RRRRR - 54.204.189.167

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-01-16 15:47:52
Алекс » Всем
Уважаемые коллеги!
 
Пишу статью о "Мозговом штурме" для бизнес-журнала (тираж 15 000 экз.)
 
Основная канва метода мне известна (в общих чертах). Но просьба поделиться деталями, оценками, типовыми ошибками и примерами тех, кто уже пользовался этим методом.
 
Разумеется, я готов ссылаться в случае использования Ваших материалов.
 
Заранее благодарен. 
2003-01-17 17:06:59
Викентьев И.Л. » Алекс
  Уважаемый Алекс!

Учитывая, что сейчас отечественная бизнес-среда проходит теже стадии, что 30-50 лет назад проходили отечественные инженеры и изобретатели, мне представляется поучительным мнение основателя ТРИЗ  Г.С. Альтшуллера о мозговом штурме.

 

Цитата N 1:

 

"В 1953 году американский психолог А. Осборн предпринял попытку усовершенствовать метод «проб и ошибок». Пытаясь решить задачу этим методом, изобретатель выдвигает какую-то идею («А если сделать так?»), а затем проверяет, годится она или нет. Есть люди, которые по складу ума хорошо «генерируют» идеи, но плохо справляются с их анализом. И наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». Осборн решил разделить эти процессы. Пусть одна группа, получив задачу, только выдвигает идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа пусть только анализирует выдвинутые идеи.

 

Мозговой штурм (брейнсторминг) — так назвал Осборн свой метод — не устраняет беспорядочных поисков. В сущности, он делает их даже более беспорядочными. Как мы видели, «пробы» долгое время идут в направлении «вектора инерции»: они не просто беспорядочны, они преимущественно направлены не в ту сторону. Поэтому переход к «простой беспорядочности»—уже какой-то прогресс.

 

Основные правила мозгового штурма несложны:

1. В группу «генераторов» идей должны входить люди различных специальностей.

2. «Генерирование» идей ведут, свободно высказывая любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические. Регламент — минута. Идеи высказываются без доказательств. Все идеи записываются в протокол или фиксируются магнитофоном.

3. При «генерировании» идей запрещена всякая критика (не только словесная, но и молчаливая — в виде скептических улыбок и т. п.). В ходе штурма между его , участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.

4. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными.

 

Обычно группа «генерации» идей состоит из шести —  десяти человек. Продолжительность штурма невелика:20—40 минут".

 

Цитата N 2:

 

"Известны различные разновидности мозгового штурма: обратный штурм (ищут недостатки машины или процесса; выявление недостатков позволяет поставить новые изобретательские задачи), индивидуальный, парный, массовый, двухстадийный (два этапа по полтора часа, в перерыве ведется свободное обсуждение проблемы), поэтапный (последовательно штурмуются постановка задачи, решение, развитие идеи в конструкцию, проблема внедрения).

За последние годы мозговой штурм использовался для решения проектных, конструкторских и различного рода практических проблем. Этот успех объясняется на столько достоинствами метода мозгового штурма, сколько недостатками традиционного метода «проб и ошибок». Если начальная температура —100°, то и переход к —50° — уже оттепель.

 

«Бестолковость» поисков, возведенная мозговым штурмом в принцип, компенсируется количественным фактором—задачу штурмуют «оравой». Внешне штурм выглядит эффектно—задача решается за один день. Но выигрыш тут в значительной мере кажущийся: 50 человек в течение одного дня затрачивают столько же работы, сколько один человек за 50 дней. А мозговой штурм всегда требует (учитывая время на предварительную подготовку) несколько сотен человеко-дней. Выигрыш достигается лишь за счет сокращения малоперспективных попыток в направлении «вектора инерции».

 

Мозговой штурм дает положительный эффект, например, когда надо найти новые способы рекламы, но он не дает существенных результатов, когда дело касается более сложных проблем, которые могут быть решены на изобретательском уровне: здесь его «потолок» — решения второго уровня. .

 

Есть два пути усовершенствовать мозговой штурм:

перейти к профессиональному мозговому штурму (об этом я расскажу чуть позже) и повысить эффективность самой процедуры штурма. Второй путь изучался Общественной лабораторией методики изобретательства при ЦС ВОИР на задачах, по которым исследователи знали ответ. При такой постановке опытов экспериментаторы находились как бы над лабиринтом, в котором блуждали испытуемые: было отчетливо видно, ведет ли тот или иной шаг к.ответу или куда-то в сторону.

 

При этом выяснились принципиальные недостатки мозгового штурма. Мозговой штурм исключает управление мышлением — в атом его принципиальный недостаток. Штурм действительно помогает преодолевать инерцию: мысль сдвигается «с мертвой точки», разгоняется... и часто проскакивает то мест о, где надо остановиться. Десятки раз в ходе экспериментов наблюдалась такая картина: один участник штурма высказывает мысль, ведущую в правильном направлении, другой подхватывает эту мысль, развивает ее; до выхода на финишную прямую остается несколько шагов, но в этот момент кто-то выдвигает совершенно иную идею, цепь обрывается, и группа снова оказывается на исходных позициях.

 

В ходе мозгового штурма запрещена явная критика, но она почти неизбежно заменяется скрытой критикой в форме выдвижения новых предложений, пресекающих развитие других идей.

 

Мы проводили мозговые штурмы с запретом скрытой критики: не разрешалось обрывать развивающиеся цепи идей — требовалось доводить каждую идею до логического завершения («А если разделить корабль на две части?.. Предлагаю делить на много частей: корабль из блоков... Корабль из мелких частиц... Из порошка... Корабль из отдельных молекул, корабль-облако... Из отдельных атомов...»). При такой организации эффективность штурма повышается. Но резко возрастают и затраты времени: штурм приходится вести в течение многих дней. Это уже не мозговой штурм, а мозговая осада.

