9737
@ Подписаться
Сотни бизнес-методик. Тысячи кейсов. Обновления.

сегодня 13883 Подписчиков

Политика конфиденциальности Этот сайт использует cookies, чтобы повысить удобство его использования Вами Понятно

PR для малого бизнеса

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-04-02 21:38:17
Дмитрий » Всем

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сейчас мы работаем над созданием учебного курса "PR для малого бизнеса". Для удобства определим малый бизнес как бизнес, который не может себе позволить ни дорогостоящие рекламные кампании, ни даже ставку рекламиста.

Цель курса - научить владельца или менеджера этого самого малого бизнеса рекламировать себя самому и с минимальными (в идеале - нулевыми) вложениями, дающими ощутимый результат.

Пока что вырисовываются такие темы, как работа с прессой (пресс-релизы, создание событий, самореклама через статьи, паразитирование на сенсациях), реклама в Интернете и работа со слухами и байками. Но, как мне кажется, чего-то не хватает.

Скажите, коллеги - какие еще темы, на Ваш взгляд, были бы уместны в рамках такого курса?

2003-04-03 12:44:49
Георгий Соколов » Дмитрий
                Уважаемый Дмитрий!
 
Поэкспериментировав с последней версией 3.3  программы "EXPO: 1001 Рекламоноситель" и выбрав настройки "Дешево" и "Очень дешево", я получил несколько сотен решений... 
Почему несколько сотен и почему их число еженедельно растет, можно узнать здесь.
 
Вопрос-1: Дмитрий, а сколько человеко-часов (примерно)  Вы намерены затратить на отработку курса, прежде чем начнете продавать курс Клиентам?
 
Вопрос-2: Чем этот курс будет лучше программы "EXPO: 1001 Рекламоноситель", бесплатная (!) версия которой расходится весьма приличными тиражами? - см. данные здесь.
 
 
Творческих успехов!
2003-04-03 17:56:38
Дмитрий » Георгий Соколов

Добрый день, Георгий!

Вы спрашиваете, чем курс будет лучше Вашей программы. Простите, не понял Вашего вопроса.

Как мне кажется, Вы с тем же успехом могли бы спросить, чем наш курс лучше "Кока-Колы" или шагающего экскаватора. Это просто разные вещи, предназначенные для разных целей. "Колой" утоляют жажду, экскаватором роют землю, курс даёт практические навыки в решении нескольких классов задач. По какому параметру Вы предлагаете сравнивать, что из них лучше?

Что касается затрат времени на подготовку курса - число часов ещё неизвестно. Согласно нашим внутренним стандартам, работа над методикой курса считается завершённой после того, как автор курса продемонстрирует на практике применение всех изучаемых в рамках курса методик, а также проведёт курс с группой ранее незнакомых с ним тестеров, чтобы убедиться, что методика работоспособна в исполнении любого человека, а не только её автора. Сказать заранее, сколько времени займёт весь это процесс, я пока что, увы, затрудняюсь.

2003-04-07 12:04:34
Дмитрий Пангаев » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий !

А зачем это вообще нужно?  Тот, кто не готов заплатить за услуги рекламиста, наверное не нуждается в серьезной рекламе...

С таким же успехом можно написать книгу тому, кто не хочет, или скорее жалеет денег сходить к дантисту и будет сам себе зубы лечить или решит съэкономить на новых ботинках и сам себе их сляпает, по самоучителю...

Мне кажется, что каждый должен заниматься своим делом. А то, насколько он на своем месте, говорит о его профессионализме...

Мне так кажется...

С Уважением

2003-04-07 19:09:31
Дмитрий » Дмитрий Пангаев

Добрый день, уважаемый тезка!

Что такое "серьезная реклама" и чем она отличается от несерьезной я, к сожалению, не знаю. Возможно, Вы меня просветите?

Зачем нужен курс? А зачем нужны многочисленные семинары, которые проводят по всей стране уважаемые коллеги из ТРИЗ-ШАНС? Вероятно, чтобы человек научился самостоятельно что-то делать более эффективно, чем он это делал до сих пор. Согласны?

2003-04-08 11:23:50
111 » Дмитрий

Согласен с Вами, спрос на это был и будет всегда. Из собственного опыта знаю, что в особенности малый бизнес не только в нашей стране, но и вообще нигде в мире не тратит денег на профессионалов, а продвигать свой бизнес самостоятельно.

