1515
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Игорь Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС"
"ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ДЕМОКРАТЫ РАССТРЕЛЯЛИ из ПУШЕК НАШЕ ЗАКОННОЕ ПРА… ОЙ! ИЗВИНИТЕ…",

или О моделях тренинга политиков


Постепенно - в силу конкуренции - ситуация сложилась так, что нынешние Кандидаты помимо своей воли вынуждены лично участвовать в выборах. И здесь фраза "работать лицом" становится не просто актерской присказкой, а элементом избирательной кампании. Что делать, если Кандидат - "ну не актер!" и не обладает навыками публичного политика? Об этом интервью Александра Соколова с Генеральным директором консалтинговой фирмы "ТРИЗ-ШАНС" И.Л. Викентьевым (г. Санкт-Петербург).


Корр.: Игорь Леонардович, поясните разницу между удачным и неудачным личным имиджем политика...

Не бывает удачного или неудачного "имиджа вообще". Всегда следует помнить о решаемых задачах. Постараюсь привести политически нейтральный пример. Вы видели шоу на канале НТВ "Я и моя собака"?..

Вспомните выражение глаз ведущего Ширвиндта-младшего. Мне кажется, что именно для этой передачи оно очень органично. Но представьте себе иной жанр - те же выборы. Представьте себе, что уважаемый Михаил Александрович с таким выражением глаз пойдет на выборы... Просто ответьте себе на вопрос: Вы станете голосовать ЗА него? Другая задача, другой имидж…

Корр.: Допустим, взрослый, сформировавшийся человек имеет крепкую программу, но не "фактурен", не имеет навыков публичных выступлений. Что делать?

То, что Кандидат не школьник, а уже сформировавшийся человек - это исходная данность. С которой нужно работать...

При этом я считаю хоть и важными, но все-таки вторичными такие вещи, как цвет пиджака, галстука, рубашки и т. п. Существуют более значимые модели. Так, если Кандидат сам не верит в победу (что бывает довольно часто), избираться будет трудно. Недаром актеры давно подметили: "Публика дура. Но ее не обманешь".

Поэтому мы вначале пытаемся работать именно с человеком, как с Личностью, а уже потом с третичными половыми признаками типа цвета костюма и т. п.

К примеру, во время последних выборов в Госдуму в телеэфире звучит пафосная речь кандидата: "… так называемые демократы расстреляли из пушек наше законное пра…" "Осталась одна минута" - прерывает ведущая. "Ой! Извините…", - сбился страстный трибун и борец. Посудите сами: спасет ли ситуацию соответствие тона его галстука рубашке?

Корр.: Но в командах основных Кандидатов, как правило, работают профессиональные психологи, имиджмейкеры...

Понимаете, тут важен не состав участников команды, я тут даже комментировать не стану, а то, как реально выступает Кандидат в эфире. Зачет ведь идет не по составу штаба, а по мнению избирателей. И острие вектора здесь - личность Кандидата. Это главный ресурс.

У нас полки заставлены видеокассетами с записью выступлений Кандидатов в различных регионах СНГ. Общее впечатление: Кандидаты учатся публично выступать прямо в эфире и откровенно не подготовлены… Причем личные контакты только подтверждают "провальную формулу": масса советчиков (семья, интригующие между собой сотрудники штаба, друзья). В конце концов, Кандидат машет на всех рукой и едет на студию.

А на студии - телевизионщики это знают - имеет место "эффект оглупления" перед камерой: человека припудрили, усадили, осветили софитами и предложили свежо и умно говорить в неодушевленный объектив камеры в строго отведенное время.

Хорошо, если Кандидат перед эфиром не "примет на грудь" или не наглотается любимого успокоительного типа седуксена…

Корр.: А какой-нибудь конкретный пример привести можно?

Вот характерный случай: сотрудники высокопоставленного чиновника после "дипломатически выверенных" расспросов, "в жанре главного секрета" выдали в предбаннике следующее: "Если Шеф в Вас поверит, то он даже любит, когда его немножко покритикуют". Одновременно, как еще один главный секрет, от них же поступает жалоба: несмотря на многочасовые накачки, бывает, на пресс-конференциях шеф "сдает позиции", говорит лишнее...