При мозговой осаде можно в какой-то степени управлять мышлением, но суть дела от этого не меняется: поиск по-прежнему ведется простым перебором вариантов".

Альтшуллер Г.С., Алгортм изобретения, "Моск. рабочий", 1973 г., стр. 47-51.

2003-01-21 14:42:04
Сергей » Всем
Уважаемый Алекс!

По поводу мозгового штурма хочется добавить:
при обучении студентов МШ, есть эффект -
то ли в силу недостатка опыта, то ли в силу специфики студенческой аудитории, но есть впечатление, что МШ будет проходить удачнее, если аудитория будет более-менее выровнена по статусному признаку.
2003-01-22 14:59:54
Викентьев И.Л. » Всем

            Уважаемые коллеги!

1) Доступность и известность мозгового штурма - маленькая правда. Большая правда – я не встречал в русско- или англоязычной литературе подробных описанной технологии "мозгового штурма" (далее МШ). То есть, не встречалось описаний, которые позволяли бы среднеодаренному человеку по литературному источнику провести МШ для решения небанальных задач.

2) Вероятно, в том числе в силу указанной причины, мне приходилось сталкиваться с такими ошибками при проведении МШ:

 
Ошибка N 1: Смешение правил МШ и традиционного рабочего совещания.
 
Цель МШ: помочь расковать сознание и подсознание участвующих, получить необычные, небанальные идеи. Отсюда основной принцип:
 
- любые "хитрости" Ведущего, которые работают на эту цель - хороши;
 
- все, что на эту цель НЕ работает - аксиоматично плохо...
 
И ещё: МШ не проводится в стиле «шел шестой час утренней пятиминутки».
 
Ошибка N 2: Попытка начинать Штурм задачи, не разбив ее предварительно на подзадачи - особенно в случае сложной проблемы.
 
Что касается правильной постановки рекламных-, промо-, PR- и выставочных задач - см. здесь: Модели постановки системы задач при продвижении Товаров и/или Услуг.
 
 
Ошибка N 3: Отсутствие разогрева штурмующих, "подводки" к МШ...
 
Как правило, бодрого возгласа Ведущего "Ну, давайте штурмовать, выдавайте Ваши неожиданные идеи!" - недостаточно. Как в спорте, здесь необходима разминка, разогрев, раскрытие и/или "психологическое выравнивание" участников. У хороших Ведущих обычно здесь имеются свои know how.
 
Ошибка N 4: МШ "не зажегся"...
 
Увы, МШ может не запуститься. Как правило, признак того, что МШ "зажёгся" - люди начинают выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга. Призыв здесь выступать согласно регламенту или должностям - см. Ошибку N 1 - угробит МШ на корню. Проверено. За свою 24-летнюю практику консультанта, я видел всего 2 удавшихся "мозговых штурма"...
 
Ошибка N 5: Попытка вести протокол МШ "на бумажке"
 
Наивно думать, что выкрики штурмующих кто-то успеет записать - здесь годиться лишь магнитофонная запись для последующей расшифровки.
 
Ошибка N 6: Смешение простых и сложных задач
 
Если участники обсуждают какую-либо привычную, несложную задачу (например, ищут слоган), то как правило, они эмоционально "заводятся друг от друга"; "ловят кайф"; острят и т.п.
 
Если же МШ посвящен некой тяжелой профессиональной теме (годами не получается, ежедневная головная боль), то минут через 15-20 у штурмующих возникает ощущение, как выразилась одна участница "...Как будто тебя изнутри хлоркой прополоскали и оставили. Ощущение препоганое".
 
Более того, не рекомендуется начинать МШ с наболевших и серьезных проблем.
 
Ошибка N 7: Отсутствие "запасных ходов" Ведущего и его ассистентов
 
У Ведущего должны быть свои приемы "зажечь" МШ вновь, если он начинает тухнуть и/или идеи штурмующих ходят по кругу.  Как правило, для этого Ведущим или его ассистентами вбрасывается некая провоцирующая, боковая Идея - частично об этом рассказано в статье: Морфологический анализ как способ решения бизнес-задач.
 
Ошибка N 8:  Не забыть "выключить" обсуждение - в том числе и удачное...
 
Штурм нужно уметь закрыть. Некоторые люди, которые участвуют впервые, особенно если Ведущий намеренно подбрасывает им "глобальные проекты", испытывают острый эффект: «Штирлиц подумал. И это ему понравилось...» Иногда человек не может сам остановиться, даже после формального окончания... Из христианских соображений человека целесообразно грамотно "выключить" из штурма.
 
Ошибка N 9:  Неряшливый, несистемный анализ. 
 
Очень важно уметь анализировать и дожимать идеи на стадии АНАЛИЗА, после состоявшегося МШ.
 
Здесь может помочь ТРИЗ, элементы ФСА, ресурсный подход, морфологический анализ, экспертные системы и т.п. - см. Модели решения системы задач
 
Ошибка N 10: Неэффективность обучения МШ по существующим литературным источникам. 

Подобно тому, как обучение игре на рояле по телевизору невозможно, подозреваю,что лучше всего обучать МШ вживую, а не по куцым литературным источникам.

3) Учитывая, что по мере накопления опыта, более совершенные методики замещают менее совершенные, советую также посмотреть материал на тему "ТРИЗ + бизнес".
 
Успехов!
2003-01-28 09:55:52
Taras » Алекс

Уважаемый Алекс!
Могу добавить несколько моментов. Насколько я знаю, как правило, в агенстве модератором выступает творческий директор. Опыт коллег показывает, что качественные решения появляются на втором-третем штурме. Если участники штурма мыслят и работают технологично - качество идей повышается, а временные затраты уменьшаются. Качество штурма повысится, если участники предварительно получат четко сформулированную задачу. Некоторые приглашают на штурм красивую девушку, которая всем улыбается и периодически выкрикивает "Ой, какая классная идея!!!" и все в этом роде. При грамотно организованном МШ обратный штурм не требуется, модератор сам в состоянии отобрать сильные идеи.