Единственное, что бы я предложил - это назвать курсы по-другому, поскольку судя по перечисленным Вами направлениям, Вы включили в них не только (и не столько) PR, но и прямую рекламу и BTL. И неплохо было бы хотя бы во вступлении дать общее понимание разным видам продвижения, рассказать, когда какой применять лучше и уже потом переходить на конкретные мероприятия. Кстати, в части прямой рекламы неплохо было бы включить элементарное описание СМИ и  основы работы с работы с ними.

2003-04-08 12:04:21
Byakina » Всем
Согласна с автором темы: курс нужен не потому, чтобы экономить на услугах рекламиста, а... Причины:
1. Владелец малого предприятия или организации должен понимать как продвигать свое "детяще". Чтобы не быть обманутым. Чтобы корректировать направления бизнеса. И много др. "чтобы".
2. Книг вообще не бывает много. Студентам специальности "реклама и PR" тоже нужно с чего-то писать курсовые ;-)
Что касается названия. На самом деле, непонятно, почему и реклама и прямая рассылка включены в PR? Конечно, споры о том, что шире реклама или связь с общественностью можно вести бесконечно. Но название все же стоит уточнить.
Реклама через статьи, на мой взгляд, излишество для только что появившегося малого бизнеса. Во-первых, потому что более или менее объемная статья занимает 1/4 полосы (меньше, это уже заметка ;-)) - это не дешево, особенно в центральных изданиях. Во-вторых, контак потенциальной аудитории с такой рекламой единовременен (хотя и есть возможность возврата, но редко кто это делает). Следовательно, достигнуть умопомрачительного эффекта одной статьей невозможно. А серия или сопутсвующие публикации акции обойдутся еще дороже. Таким образом рекламные статьи в изданиях - не есть примета именно малого бизнеса.
А что же тогда?
Слухи. Информация из уст в уста. Вообще больше информации! (В том числе в справочниках, активно используемых населением). УТП (цены, скидки, оигинальные услуги). Прямая расссылка (вообще для регионов гораздо более эффиктивна, чем даже рекламное объявление в СМИ). Участие в локально значимых мерроприятиях, нацеленных на ЦУ. Креативные акции (на эту тему на www.triz-ri.ru есть много интересных материалов). Установление партнерских отношений с крупными компаниями в данной отрасли ("примазывание" к известному бренду в плане имиджевом и материльном). Одним словом все то, что не позволяет расспыляться, а "бьет" максимально цель. К тому же так легче просчитать эффективность.
2003-04-09 00:58:36
Дмитрий » Byakina

Добрый день!

Курс нужен в том числе и чтобы экономить на услугах рекламиста, поскольку эти услуги просто не всегда по карману малому бизнесу. Но, разумеется, Вы правы - это далеко не единственная причина.

Статьи. Когда я пишу о рекламных статьях, я имею в виду не те статьи, за которые я оплачиваю газете кусок полосы, а те статьи, которые размещаются бесплатно либо газета даже выплачивает гонорар мне. Размещение подобных статей в центральной прессе малому бизнесу совершенно ни к чему. А вот местные и тематические издания обычно с радостью открывают свои двери и страницы перед человеком, который может живо и доступно объяснить их читателям что-то, интересное для них. При этом они не слишком возражают, если автор попутно ненавязчиво рекламирует свой бизнес или себя самого как эксперта. В крайнем случае можно раскатать свою статью на пол-полосы, и прикупить к ней ма-а-аленький модуль - такая система по моему опыту работает куда лучше соответствующего размера проплаченной статьи с надписью "на правах рекламы". Кстати, этот сайт - не исключение: насколько я понимаю, любой человек, которому есть что сказать по теме проекта, может разместить здесь свои материалы. Георгий, я прав?

Прямая рассылка как механизм рекламы в курс не включена. Когда я писал о рассылках, я имел в виду рассылки наподобие того, что можно найти на http://subscribe.ru или http://content.ru При правильном использовании это более чем эффективный инструмент саморекламы, в то время как затраты стремятся к нулю, не считая затрат времени.

Не могли бы Вы подробнее рассказать о "примазывании" к брендам? Спасибо заранее.
2003-04-09 13:15:04
Byakina » Дмитрий
Возможно, некорректно, выразилась.
Смысл таков. В каждой сфере, особенно связанной с техникой, есть бренды, уже зарекомендовашие себя на российском или мировом рынке. Это столичные компании или официальные представители (пр. франчайзи) крупных зарубежных корпораций. В их интересах - продвижение в российские регионы (современая тенденция демассификации). Владельцы малого бизнеса имеют возможность наладить с ними контакт и получать опеределенные средства на собсвенную рекламу при обязателньном условии попутного продвижения "благодетеля". Вообще для малого бизнеса выгодно становится представителями, дилерами, авторизованными центрами, франчайзи известных брендов - это и престиж, и реальные деньги. Затраты на сертификацию (не очень уж и большие) обычно оказываются оправданными.
2003-04-16 23:29:14
Алексей Махов » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!