Остаемся "один на один" с Шефом. Знакомимся. Работаем по методике. И выясняем: у человека… задержка оргазма. Причем давно. И как только ему кажется, что к этому, действительно главному секрету, кто-то приближается с вопросом - как Вы понимаете, этого на пресс-конференциях и в помине нет - он "сдает позиции". Любые. Лишь бы не был затронут главный охраняемый секрет!..

Да, у каждого человека - проблемы. У этого человека была такая. И никакие высоколобые предварительные накачки ее не снимают. Посмеяться над этим - проще всего. А нужно помочь.

Корр.: А нет ли здесь эффекта "первого встречного", которому открыться легче, чем своим сотрудникам или родственникам?

Во-первых, именно этого "главного секрета" человек сам не сказал.

Во-вторых, в контракте мы всегда оговариваем, что выяснениями сексуальных расстройств, детских психотравм и т. п. мы Кандидата мучить не будем. Для решения наших задач этого не требуется.

Более того - и, вероятно, это покажется странным - мы иногда предупреждаем особо стеснительного Кандидата во время первой встречи: если Вам удобнее, можете врать нам. Зачем это нужно? На первом этапе работы с Кандидатом мы выявляем характерный лично для него алгоритм принятия решения. И говорить свою субъективную правду или врать он будет по определенным правилам. Человек может поменять факты, передернуть смыслы, сказать не все, расставить свои оценки, но он сделает это по определенным законам. Лично своим! А вот эти законы как раз нас и интересуют - для нас это исходный ресурс для работы.

Как только мы поняли личные правила принятия решения и изложения Кандидата - задача поставлена. Поверить трудно, но и задержку оргазма мы тоже определили по некоторым особенностям речи Кандидата. Другое дело, что не с каждым стоит это обсуждать. Ведь наша задача не столько коррекция личности - это уже дело самого человека - сколько подготовка к публичным выступлениям.

Корр.: А на основе чего Вы диагностируете человека? Скажем, определяете: экстраверт-интроверт; человек плана или человек подвернувшихся возможностей?

Тут надо рассказывать подробнее.

Последние 9 лет жизни мы целенаправленно потратили на компьютерную программу "Приемы журналистики & public relations". За это время мы проанализировали 12 500 произведений Мастеров журналистики, рекламы, литературы и собрали несколько тысяч Приемов, характерных для русскоязычных текстов. Глубина поиска составила 150 лет - мы начали с публицистических и критических произведений А.С. Пушкина. Нас интересовало: насколько выявленные нами формулы устойчивы во времени? Оказалось: жутко устойчивы и практически не изменились со времен Александра Сергеевича. Конечно, меняется содержание: скажем, Влас Дорошевич писал о дореволюционных артистах, а Михаил Жванецкий о современных одесситах.… Но структура выражения мыслей и эмоций у этих авторов сходна, если не одинакова!

Что это дает? Если мы укажем:

  • решаемую текстом, речью или сценарием задачу (скажем, "не вызывать вредных ассоциаций" либо "сказать по-новому о хорошо известном Читателю");
  • размер текста и еще ряд характеристик,

то мы с помощью программы и с вероятностью примерно 85-90% сможем получить ВСЕ формулы русского языка, к которым человек прибегает в данных условиях при выражении своих мыслей и настроений.

Неважно, кто этот человек: банщик, предприниматель, учитель или политик. Речь теснейшим образом связана с психикой и подчиняется определенным законам, которые каждый человек неосознанно использует. А мы их знаем.

Что из этого следует?

Если мы имеем возможность наблюдать человека и фиксировать его речь, то мы определяем:

  • наиболее характерные для него стратегии повседневного поведения и изложения;
  • наиболее органичные именно для него стратегии, которые нужны для принятия решений.

Конечно, здесь есть известное упрощение, но в целом так. А деление на интровертов-экстравертов и др., безусловно, существует. Но это слишком тривиальная модель для профессиональной работы.

Корр.: Для нормальной работы Вам нужны какие-то особенные условия?

Один на один и без свидетелей. Никакого гипноза, аппаратуры или, не дай Бог, медицинских препаратов не применяется.