Успехов.

2003-02-18 10:23:04
Александр Соколов » Всем
Уважаемые коллеги!
 
Вот рекомендации не совсем по "мозговому штурму", но они могут быть полезны при работе в группах.

 

"Численный состав группы определяется главным образом возможностями контакта лицом к лицу, непосредственного общения. Количество участников группы варьирует от их способности к такому непосредственному общению. Чаще всего группы бывают по 8-12 человек. Для отслеживания групповой динамики это имеет еще и то значение, что при значительной численности группы у нее возникают формы групповой патологии, например "хорды", когда от группы отделяются 2-3 человека и ведут заинтересованный разговор в стороне. Этим самым они обособляют себя от остальной группы, что осложняет работу.

Иногда такого рода "хорды" могут быть целесообразны, и тогда консультант может предложить людям поработать некоторое время отдельно, принести потом какой-то конкретный результат. Но консультант должен постоянно обращать внимание группы на общий смысл, и если численность группы велика, то делать это трудно.

АКТИВИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ. Тут-то и должна быть обеспечена синергия, т. е. умножение возможностей группы таким образом, что ее общий потенциал становится выше суммы индивидуальных потенциалов отдельных участников.

Задача консультанта - обеспечить взаимоусиление участников работы. Каким образом?

Хороший прием - интерпретации друг друга. "Как вы поняли слова N.?"- спрашивает консультант у кого-то одного, другого... И потом предлагает этому К.: "Скажите нам, насколько верно мы изложили вашу мысль?"

 Нередко интерпретации существенно развивают первоначальную идею, что признает и ее автор.

Для усиления результативности интерпретаций консультант может прибегнуть к т. н. "активной паузе". Услышав интересное, перспективное, с его точки зрения, высказывание кого-либо в группе, консультант объявляет: "Теперь давайте 3-4 минуты помолчим, и потом каждый выразит свое отношение к тому, что сейчас прозвучало". В тишине обязательно происходит интенсивная индивидуальная работа, как правило развивающая сказанное перед этим.

Время от времени следует пользоваться групповой саморефлексией, т. е. переосмыслением способов взаимодействия участников. Как мы работаем? Что нам мешало? Что получилось хорошо? и т. п. вопросы. Нередко при этом и сама группа находит способы улучшения взаимодействия.

Совместное мышление (если это словосочетание применять не строго) активизирует и т. н. синектика. Это использование очень далеких и даже парадоксальных аналогий. К примеру, сравнение обсуждаемых нововведений с локомотивом - прежде чем сдвинуть вперед тяжелый состав, он подает назад, освобождая стыки между вагонами, и затем сдвигает их по одному. Синектика развивает воображение, помогает поиску. Ситуацию в группе можно сравнить со стадионом, где все сидят на трибунах, а мяч гоняет лишь один игрок. В этом сравнении содержится намек на пассивность всех, кроме лидера. Синектические приемы могут заходить довольно далеко, и они очень оживляют обстановку

(Честно говоря, один из разработчиков синектики Гордон описывал этот метод по-подробнее - Прим. А.Б. Соколова. См., например: Дж. Джонс, Методы проектирования, М., “Мир”, 1986 г., с. 246-251)

Большая ценность в групповой работе - разнообразие. Должно проявиться много различных фактов, мнений, позиций, чтобы создалось конструктивное напряжение, дискуссия. В разнообразии как раз и рождается новизна. Хороший способ достижения такого разнообразия - "конференция идей". Участники группы расходятся на 20-30 минут по одному, с тем чтобы принести в группу свои идеи. Или же группа делится на 3-4 подгруппы для той же цели.

Очень способствует продвижению и визуализация процесса и результатов работы. Иначе говоря, следует изображать на ватмане, листах бумаги, доске все, что происходит или наработано: схемы мышления, рисунки, графики и тексты (ключевые слова, выводы, мнения и т. п.) с последующей демонстрацией друг другу.

Широкое признание получила модерация. Консультант предлагает участникам ответить на какой-либо значимый вопрос. К примеру - перечислить их проблемы. По мере называния он наносит их на большой лист. А потом предлагает всем ответить на другой вопрос: что можно сказать об авторе этого текста, как этот перечень характеризует того, кто его написал? Связь между текстом и авторством как бы прерывается, и полученные характеристики тоже наносятся на лист".

Пригожин А.И., Методы развития организаций, М., МЦФЭР, 2003 г., с. 408-409.

Наколько я знаю, в области ФСА, а также ТРИЗ + Бизнес также наработаны свои процедуры коллективной работы.

2003-02-27 18:02:53
Таис » Всем
Добрый день!

Позвольте поделиться опытом проведения брейнштормингов.
Это действительно крайне эффективная практика, но, как это обычно бывает, времени на полноценный и правильный шторм не хватает (сроки подачи концепции - ещё вчера), поэтому прежде всего нарушаются следующие правила:

1) Во время брейншторминга КРИТИКУЮТ (чтобы быстрее прийти к готовому решению)

Это автоматически вводит новое правило:

НЕ ОБИЖАТЬСЯ, а напротив взять себе за привычку предложить ещё идею вместо отвергнутой, совершенно ей противоположную

2) В шторминге участвуют люди знакомые с темой, это помогает сократить время на вводную часть.

3) Модератор шторминга является лицом крайне заинтересованым в выработке хорошей идеи, т.е. не сторонним человеком.

И ещё многое и многое другое....

Все эти вопиющие нарушения, тем не менее, позволяют выработать качественные идеи.

И как всегда теория отличается от практики...
2003-02-28 11:05:14
Георгий Соколов » Таис
Уважаемая Таис!
 