Вы взялись за очень важную проблему, создать  учебный курс "PR для малого бизнеса". Но, судя по первым откликам на Ваше сообщение, все очень широко трактуют понятие "малый бизнес". Он действительно многолик и в этом сложность. Одно дело - это какой-либо "ларек", торгующий пивом, другое дело - малое инновационное предприятие, занимающееся производством уникальной наукоемкой продукции. Я много лет занимаюсь проблемами научно-технического творчества студентов в высшей школе и убежден, что без серьезной PR-поддержки "прорывных" инновационных разработок высшей школе России не подняться. Поэтому было бы очень интересно узнать, что по этому поводу думают как PR-специалисты, так и работники тех самых бизнес-инкубаторов, "мягких компаний" и прочих коллективов, для которых эта проблема актуальна.

Жду продолжения обсуждения

2003-04-17 11:16:55
Наблюдатель » Всем
Думаю что такой курс очень даже нужен. Возможно после этого руководители или менеджеры из малого бизнеса поймут, что реклама это не просто хухры-мухры и поищут деньги на найм специалиста по рекламе. :)
2003-04-17 12:10:37
Редакция » Алексей Махов

>> Я много лет занимаюсь проблемами научно-технического творчества студентов в высшей школе и убежден, что без серьезной PR-поддержки "прорывных" инновационных разработок высшей школе России не подняться. >>

 

Уважаемый Алексей,

рекомендуем посмотреть обсуждения, собранные в теме "Студенты, праздники и PR".

С уважением,

2003-04-17 13:22:23
Дмитрий » Наблюдатель

Добрый день, уважаемый Наблюдатель!

> Возможно после этого руководители или менеджеры

> из малого бизнеса поймут, что реклама это не просто

> хухры-мухры и поищут деньги на найм специалиста

> по рекламе. :)

Дано: небольшая провинциальная фирма, чей рекламный бюджет не превышает... ну, скажем 1000 у.е. в год - на всё про всё.

Вы можете предложить специалиста по рекламе, который уложит в эту сумму все затраты на рекламу (включая свой гонорар), и при этом гарантирует, что на каждый потраченный на рекламу рубль фирма получит хотя бы 2 рубля чистой прибыли?

Если нет - видимо, владельцу бизнеса проще подучиться и заняться рекламой самому. Как Вы считаете?

2003-04-17 17:07:56
Наблюдатель » Дмитрий
Я контактирую и с такими фирмами. Как правило каждый месяц они не рекламируются. А если и дают каждый месяц рекламу, то в основном это афиши на остановках (500 - 700 р. в месяц)(я не клею:).
И много с них не беру. Иногда по доброте душевной и просто так что-нибудь делаю. К сведению иногда можно дать рекламу и бесплатно. В прошлом году разместил рекламу фирмы:

1. Статья в самой популярной местной газете.
2. Информация в новостях на 3-х радиостанциях.
3. Сюжет в новостях на местном телевидении.
Затраты фирмы составили 0 руб. 00 коп.

Сейчас провожу акцию. Уже есть бесплатные 5ть дней на телевидении и статья в газете.
2003-04-17 17:24:51
111 » Наблюдатель

Интересно, что в этой теме уже второй раз мешают понятия "PR" и "реклама".

2003-04-17 23:29:50
Дмитрий » 111
Уважаемый автор сообщения может их чётко разграничить?
2003-04-18 08:55:51
111 » Дмитрий

Вообще-то я не борец за чистоту языка, но разница между этими 2-мя понятиями очень существенная: это просто 2 разных инструмента продвижения ("promotion"). Все различия описаны в любом учебнике по маркетингу.

2003-04-18 11:33:43
Дмитрий » 111

Тем не менее, хотел бы попросить Вас вкратце объяснить это своими словами, чётко разграничив рекламу и PR. Мой собственный опыт показывает, что сделать это невозможно, но может быть Вам это удастся.

