буквами на желтом фоне". И совсем неправильно было бы говорить: "Посчитайте мне двухцветную печать". Вы-то видите это как два цвета, но в реальности они могут быть напечатаны не двумя, а тремя или даже четырьмя красками (см. выше). А сотрудник типографии, услышав про "двухцветную печать", может подумать, что Вам нужна печать в два "пантона" (и, соответственно, сделать иначе, чем Вы просили).

Во избежание накладок, просто опишите, что Вы хотите получить. Совершенно нормально звучит фраза: "Мне нужно 500 листиков с фотографиями нашей продукции с двух сторон. Они должны быть согнуты посередине. Бумага на ощупь - как в глянцевых журналах". Заказчик не обязан быть специалистом в полиграфии. Он платит деньги, а нормально работающая типография сама уточнит РЕАЛЬНЫЕ потребности Заказчика.

Так вот, возвращаясь к вопросу цены, если типография не заказывает "пантонных" красок, то, скорее всего, Вам придется заплатить столько же или больше, чем при "цмик"-печати. В этом случае типография под Ваш заказ покупает целую "банку" краски, которая может после Вашего тиража стоять не один месяц за ненадобностью. Если же типография регулярно печатает "пантонами" и Вы заказали не слишком редкий цвет, печать может выйти дешевле.

На цену также влияет "красочность" печатного оборудования, т.е. сколько одновременно красок может наложиться на лист, пока он идет через печатную машину. В 4-х и более секционных машинах "полноцвет" (4) может печататься сразу, поэтому накладные расходы при печати "полноцвета" уменьшаются. Но если Вам нужна 2-х цветная печать, она реально может оказаться дешевле на 2-х секционной печатной машине (такая машина сама по себе намного дешевле 4-х и более -секционной).

Иногда к "цмик"-печати добавляют несколько "пантонов" (например, печать фотографий "цмиком" и печать на той же стороне золотом названия компании с последующим "лакированием" названия). Такая печать будет дешевле на машине, имеющей более 4-х печатных секций (в данном случае оптимален 6-ти секционный вариант). Здесь правило такое: сколько красок с одной стороны - столько секций оптимально иметь на машине (или больше, НО НЕ МЕНЬШЕ).

Лакирование - такая же печать краской, только в роли краски в данном случае выступает прозрачный полиграфический лак. Он позволяет придать продукции интересный вид, особенно если лаком покрывается участок матового листа. Выглядит очень красиво и дорого (и, кстати, стоит тоже недешево).


ПОСЛЕПЕЧАТНЫЙ СЕРВИС, или "ВАМ ЗАВЕРНУТЬ"?

Важно помнить, что, кроме непосредственной печати, в услуги типографии входит послепечатная обработка и дополнительные услуги. Например, типография может упаковать напечатанные комплекты "календарь+буклет+визитка+прайс-лист" в конверт или термоусадочную пленку (которая равномерно "обтянет" комплект), а может просто отдать Вам тираж в коробке "из-под обуви".

Из послепечатных услуг обязательно стоит упомянуть фальцовку, биговку и ламинирование.

Фальцовка - это сложение листа. Например, у Вас листовка А4 формата 4+4 с 2 фальцами. Это значит, что она будет складываться по 2-м сгибам. В итоге получится "разворотка", состоящая из трех частей на одном листе. Обычное сложение пополам означает один фальцовочный сгиб. Их может быть и много, например инструкция к лекарствам имеет иногда 6-8 фальцовочных сложений.

Биговка - выдавливание своеобразного "желобка" для улучшения сгибаемости/раскрываемости. Например, открытка еще не сложенная, но имеющая "канавку".

Ламинирование - покрытие листа защитной пленкой. Пленка бывает матовая и глянцевая, к тому же - разной толщины, которая обычно указывается в микронах. Ламинированию подвергается большинство карманных календариков.

Не стоит забывать и о таких услугах, как доставка тиража, разработка дизайна, скидки постоянным Заказчикам и т.д.


ПЕРЕД ТЕМ, КАК РАСПИСАТЬСЯ ЗА ЗАКАЗ…

Попросите распаковать одну пачку и выдерните несколько экземпляров из начала, середины и конца пачки. Сравните их, оцените качество. С "тиражностью" обман бывает крайне редко: количество экземпляров иногда может даже превышать заказ, поскольку бумага закупается с запасом на "приводки" и брак. А вот недоразумения с забытой парой пачек случаются. Поэтому нужно узнать, сколько штук в упакованной пачке, и посчитать сами пачки. Надо понимать, что типографии наши буклеты ни к чему, но сбои по невнимательности случаются часто.

Если есть лакирование, ламинирование или печать металлическими красками - обязательно оцените их качество. Сравните с образцами, которые Вам показывали. Если качество хуже - смело предъявляйте претензии. Не стоит сразу хлопать дверью - возможны вполне здравые варианты урегулирования конфликта: тираж можно взять за меньшую сумму или договориться о скидке на следующий тираж. Но последнее лучше закрепить письменно.

Обман с тиражом (кол-вом экземпляров) может встречаться при печати периодических изданий, но это тема отдельной публикации.


НА БУДУЩЕЕ

К печатной продукции для своей компании стоит относиться как к рекламному инструменту, а не как к "головной боли". Несмотря на все спецтермины и аббревиатуры, почти всё можно объяснить обычным языком. А если где-то с Вами не захотят нормально разговаривать, см. начало статьи. Есть много других типографий. Главное - не забывать о полноценной постановке задачи.

Иногда имеет смысл разместить заказ в пригородной типографии. Заказами они обычно не избалованы, аренда в пригороде дешевле, зарплаты, как правило, меньше, а потому и стоимость тиража может существенно отличаться от города. Единственное, о чем обязательно нужно договориться - о доставке тиража: кем, в какие сроки и в каком виде.


ПРИЛОЖЕНИЕ. HELP ЗАКАЗЧИКУ ТИПОГРАФИИ

Типовые сложные моменты при работе с типографией

Автор благодарит Галину Владимирову (Система "ТРИЗ-ШАНС") и
Редакцию проекта "Рекламное Измерение" за постановку вопросов и помощь в написании материала.

Яндекс.Метрика