Цитирую Вас: "Во время брейншторминга КРИТИКУЮТ (чтобы быстрее прийти к готовому решению). Это автоматически вводит новое правило:НЕ ОБИЖАТЬСЯ, а напротив взять себе за привычку предложить ещё идею вместо отвергнутой, совершенно ей противоположную".

 

Одна из проблем творчества, которую в меру своих возможностей пытается разрешить мозговой штурм - разделение стадии выдвижения идей и их анализа... Причина? Люди это плохо совмещают, даже если пытаются "...предложить ещё идею вместо отвергнутой, совершенно ей противоположную".

 

Цитирую Вас: "В шторминге участвуют люди знакомые с темой, это помогает сократить время на вводную часть".

 

Это часть правды. Другая часть состоит в том, что обычно прекрасные специалисты не воспринимают (не видят) проблему со стороны. Это азы консалтинга  и одна из причин, почему консалтинг существует.

Вновь цитирую Вас: "Модератор шторминга является лицом крайне заинтересованым в выработке хорошей идеи, т.е. не сторонним человеком".

 

Аналогично. Проверено многократно.

 

И ещё: Ваше право придумывать и использовать любые техники, но зачем использовать бренд "мозговой штурм" Алекса Осборна при описании процедуры его нарушения?  Очень рекомендую Вам внимательно (!) ознакомиться с обсуждением Что пишут о методиках креатива бизнес-консультанты.


Цитирую Вас: "Все эти вопиющие нарушения, тем не менее, позволяют выработать качественные идеи".

Вы это легко можете доказать это на деле вот здесь.

 

Цитирую Вас: "И как всегда теория отличается от практики..."

Да, плохая, некачественная, халтурная (в частности эклектичная) теория не совпадает с практикой. Полностью согласен.

 

Творческих успехов!

2003-03-03 11:54:59
Павел Фадеев » Всем

Уважаемые коллеги!

Для подготовки собравшихся на МШ, мы пользовались таким методом: анализировали объект штурма по “девятиэкранке” (ТРИЗовцы знают что это такое).

Если не подготовить МШ, то получается дурдом “Ромашка”…

Чуть подробнее, если в качестве объекта взять, например, елочную игрушку, это выглядело так. Штурмующим задавались вопросы: Как выглядела игрушка 100 лет назад? Какова надсистема игрушки? Что еще, кроме игрушки, создает новогоднее настроение? Какова антисистема игрушки на уровне под-системы, системы и т.п?

Такая подборка образов хорошо пропитывает сознание собравшихся и помогает интуиции на стадии выдвижения идей.

Желаю всем творческих успехов!

2003-03-04 19:38:33
Блашенкова Вера » Павел Фадеев
Уважаемый Павел, напишите, пожалуйста, что такое "девятиэкранка".
С уважением
2003-03-05 10:47:12
Георгий Соколов » Блашенкова Вера
Уважаемая Вера!
 
В простейшем случае это рассмотрение не только исходной системы, но и ее под-систем, над-систем по линии времени: ДО - ВО ВРЕМЯ - ПОСЛЕ.  То есть, изучается минимум три уровня дробления системы и три временных стадии. Отсюда и профессиональный термин "девятиэкранка". Иногда говорят "схема многоэкранного мышления". Насколько могу судить, И.Л. Викентьев на своих семинарах даёт этот материал.
 
В более сложном случае в ТРИЗ рассматриваются антисистемы, различные би- и поли-системы, а также т.н. свёрнутые системы - см. подробнее литературу:
  • Альтшуллеp Г.С., Найти идею, Hовосибиpск, “Hаука”, 1-е издание, 1986 г.; 2-е издание, 1991 г.
  • Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач), Кишинёв, “Каpтя Молдовеняскэ”, 1989 г.
В ещё более сложном случае, особенно если это касается социальных, лингвстических и т.п. проблем, изучаются т.н. "многоконтекстные системы".
 
Успехов!
2003-03-05 11:29:27
Блашенкова Вера » Георгий Соколов
Уважаемый Георгий, большое спасибо. Все поняла, рассматривалось и на семинарах, и на стажировках, правда, там это называлось разложить по системному оператору. А «девятиэкранка» легче запоминается.
С уважением,
2003-03-06 13:18:06
Редакция » Блашенкова Вера

>А «девятиэкранка» легче запоминается

Тогда лучше использовать термин "многоэкранка", ибо 9 экранов - это частный случай.

С Уважением,

2003-03-25 10:27:44
Лариса Данилевская » Всем
Здравствуйте, коллеги!
 
Пришёл журнал “PR-Диалог”, а в нем совет Хенрика Катца, одного из ведущих рекламстов Швеции: “Каждый раз когда у нас в копании начинается “мозговой штурм”, чтобы решить ту или иную проблему, всегда находится стандартное решение, которое идёт под номером один. Мы его добросовестно записываем, и потому я говорю: хорошо, ребята, а теперь забудем об этом. Давайте попытаемся найти какие-то другие решения. Я думаю, что это правило срабатывает в 9 случаях из 10. То, что нам близко, что для нас очевидно, - это обычный, стандартный путь, и это вряд ли кого-то зацепит. Нужно искать неожиданные решения, выходить за рамки привычного. Чтобы люди обратили на рекламу внимание, она должна удивлять”. Катц Х., “Убей то решение, которое тебе ближе всего”,  “PR-Диалог”, 2002, № 5-6, стр. 54.
 
До встречи на секции креатива!
2003-04-08 13:03:06
Александр Соколов » Всем
Уважаемые коллеги!

Недавно узнал:

"Фамилия А. Осборна значится в виде буквы О в названии известного рекламного агентства BBDO (Batten Barton Durstine & Osborn). Вопросам генерирования интересных идей он посвятил немалую часть своей жизни. А. Осборн называет это “прикладным воображением”.