2003-04-18 12:51:31
Наблюдатель » 111
Здесь еще есть PS (паблисити).
2003-04-18 13:09:14
Наблюдатель » 111
сорри, PC (PUBLICITY) :)
2003-04-18 14:09:16
111 » Дмитрий
Я просто приведу одно из определений, которое я нашел в интернете (http://advertising.utexas.edu/research/terms/index.html):
 
Advertising
There are a variety of definitions, with subtle but important distinctions. While the general public frequently views advertising as encompassing all forms of promotional communication, most advertising practitioners limit it to paid communications conveyed by a mass medium. The latter definition distinguishes advertising from other forms of marketing communication, such as Sales Promotion, Public Relations, and Direct Marketing.
Publicity
A type of public relations in the form of a news item or story which conveys information about a product, service, or idea in the media.
2003-04-18 14:59:21
Serega » 111

Advertising

There are a variety of definitions, with subtle but important distinctions. While the general public frequently views advertising as encompassing all forms of promotional communication, most advertising practitioners limit it to paid communications conveyed by a mass medium. The latter definition distinguishes advertising from other forms of marketing communication, such as Sales Promotion, Public Relations, and Direct Marketing.

Publicity

A type of public relations in the form of a news item or story which conveys information about a product, service, or idea in the media

Попробую перевести это на русский :-)

Реклама

Есть ряд определений, с тонкими но важными различиями. В то время как широкая публика часто рассматривает рекламирование как затрагивание всех форм продвижения, наиболее практикующие рекламисты,  ограничивают это оплаченными коммуникациями, переданными масс-медиа. Последнее определение отличает рекламирование от других форм связи маркетинга, типа Коммерческого Содействия(продвижения), Связей с широкой публикой, и Прямого Маркетинга.

Гласность

Тип общественных отношений в форме пункта новостей или рассказа, которые передают информации о продукте, услуге, или идее в носителе

Так где определение? получается реклама и гласность это (оплаченный)материал в СМИ? или я неадеватно перевел?

2003-04-18 16:47:22
Дмитрий » Serega
Получается, что если я заплатил журналу - это реклама, а если журналисту - это PR :)
2003-04-22 17:09:31
Taras » Дмитрий

Насчет различия есть один известный пример:

  • если цирк приезжает в город и Вы рисуете афишу "В субботу приезжает цирк" - это РЕКЛАМА;
  • если Вы эту афишу цепляете на слона и выводите его в город - это продвижение (promotion);
  • если слон при этом пройдется по цветочной клумбе мэра - это паблисити (об этом напишут);
  • если Вы при этом сделаете так, что мэр засмеется - это из сферы PR;
  • если после всего этого жители города придут в цирк и оставят там кучу денег - это продажа (sales).

А по сути поднятого Вами вопроса - мне кажется, что стоит рассматривать еще в курсе и кризисный ПР: как готовится к происшествиям и по какому алгоритму работать, если что-то произошло. Я не знаком с малым бизнесом, поэтому мне трудно привести конкретные примеры.