Пару раз пускали на тренинги сотрудников Кандидата, но они не поняли смысла происходящего. Это как научить человека умножать только на 6, а потом попросить самому умножить на 14… Тренинг всегда строго индивидуален.

Как правило, на весь цикл - вплоть до установления навыка - нужно 2-3 дня работы. Кстати, Кандидату "с оргазмом" тогда удалось помочь за 40 минут. С тех пор так разговорился - не остановишь… Многие по ЦТ его видели.

Наиболее типичные тренинги: публичное выступление, техника задавания вопросов, техника ответов, работа с Конкурентами на дебатах.

Почти всегда бывает и что-то индивидуальное: сделать одну женщину "несмешливой"; другую - научить не реагировать на провокации и хамство; придать внутренний "солидный" ритм речи молодого банкира и т. п.

Корр.: А Ваша диагностика точная? Вы не боитесь ошибиться?

Дело в том, что на большой статистике мы выяснили: даже Мастера пера (А.П. Чехов, А. Аграновский, М. Кольцов и др.) используют в своих работах не более 10-15% известных риторических и стилистических приемов. В устной речи - то же самое…

Мы считаем, что причина здесь не в особенностях конкретных людей или их обучении, а в том, что человек вообще склонен тиражировать то, что у него хорошо получилось. Так, спортсмены-борцы устойчиво используют всего несколько "коронных приемов" из всего арсенала; на персональных выставках художников, фотографов видны те несколько "ходов", которые разрабатывает автор; на серии спектаклей или фильмов заметны любимые находки режиссера и актеров.

А если мы знаем всю или почти всю палитру индивидуальных стилей, то, соответственно, можем достаточно быстро и с нужной для практических задач точностью подобрать и сформировать личный стиль выступления нашего Кандидата. Помните, как поет Алена Апина: "Я его слепила из того, что было…" Умница! К этой истине умные женщины приходят после развода годам к тридцати: переделывать нельзя. Надо: "…из того, что было".

А если поступать наоборот, то есть навязчиво советовать уважаемому Кандидату, что "нужно делать": одеть синий пиджак, красный галстук, белую рубашку и говорить, уверенно глядя в камеру, - если это будет не органично для взрослого, сформировавшегося человека - он не выдержит. Пусть рекомендации будут логически правильными, но все искусственное Клиент "взломает".

Кстати, очень интересно: пока больших капризов и возражений со стороны Кандидатов не было. Как правило, тренинг органично ложился на их "фактуру".

Корр.: А Вы не боитесь, что Вы натренируете политиков и будут избраны черт знает кто?

Возможно, мне пока везло, но злонамеренных подонков в политике я лично не встречал.

Зато в избытке встречал людей, у которых не все получается… Но не хуже и не лучше, чем у других людей на рынке или на кафедре, в больнице или на фабрике. Просто масштаб ошибок иной. Кстати, даже на кафедрах этики, когда речь заходит о разделе учебных часов между преподавателями, начинается борьба, мало отличающаяся, по сути, от политических игр. (Конечно, если кто-то из Читателей назовет кафедру этики, где раздел учебных часов производится особо нравственно - пусть напишет в редакцию… Его ждет приз).

Впрочем, есть категории людей, с которыми, действительно, работать бесполезно.

Довольно часто крупное предприятие или банк "назначает политиком" своего представителя. Окунувшись в немилосердную стихию выборов, оказавшуюся дополнительной нагрузкой к работе, семье и любовнице, горе-политик начинает сам (!) валить свои выборы: скрываться от собственного штаба, не ездить на встречи с избирателями, бесцветно и устало работать в эфире… Впрочем, о типовых причинах завалов политиками своих собственных выборов мы уже писали.

Следующий момент: естественно, если нет доверия, нормального человеческого доверия между Тренером и Кандидатом, работать бесполезно. При этом доверие должно быть взаимным. Я должен знать не декларируемые, а реальные проблемы Кандидата, а Кандидат должен доверять мне. И отказ от работы возможен с любой стороны.

А с какими-то крайними политиками, будь то левыми либо правыми, надеюсь, Читатели понимают, почему мы не работаем.

Контакты:

Викентьев И.Л.
info@triz-chance.ru

Яндекс.Метрика