- Разбивайте проблемы на маленькие части. Найти решение маленьких проблем гораздо проще.

- Решайте проблему как индивидуально, так и в команде.

- Исходите из предположения о том, что большинство решений рождаются в результате объединения идей.

- Поймите, существующие идеи могут быть модифицированы десятками разных способов”.

С. Ривкин, Ф. Сейтель, Мудрая идея. Трансформация ваших идей в успешные инновации, СПб, “Питер”, 2002 г., с. 68.
2003-04-15 17:01:37
Георгий Соколов » Всем
Уважаемые коллеги!
 
Вот интересный пример:
 

“- Существуют легенды о вашем старом театре “Лицедеи”. Рассказывают, что у вас там царили суровые законы.

- Я вообще изъял тогда привычный процесс репетиций и заданий. Никто не знал, что происходит. Я сам тайно подталкивал, нажимал, незаметно провоцировал на действия... Не было процесса подготовки к чему-либо, а была просто игра, сама жизнь. В нашей системе первая фаза называлась “фантазируй”. Это когда один скажет “а”, второй - “б” и начинается просто неуправляемый поток, который записывали одновременно два человека - один не успевал, поток захлестывал. Мы часами сидели, пили чай или что-то еще на какой-нибудь полянке и бесконечно фантазировали. Закон один: никто никогда никому не говорит: нет, это невозможно, это неправильно и т.д. Нельзя никого ограничивать. Потому что, даже если кто-то сказал неинтересное, оно все равно дает толчок другому. И если научиться владеть этим потоком фантазирования, получается нечто нереальное. Количество рожденных идей хватает на несколько лет.

Вторая фаза была посвящена безответственному выражению каждого. Безответственность - это очень важная вещь, потому что мы слишком перегружены ответственностью по жизни - тебя же каждую секунду везде экзаменуют. Мы пытались ее вытравить. То, что мы устраивали, называлось “нонсенс шоу, всяки-бяки”. Я говорил ребятам: несите все, что вам придет в голову, любую идею, предмет, случай - все может пригодиться. Они приносили какое-то зеркальце или еще какую-нибудь белиберду или просто стояли долго с поднятым пальцем. Не было никакой концептуальной вещи, но они знали, что в этот момент создается некое энергетическое пространство, в котором рождалось нечто.

Потом каждому раздавалось по пробке, и каждый на эту пробку мог пригласить с собой еще одного человека. Но если этот человек не нравился остальным, то наш собрат лишался пробки на следующую сходку. И так мы собрали идеальное общество, среду, о которой можно только мечтать. Каждый мог выйти на площадку и показать все, что ему пришло в голову в эту минуту. Все вокруг стояли с разинутыми ртами, орали, подсказывали, менялись местами. Из-за того, что не было ответственности, исключена была оценка, все чувствовали себя свободными - и рождалось нечто. И уже утром мы раздавали “премии за маразм”. Переходящей премией был мой разбитый портрет. Примерно за полгода у нас набиралось пять готовых вещей, которые мы клали на полочку и временно забывали. Потом мы собирались на три дня и три ночи, приглашали всех друзей, и все эти вещи шли подряд. Используя человеческое естество, можно многого добиться”.

Тришина Е., Философия идиотизма, журнал “Огонек” (интервью с режиссером Вячеславом Полуниным), 2003 г., N 4, с. 45.

2003-04-15 23:15:44
Татьяна Фадеева » Всем

          Уважаемые коллеги !

Думаю, что  использование  модератором или участниками  штурма  тризовских инструментов (морфоящик, золотая рыбка, схема экранного мышления, приемы)  значительно повышает   эффективность любого штурма.

Реплика А. Соколова о “прикладном воображении” А. Осборна указывает на то, что даже штурмовики–классики   начинают вырабатывать  приемы и стандарты, повышающие эффективность хаотичного штурма.

 

С уважением,

2003-06-11 08:05:00
А. Ершов » Татьяна Фадеева

Уважаемая Татьяна!

Вы пишете:     

"Реплика А. Соколова о “прикладном воображении” А. Осборна указывает на то, что даже штурмовики–классики   начинают вырабатывать  приемы и стандарты, повышающие эффективность хаотичного штурма".

Если Вы об А. Осборне, то учтите, что написал все это он в тридцатые годы.

И, кстати - кто нибудь из участников дискуссии читал книги самого Осборна? Он ведь очень подробно рассматривал процедуру исследования проблемы, дал определенный алгоритм работы (определенный аналог "схемы экранного мышления"). Собственно МШ предлагается им как некий универсальный оператор, обеспечивающий движение по всем этим этапам.

 

С уважением

2003-06-11 17:09:43
Редакция » А. Ершов
 Уважаемый А. Ершов!
 
Мы очень ценим сообщения, дающее новое качество дискуссии...
 
Пожалуйста, если Вы располагаете подобным фрагментом текста А. Осборна или иного Автора, просим Вас разместить его прямо на нашем Internet-форуме с корректной ссылкой на первоисточник.
 
С  Уважением,
2003-06-12 15:04:18
Алина » Редакция

Уважаемая Редакция, я нашла такой материал по обсуждаемой теме.

“Алекс Осборн, бывший руководитель рекламного агентства BBDO и основатель Фонда творческого образования, считает этот процесс более сложным. По его версии творческий процесс состоит из семи этапов, начинающихся с определения установки, за которой следует подготовка, анализ, формирование и восприятие идеи, инкубация (или выращивание идеи), синтез, и весь процесс завершается оценкой [Alex F. Osborn. Applied Imagination. 3d ed. New York: Scribners, 1963]. Ключевые этапы данных подходов к творческому процессу обобщены и показаны на рис. 11.1.