С уважением,

2003-05-23 17:32:44
Анна Каправчук » Всем

Уважаемые коллеги!
Разработка курса по PR для малого бизнеса - очень перспективная идея.
1. В России тысячи городов, в котором предел мечтаний местных бизнесменов - стать из микроскопических "большими" в масштабах своего города - и в том, и в другом случае по столичным масштабам они - "малый бизнес". В городах с населением до четверти миллиона подобный курс может привлечь достаточно широкий круг "курсантов".
2. Малобюджетные рекламные и PR-акции будут востребованы всегда - а значит, материалы с подобного курса могут быть использованы и малыми подразделениями "большого" бизнеса, и теми, кто раскручивает небольшие акции, и просто теми, кому было "не до изысков", а тут вдруг "имиджу захотелось".
3. На мой взгляд, один из необходимых элементов обучения в рамках такого курса - своеобразная "техника безопасности" в отношениях со СМИ. Отдельные элементы "инструктажа" по этой теме Вы найдете в моей статье "Как вырастить любовь журналистов к своей организации?"
4. Пользуясь приобретенными на этом обсуждении знаниями, хочу спросить: когда Вы разработаете этот курс, готовы ли Вы позволять преподавателям и консультантам из провинции, куда Вам ездить далеко и невыгодно, работать по нему на франчайзинговой основе?
5. Дарю пример из опыта успешного использования инструментов PR представителем малого бизнеса:
Через пару дней после того как США развернули военные действия в Ираке, на одном из промтоварных магазинов г.Ангарска (5 тыс. км от Москвы и больше 4 тыс. км до Владивостока) появилось скромное объявление:
"В связи с агрессивной политикой США и Великобритании
и нарушением Устава ООН
ГРАЖДАНЕ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
НЕ ОБСЛУЖИВАЮТСЯ.
Администрация магазина "Весна".
Лист формата А4, шрифт не крупный, никаких "красивостей", просто приклеен на входную дверь магазина. Уже в пятницу одна из областных газет (иркутская "Пятница") вышла с первополосным материалом "В Ангарске не желают обслуживать граждан США и Великобритании" и крупной фотографией этого объявления. Проявили интерес к "ограничению" и местные ангарские СМИ. Разумеется, как и в случаях "имиджевой страховки", вероятность появления на пороге далеко не самого известного в сибирском городке магазинчика граждан США и Великобритании близка к нулю и документы на входе никто не проверяет. Использован ресурс интереса всех СМИ мира, и ангарских-иркутских в том числе, к военному конфликту на Ближнем Востоке. Зато при минимуме затрат (печать одного листика А4 формата) эффективность PR-акции очень высока: в "Весну" граждане России теперь ходят кто из любопытства, кто из солидарности.
Местная пресса примчалась с вопросами. Проинструктированные продавцы показывали хранящийся в каждом отделе список, кого персонально не обслуживают: президента США, королеву Великобритании, руководство НАТО и т.п., мол, рядовых миролюбивых американцев не обидим. Разумеется, газета написала. Написала и тогда, когда в магазин пришла телеграмма: "Родные, не отлучайте от прилавка - пообносилась совсем! Королева Елизавета". Притом рассказала в красках не только о резонансе, вызванном объявлением, но и о том, что магазин когда-то давно спонсировал детские соревнования - но на этом славы не приобрел. Пересчитывать полученную бесплатно газетную площадь по рекламным расценкам не буду, но, думаю, она сопоставима с годовым рекламным бюджетом этого магазина. А количество вторичной рекламы - несколько недель город пересказывал все это, как анекдот, и водил знакомых почитать объявление - учету вообще не поддается.
С уважением, Анна КАПРАВЧУК, г.Ангарск, anna@angarsk.ru

2003-06-22 23:15:41
Дмитрий » Анна Каправчук

Добрый день, уважаемая Анна!

Спасибо на добром слове. Насчёт отношений с журналистами мы непременно напишем, тем более что роль "первой скрипки" в подготовке курса играет Александр, автор и преподаватель наших курсов журналистики. За ссылку на статью большое спасибо - видно, что Вы проделали существенную работу по классификации проблем и их решений.

Что касается франчайзы и провинции... Мы работаем через Интернет и только через Интернет. Поэтому с одной стороны, нам всё равно, где живёт ученик - с другой же мы всегда готовы к сотрудничеству с преподавателями и учебными центрами, работающими исключительно "вживую", очно. К сожалению, не все наши курсы для этого пригодны. В настоящее время мы готовы предложить коллегам на франчайзу курс "Вольная журналистика" - и курс по PR, работа над которым идёт сейчас, также изначально ориентирован на возможность передачи сторонним преподавателям. Когда курс будет готов, мы непременно с Вами свяжемся.

Кроме того, если Вам это интересно, Вы могли бы поучавствовать в подготовке самого курса. Как минимум - в определении списка тем (он ещё не закрыт). Если Вас это интересует - пишите на мой Email.

С уважением,

Дмитрий Савельев,

2003-06-23 12:41:13
Екатерина » Всем

Уважаемые собеседники!

Не сомневаюсь, что этот курс будет очень востребованным. Причем его можно назвать почти как угодно (на мой взгляд, лучшее название "Как сэкономить на рекламе и PR" или "Как провести рекламную кампанию без затрат"). Преподвать можно тоже что угодно (не вдаваясь в классификацию что есть реклама, а что PR).

Уважаемые собеседники неправильно сформулировали вопросы к Дмитрию. Надо было спросить не зачем нужен этот курс слушателям (это - понятно, чтобы сэкономить), а зачем нужен этот курс Дмитрию. Если его задача - заработать денег на продаже этого курса - не сомневаюсь, что задача решаемая, люди будут за это платить. Если задача - чему-нибудь научить, то такой курс ее не решит. Потому что учить надо лучшему, а не худшему.

Мне кажется, что пока рекламный, PR, маркетинговый, выставочный рынки в России формируются, задача каждого обучающего - участвовать в создании цивилизованности рынка и помочь своим слушателям подготовиться к полноценной работе на рынке, когда он сформируется. Курс "дешевой" рекламы предполагает нечто обратное. Это действительно похоже на обучение "лечению зубов по самоучителю", "уникальные методики самокоррекции кармы", "патентованные растопки и бразильские брилианты".

Я не говорю, что рекламные и PR акции обязательно должны быть дорогостоящими! Но чем они малобюджетнее, тем важнее профессионализм исполнения!

С уважением, Екатерина

2003-06-23 22:19:48
Дмитрий » Екатерина

Добрый день, уважаемая Екатерина!

Насколько я понимаю, Ваша точка зрения заключается в том, что любой бизнес - вплоть до ПБЮЛ - и любая организация, если им захочется прорекламировать себя, должны обращаться в рекламное агентство, нанимая профессионалов. Я правильно Вас понял? В таком случае, я с Вами не согласен.

Ещё раз обращаю Ваше внимание на то, что существует множество мелких бизнесов, частных предпринимателей и НКО, чей бюджет скорее всего не потянет расценок профессионального рекламного агентства. Да и не нужна им, как правило, щитовая реклама и ролики на ТВ. Как же они могут рекламировать себя, помимо банальных объявлений в газетах?

Ваши предложения, Екатерина?

С уважением,

Дмитрий Савельев

2003-06-24 12:37:02
Екатерина » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!

Согласна, не обязательно использовать дорогие рекламоносители. Но чем меньше рекламный бюджет, тем продуманнее должна быть каждая акция. Более того, необходим многоходовой системный подход, включающий маркетинг, рекламу и PR. Полагаю, что разрабатывать такую систему действительно должен профессионал (рекламное агентство, консалтинговая фирма и т.п.). Хотя бы просто потому, что у него существует собственный опыт, ряд отработанных решений и по роду работы он отслеживает все существующие тенденции.

Да, профессионалу нужно заплатить. Но во-первых, платить за разработку (а не за рекламоносители), а во-вторых - заплатить один (!) раз. Зато все последующие затраты на рекламоносители дадут больший экономический эффект. Та же фирма "ТРИЗ ШАНС" имеет огромный набор УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ эффективных решений (в том числе и недорогих с точки зрения используемых рекламоносителей).

А Вы планируете учить людей в лучшем случае придумывать заново то, что уже существует (в лучшем - потому что этому научиться не так-то просто). В худшем они просто научатся экономить на рекламе и PR (т.е. тратить меньше денег). А эффективность вложений?

Пример.

Я работаю на Кафедре выставочного бизнеса МБИ (СПб). Кафедра обучает по программе 8-месячной профессиональной переподготовки по специальности "Выставочный менеджмент". Поскольку выставка - инструмент многоплановый, выставочный менеджер - универсал. Он должен владеть азами теории и по маркетингу, и по экономике, и по рекламе и т.п. Он должен уметь применять свои знания на практике. Но он не должен все делать сам, даже если он работает в маленькой фирме.

Один преподаватель предложил нам включить его курс в программу обучения. Курс называется "Художественно-графические основы рекламы". Курс рассчитан на 90 часов (!) и имеет своей целью обучить слушателей своими руками (!) из дешевых подручных материалов (!) разрабатывать и изготавливать проекты и макеты всего, что нужно на выставке (выставочных стендов, плакатов, буклетов, визиток и т.п.).

Наши слушатели планируют работать в бизнесе, быть менеджерами. Нет ничего зазорного, если в маленькой фирме менеджер сам работает на стенде, общается с организаторми выставки, с контрагентами, с бухгалтерией. Но он не обязан иметь художественное и инженерное образование. Вы можете себе представить, что это будут за макеты (а тем более, что это будет за стенд, ведь даже профессиональный дизайнер по графике не всегда может грамотно спроектировать выставочный стенд!)

Очевидно, что слушатели заплатят деньги, потеряют 90 часов жизни, а в результате научатся в дальнейшем тратить недели на то, чтобы при помощи ножниц и клея делать плохие макеты, когда любой профессионал на компьютере за час сделает это гораздо лучше (а зарплата идет). Почему-то мне кажется, что даже маленькая фирма не станет тратить деньги на зарплату такому менеджеру.

Фактически, все работающие в области обучения, сами формируют себе нишу для дальнейшей работы. Выпускники - профессионалы своей работой поднимают планку на рынке, потребность в качественном обучении возрастает и так далее. Поэтому я принципиально против обучения всему, что понижает уровень рынка.

С уважением, Екатерина

2003-06-24 18:43:24
Дмитрий » Анна Каправчук

Добрый день, уважаемая Анна!

К сожалению, письмо, отправленное на Ваш Email, вернулось. Если у Вас есть другой адрес Email, сообщите его мне, пожалуйста.