  1. Погружение. Чтение, исследование и изучение всего, относящегося к проблеме.
  2. Формирование и восприятие идеи. Всестороннее рассмотрение проблемы; разработка идеи и максимального количества вариантов решения.
  3. Затмение. Желание биться об стенку и все бросить.
  4. Инкубация (выращивание идеи). Попытка не думать о проблеме, чтобы работало подсознание.
  5. Озарение. Момент рождения идеи, чаще всего наступает неожиданно”.

У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Морнарти, Реклама: принципы и практика, СПб, “Питер”, 2001 г., с. 441.

2003-06-16 07:15:41
А. Ершов » Всем

Уважаемые коллеги!

В книге А. В. Кудрявцева «Методы интуитивного поиска технических решений» Москва, 1992 на странице 26 приведена рекомендуемая Осборном последовательность действий при решении задач.

  1. «Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
  2. Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько идей.
  3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.
  4. Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решений о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.
  5. Придумайте всевозможные идеи – «ключи» к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
  6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
  7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
  8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
  9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его применения в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.
  10. Дайте окончательный ответ».

Насколько помню, эта последовательность приведена во второй главе книги Осборна. 

Всего доброго 

2003-06-19 12:28:59
aDman » Всем

Господа, думаю, что все особенности организации МШ, ошибки, достоинства и недостатки тех или иных тактик будут ясны, если привести конкретный пример. Может быть, у кого-то есть возможность выложить текст реального МШ? Это растянутое во времени общение в форуме - тоже своего рода МШ, только очень абстрактное. А при наличии конкретного примера будет возможность эмпирического анализа.

Надеюсь, что мой намек понят разработчиками сайта:)

2003-06-24 23:03:27
Людмила » Алекс

Добрый день, Алекс. Мне лично помогает такой метод разогрева перед началом МШ: я раздаю "бэджики" и листочки бумаги на которых каждый пишет придуманное тут же имя, вернее псевдоним. Иногда это бывают исторические личности, или герои фильмов, или растения и т. д. А затем все по очереди обращаются друг к другу на "ты" с любым вопросом. Просто для того, чтобы создать атмосферу "единого уровня", где нет ни старших, ни младших, ни начальников, ни подчиненных, ни опытных, ни новичков. Есть "другие" люди, которые могут говорить любые глупости, потому что это не Петров выдвигает такую "дурацкую" идею, а "Архимед".  Как правило, сам выбор псевдонимов - очень веселая процедура и создает  творческое настроение. Мне это очень помогает. Успеха. Жду статью.

Людмила или Жанна Даркова.

2003-07-14 10:02:39
chingiz » Алекс
Здравствуйте уважаемый Алекс.
Я тренер - консультант работаю 5 лет в некоммерческом секторе Азербайджана. Если Вам будут интересны мои наблюдения по - поводу мозгового штурма, которые я сделал для себя.
1) МШ делится на 2 этапа: 1 -й это сбор поступающей информации, без каких-либо комментариев, анализа и систематизации, пусть даже самых фантастичных и нереальных
2) собственно анализ отбор и систематизация полученных идей

Мне кажется, что это самое важное. Особенно 1 этап. Как правило фасилитаторы пытаются ПОНЯТЬ каждую идею, хотя этого делать не следует. Нужно просто механически фиксировать поступающие идеи. В ппротивном случае возникают обсуждения, споры. Сам процесс генерирования идей замедляется. Робкие вообще ничего не скажут, так как активисты задавят их своим интеллектом и объяснением как проблему нельзя решить.
Очень важно, на мой взгляд, перед началом проведения МШ мотивировать - это может быть важность обсуждаемой проблемы для участников, возможно избежать каких - то отрицательных воздействий или получение выгоды.
С уважением, Чингиз
2003-07-15 11:11:42
Александр Соколов » chingiz
Уважаемый Чингиз!


Вы пишите: "Робкие вообще ничего не скажут, так как активисты задавят их своим интеллектом и объяснением как проблему нельзя решить".

Это - вспомогательная задача (под-задача), которую нужно решить Ведущему.

Вопрос: как Вы это делаете?..

Успехов!
2003-07-15 11:51:55
chingiz » Александр Соколов
Уважаемый Александр,
чтобы активизировать думающих молчунов проявляю интерес к любым высказываниям и фиксирую самые невероятные. Не допускаю ни малейшего желания на первом этапе сбора идей их обсуждение согласие остальных, принятие или отвержение. Предлагаю в вежливой форме набраться терпения, записать свои возражения или согласие и озвучить их уже на втором этапе. Хотя соблазн объединить обе фазы сбора и тут же анализировать очень велик. Я заметил, что большинство людей не хотят быть объектом насмешек или высказывать ошибочные мнения. На 1 - ом этапе происходит обезличивание идей. Когда переходим ко второму этапу анализа, уже мало кто помнит авторов идей. Это позволяет более объективно перейти к обсуждению самой идеи, а не личных взаимоотношений, имеющихся в любой группе. Иногда хорошие идеи отвергаются, а плохие принимаются именно из-за личностных взаимоотношений или статуса(например высказанные начальником, или недисциплинированным работником) .
С уважением, Чингиз
2003-07-15 12:36:08
Игорь Грешник » chingiz

Уважаемый Чингиз!

А.Осборн предлагал проводить предварительные обсуждения и удалять с них "критиков". С тем, чтобы (в идеале) создать группу только "генераторов идей".

Равно не допускать нахождения в одной группе зависимых людей (родственников, начальников и подчиненных и т.п.).

Обсуждение же идей вообще не проводить в групповом режиме.

Как Вы к этому относитесь?