С уважением,

Дмитрий Савельев.

2003-06-24 19:59:58
Дмитрий » Екатерина

Добрый день, уважаемая Екатерина!

Меня, конечно, огорчает "кредит недоверия", выданный Вами нашим преподавателям. Почему-то Вы считаете, что научить чему-то путному могут только в ВУЗе - но это на Вашей совести.

Скажите, Екатерина - а Вас не смущает то, что коллеги из ТРИЗ-ШАНС точно так же "понижают уровень рынка", обучая непрофессионалов приёмам журналистики, PR, менеджмента и т.п.?

Ведь, если верить Вам, статьи должны писать журналисты, PR-ом заниматься - пиарщики и т.п., а тут Сычёв со товарищи продают программы и учебные материалы, с помощью которых простые смертные тоже могут заниматься подобными вещами. Портят рынок, нехристи! Да разве ж так можно? Предложите им продавать "Приёмы журналистики" только по предъявлению диплома журфака, "Экспо-1001" - только обладателям MBA и т.д. Что, уже смеётесь? ;)

А если говорить серьёзно - ну вот Вы писали: "необходим многоходовой системный подход, включающий маркетинг, рекламу и PR. Полагаю, что разрабатывать такую систему действительно должен профессионал".

Вы, как профессионал, можете прикинуть смету для такой вот многоходовой рекламно-пиарной кампании для... ну, скажем, зубного врача, психолога или небольшого магазина аквариумных рыбок? Сколько будет стоить креатив и копи в исполнении профессионального рекламщика? А макеты, сделанные профессиональным верстальщиком? Ну и до кучи - во сколько встанет размещение всей этой радости? Можете подсчитать всё это хотя бы с точностью плюс-минус 5,000 рублей?

А прикинуть, сколько рублей прибыли принесёт каждый рубль, вложенный в эту кампанию, можете? Уверены ли Вы, что овчинка будет стоить выделки?

2003-06-25 12:33:30
Екатерина » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!

"Меня, конечно, огорчает "кредит недоверия", выданный Вами нашим преподавателям. Почему-то Вы считаете, что научить чему-то путному могут только в ВУЗе - но это на Вашей совести."

Априорно считаю, что если человек берется чему-то учить - значит, он это знает (пока он не показал обратное), поэтому ничего плохого о Ваших преподавателях не думала. И не факт, что в ВУЗах всегда учат хорошо. Речь не о качестве, а о целях обучения.

"Скажите, Екатерина - а Вас не смущает то, что коллеги из ТРИЗ-ШАНС точно так же "понижают уровень рынка", обучая непрофессионалов приёмам журналистики, PR, менеджмента и т.п.?"

Смущает, но пусть это комментирует ТРИЗ-ШАНС. Хочу заметить следующие 2 вещи (на примере "Приемов журналистики"):

1. Купить программу может каждый, и я уверена, что она действительно помогает каждому. Но в первую очередь она актуальна для тех, кто пишет статьи регулярно, т.е. для профессиональных журналистов. Она ничему не обучает, не дает образования, не развивает "чувство языка", не заменяет способностей (не говоря уже о таланте). Она - просто инструмент, а хороший инструмент хорош в руках профессионала.

2. Я сама часто пишу статьи. Программой пока ни разу не воспользовалась, очевидно потому что пишу недостаточно регулярно и что, в отличие от профессионального журналиста, пишу только когда мне действительно есть что сказать читателям, а не на "заданную тему" (на заданную тему труднее). Сама считаю, что пишу хорошо. До тех пор, пока над моей статьей не начинает работать профессиональный копирайтер. После этого понимаю, что писать может каждый, но чем ниже профессионализм автора, тем менее результативной будет публикация.

Получается, что если программой пользуется профессионал - это повышение качества (имею ввиду не качество конкретной публикации, а общий уровень рынка), если непрофессонал - скорее всего, понижение. Если среди Ваших слушателей будут профессиональные маркетологи, рекламисты и т.п. (и Вашей задачей будет адаптировать их знания к условиям малого бизнеса) - думаю, обучение будет "поднимать планку качества". Но, к сожалению, более вероятно, что Вы будете учить PR "по совместительству" секретарей, бухгалтеров, агентов по продажам и т.п. А это - то же самое, что учить выставочного менеджера изготавивать макеты плакатов.

Возможно, дело даже не в целях Вашего обучения, а в его позиционировании. Но именно позиционирование "PR для каждого" - Ваша сильная сторона. Позиционарование семинаров "ТРИЗ-ШАНС" несколько иное (это - мое мнение, возможно, редакция меня поправит), а тем не менее они в высшей степени востребованы.