Спасибо,

2003-07-16 13:24:26
chingiz » Игорь Грешник
Уважаемый Игорь,
в теории наверное возможно создать идеальную группу. Однако, мне по роду работы приходится иметь дело с разношерстной группой, которую подбирает, как правило, сам клиент. Поэтому приходится быть лояльным ко всем, выслушивать самые невероятные идеи без их отвержения. Наверное это хорошо. В свое время для своих современников Галилей тоже наверное нес ахинею. Также выглядят все новаторы и первооткрыватели в любой сфере. Их идеи опровергают установившиеся каноны и вначале кажутся неверотными.
Работа в группе мне нравится, потому, что если вначале идет раскачка, то затем происходит разогрев друг от друга, работа мысли идет очень активно, и буквально лавина идей - успевай фмксировать. Очень напоминает игру "Брейнринг".
С уважением, Чингиз
2003-07-16 13:36:20
Игорь Грешник » chingiz

Уважаемый Чингиз! Переформулирую вопросы:

1. Следует ли проводить предварительные обсуждения с целью упреждающего удаления критиков?

2. Следует ли удалять критиков в принципе?

3. Следует ли не допускать нахождения в одной группе зависимых людей (родственников, начальников и подчиненных и т.п.)?

4. Следует ли сначала (групповым способом) получить список идей, а оценивать их уже не в группе?

Спасибо,

2003-07-22 16:17:26
Александр Ершов » chingiz

Здравствуйте, Чингиз!

Полностью согласен с Вами в том, что подобрать группу по своему желанию как правило не представляется возможным. Поэтому очень интересно, используете ли Вы какие - нибудь средства для ускорения раскачки, разогрева, или это происходит само собой?

Относительно откладывания анализа идей на второй этап. Я использую во время генерации технику скрытой классификации идей. Вкратце она состоит в том, что все высказываемые участниками идеи непосредственно во время генерации относятся мной к заранее понятным направлениям решения проблемы (делаю это, конечно, в уме). Такой подход позволяет достаточно оперативно выявить новые направления и, если в этом есть необходимость, сконцентрировать на каком то из них внимание группы (изменить задачу). Можно (очень аккуратно) и вводить запреты на повторяющиеся идеи, если сформулировать их обобщенно.  Конечно, это не подменяет собой этап публичного анализа, но позволяет подходить к нему с бОльшим урожаем различных направлений решения проблемы. (В свое время меня учили, что участники штурма отвечают за количество идей, а ведущий за их качество).

И ещ вопрос - сколько времени у Вас (в среднем) идет процесс генерации?

Спасибо.

2003-08-29 16:27:09
Георгий Соколов » Всем
        Уважаемые коллеги!

  
        Дополняю обсуждение данными из литературы. Автор утверждает, что подобные техники были разработаны специально  для топ-менеджмента компании "Fiat":
 

        "Фаза «мечтателя» (или фаза мозгового штурма) в групповом проекте зачастую оказывается наиболее важной и проблематичной; особенно это касается ситуаций, включающих комплементарные отношения. Ключевая проблема в проведении фазы «мечтателя» — как направить креативность, не ограничивая ее. Роль лидера заключается в том, чтобы направлять «почему» и «как» в большей степени, чем «что». Это можно сделать как вербальным, так и невербальным путем. Во многих отношениях креативность является настолько естественным и спонтанным процессом, что задача менеджера сводится к тому, чтобы просто не мешать ей. В оптимальном варианте менеджер создает пространство, в котором креативность протекает сама по себе.

        Можно построить такую схему, которая будет поощрять различные виды креативности или непреднамеренно препятствовать им. К примеру, установление конкретного временного фрейма может само по себе вызвать реакции «мечтателя», «реалиста» или «критика». Предположим, руководитель команды говорит: «Я хочу знать, кто о чем больше всего мечтает; у каждого есть ровно одна минута!» Формулировка может противоречить процессу, который он на самом деле пытается стимулировать. Если сказать «Хорошо, внимание всем, у нас есть еще пять минут», это с большей вероятностью «разбудит» «реалиста», чем «мечтателя».

        Креативность группы формируется под влиянием контекста, установки, состояний, когнитивных процессов, каналов коммуникации и правил взаимодействия между членами группы. Диснеевская комната «мечтателей» была обустроена так, чтобы ее контекст поощрял особый вид уместных там процессов. Как руководитель, Дисней моделировал тип метапрограмм, использования которых он хотел добиться от сотрудников.Менеджер может установить окружение или контекст, которые помогут расширить свободу выражения. К примеру, в диснеевской комнате «мечтателей» не было столов. Все стены были облеплены вдохновляющими картинками. Таким образом, задавались определенные ограничивающие правила взаимодействия, которые могли способствовать самому обширному выражению идей и точек зрения. Одним из таких правил было отсутствие четко определенного временного фрейма; также здесь приветствовались даже самые невозможные идеи.

        Менеджер может способствовать тому, чтобы убрать все ограничения путем поощрения гиперболизации и мышлением «как если бы»; для этого ему достаточно сказать: «Даже если вы не можете представить себе этого, действуйте так, как будто можете». Полезно бывает также поощрить использование метафор и символического языка, как мы уже говорили в предыдущих разделах. Существуют различные виды действий, которые помогают интерактивно стимулировать креативный процесс группы и управлять им. Для этой цели можно:

• поощрять участие сотрудников в процессе за счет стимуляции более физических действий;

• подчеркивать общие черты и различия между различными точками зрения;

• задавать вопросы, выражая сомнения и одобрение, провоцируя возникновение новых ракурсов и взглядов на проблему;

• предоставлять инструменты, средства и ресурсы;

• предоставлять обратную связь, высказывать предложения, призывать к интеграции и синтезу идей;

• переключать коммуникативные каналы за счет письменной работы, использования плакатов, доски и т. п.

        В контексте решения проблем или в ситуации «тупика» при мозговом штурме существует ряд способов, которыми руководитель может повлиять на когнитивные карты членов группы и добиться большей креативности. Для этой цели можно:

• менять фрейм проблемы или цели, рассматривая ее с другой точки зрения;

• менять приоритеты критериев или ценностей;

• менять уровень концентрации, выявлять ограничивающие допущения;

• находить «недостающие звенья»;

• проводить разделение, чтобы установить суб-цели или проработать отдельные области проблемного пространства;

• менять ракурсы или состояния (например, с помощью юмора);

• переключать репрезентативные каналы и поощрять латеральное мышление;

• поощрять мышление «как если бы».

 

Р. Дилтс, НЛП: управление креативностью, СПб, "Питер", 2003 г., с. 371-372.

2003-11-03 14:47:50
Александр Соколов » Всем
Уважаемые коллеги!
 
Вот дополнительный материал к разработкам Алекса Осборна:
 

"Певец Дэвид Боуи (David Bowie) руководствуется сходными творческими принципами при создании своих песен, когда вырезает слова из газетных заголовков и потом объединяет их в произвольном порядке. Попробуйте также применить технику случайного выбора изображений. Например, ваша задача - разработать сюжет, связанный с пенсионными выплатами, и вы произвольно выбрали рисунок круга. Чтобы найти новое понимание проблемы, вы рассматриваете возможные ассоциативные мостики между вопросом пенсий и мотивом круга.

Техника «Список-экспресс» SCAMPER

 

Алекс Осборн (Alex Osbom), один из пионеров креативного мышления, предложил технику экспресс-списка, которая сводится к подстановке «волшебных» слов и выражений. Рекомендуемая версия  подобного метода, использующего акроним SCAMPER, автором которой является Майкл Микалко (Michael Michatko), выглядит следующим образом:

Заменить (Substitute)

Скомбинировать (Combine)

Адаптировать (Adapt)

Модифицировать (уменьшить/увеличить) [Modify (make bigger/ smaller)]

Применить в другой области (Put to other uses)

Исключить (Eliminate)

Изменить на противоположное (Reverse)

«Волшебное» слово вписывается в ячейку против соответствующей проблемы, после чего вам остается продумать возможный сценарий развития ситуации.

Один участник наших тренингов применил данный метод для разработки нового способа демонстрации потенциала компьютерной системы, которую предстояло раскрутить его агентству. Сопоставив задачу со словом «модифицировать», он пришел к идее стократного увеличения исходной фотографии с помощью системы компьютерного дизайна растровых изображений, что позволило бы получить снимок повышенной четкости.

В свою очередь, примером эффективного использования «волшебного» слова «уменьшить» служит получившая широкое освещение в британских СМИ история с новым пабом в Уэйкфилде, Йоркшир. Обычно владельцы пабов стремятся максимально продлить часы работы. Желая создать в своем заведении особую атмосферу, хозяин Harry s Bar, вопреки общей тенденции, приобрел лицензию, в соответствии с которой он был обязан закрывать паб в 10 часов вечера.

По личному опыту я знаю, что мои слушатели, использующие технику экспресс-списка SCAMPER, сначала испытывают некоторый дискомфорт. Поэтому я рекомендую вам предварительно попрактиковаться и хорошо освоить технику произвольно выбранных слов. а лишь затем приступать к овладению методом экспресс-списка SCAMPER".

А. Green, Creativity in public relations, Kogan Page Limited, 2001.

и далее:

"Хотя участники «мозговой атаки» должны чувствовать себя свободно, однако им не стоит слишком расслабляться. Поэтому пусть все остаются на ногах. Это не только не позволит участникам откинуться на спинку стула и дать мыслям витать в областях, не связанных с обсуждаемым вопросом, но также заставит их сосредоточиться на текущей задаче.

Во время тренингов, проводившихся в нашем Институте, слушатели использовали ритм своего тела для стимулирования творческих мыслей. Один метод, называемый «подражание Биллу», сводится к тому, чтобы, поставив одну ногу перед другой и слегка покачиваясь вперед и назад, стараться при каждом наклоне вперед придумывать идею. Другой метод, «подражание Фионе», позволяет генерировать новые мысли с помощью прыжков на месте вверх-вниз. Однако последний вариант - это чрезмерная нагрузка и для ног, и для ковра".

С уважением,

2003-12-18 17:54:40
Александр Соколов » Всем

Уважаемые коллеги!

Обнаружил материал об аналитической стадии анализа "мозгового штурма", цитирую:

 

"После «мозговой атаки»

1. Выделите самые многообещающие идеи. После проведения «мозговой атаки» ослабьте антикритическое правило для того, чтобы отделить самые многообещающие идеи. Вы все еще не на стадии решения, вы просто отмечаете идеи, которые необходимо развить в дальнейшем. Отметьте те идеи, которые члены группы считают лучшими.

2. Придумайте пути улучшения перспективных идей. Возьмите одну перспективную идею и обдумайте, как ее усовершенствовать и сделать более реалистической, равно как и способы ее осуществления. На этой стадии задача состоит в том, чтобы сделать эту идею как можно более привлекательной. Предварите конструктивную критику следующими словами: «Что мне больше всего нравится в этой идее, это... Не станет ли она лучше, если?..»

3. Определите время оценки идей и принятия решения. Прежде чем закончить совещание, составьте список выбранных и усовершенствованных идей и определите время для решения — какие из этих идей должны быть выдвинуты на переговорах и каким образом.

Обдумайте возможность «мозговой атаки» с другой стороной. Хотя проводить «мозговую атаку» со своими людьми гораздо легче, чем с другой стороной, совместная «мозговая атака» также может оказаться чрезвычайно полезной. Сделать это труднее из-за увеличения риска, что вы что-нибудь скажете такое, что повредит вашим интересам, несмотря на установленные заранее".

Роджер Фишер и Уиллям Юри, Путь к согласию или переговоры без поражения, М., "Наука", 1990 г., с.77. 

2003-12-19 12:08:17
Логинов М.В. » Всем

Не помню где читал, что брался старый сюжет и актерский коллектив во главе с "завлитом" Шекспиром импровизируя создавал новую пьесу, которую потом он же и записывал.



Яндекс.Метрика