"Вы, как профессионал, можете прикинуть смету для такой вот многоходовой рекламно-пиарной кампании для... ну, скажем, зубного врача, психолога или небольшого магазина аквариумных рыбок? Сколько будет стоить креатив и копи в исполнении профессионального рекламщика? А макеты, сделанные профессиональным верстальщиком? Ну и до кучи - во сколько встанет размещение всей этой радости? Можете подсчитать всё это хотя бы с точностью плюс-минус 5,000 рублей?"

Я - не рекламист, а "выставочник", подсчитать не могу, но Вашу мысль понимаю. В этой дискуссии уже писали, что для разных категорий малого бизнеса потребности в рекламе и PR разные. Зубному врачу и психологу нужен PR (например, управляемый слух), цветной модуль в СМИ не нужен, а качественные визитки необходимы. Магазину аквариумных рыбок нужен и PR и реклама. Но если малый бизнес инвестировал деньги в создание магазина (помещение, ремонт, торговое оборудование, сотрудники, закупка товара), то, наверное, он в состоянии инвестировать еще немножко в раскрутку этого магазина. Проблема в том, что на ремонт "жаба не душит" (это вроде как необходимо), а на рекламу - душит (вроде, на этом можно сэкономить).

Кроме обучения на КВБ МБИ сама работаю в маленькой фирме, знаю, как трудно бывает выделять деньги на рекламу. Но я глубоко убеждена, что чем делать плохо - лучше не делать вообще. Честно признаюсь, что разрабатывая самостоятельно рекламную политику своей фирмы сделала немало ошибок и потратила немало (по масштабам маленькой фирмы) денег впустую. Хорошо хоть, что не навредила. Опять же у "ТРИЗ-ШАНС" есть замечательные примеры непрофессонально сделанных рекламных объявлений, которые принесли вместо пользы реальный вред.

"А прикинуть, сколько рублей прибыли принесёт каждый рубль, вложенный в эту кампанию, можете? Уверены ли Вы, что овчинка будет стоить выделки?"

Уверена, что стоит, особенно если попытаться оценить, сколько рублей убытка может принести ошибочный ход. Поэтому убеждена, что разрабатывать идеологию все-таки должен профессионал.

Полагаю, что все рекламисты и PR-ки со мной согласятся, а большинство представителей малого бизнеса  - нет. Потому что в малом бизнесе выжить очень трудно, ему некогда думать о формировании цивилизованного рынка, ему нужно прямо сейчас решать конкретные проблемы. Возможно, только это - реальность, а цивилизованный рынок - утопия.

С уважением, Екатерина

2003-06-25 15:07:18
Екатерина » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!

Еще раз перечитала свой ответ Вам, думаю, что я нечетко сформулировала мысль по поводу различий между Вами и "ТРИЗ-ШАНС". Сформулирую еще раз (и еще раз сообщаю, что это - мое мнение как стороннего набюдателя, возможно, редакция меня поправит).

1. ТРИЗ-ШАНС проводит обучающие семинары. Но они позиционируются не как обучение "дешевому варианту" PR (там нет градации по ценам на PR, вместо нее - градация по эффективности).

2. ТРИЗ-ШАНС продает всем желающим программы-консультанты. Но это - не обучающие программы, это просто инструмент. Результативность зависит от того, в какие руки он попадет, а не от "учителя".

3. Обучать заведомо дешевому варианту кажется мне неправильным. Но судить об этом должен рынок, а в настоящее время рынок на Вашей стороне.

С уважением, Екатерина

2003-06-25 21:40:13
Людмила Астафьева » Дмитрий

Добрый  день,  Дмитрий.

 

1.   Обозначилась   проблема:   профи  или  сами.   И  когда  готовим  тех,  кто «сами»  - это хорошо или плохо.

 

Сначала  аналогии.   Хочет человек, допустим,   ремонт,  и не просто ремонт,  а  стильную  квартиру.  При этом  денег на дизайнера  -  нет.    Что он делает?   Ориентируется в проблеме, покупает журналы, ищет бесплатных консультантов  (продавцы в магазинах, знакомые, телепередачи  и  пр.).   Потом становится  сам себе маляром  (или за небольшие деньги нанимает профи на отдельные операции).  Смотришь  - получилась не квартира, а конфетка. Ест-но, другая конфетка,  чем та, что с дизайном в половину стоимости квартиры.

 

Цель  порождает  деятельность,  а  деятельность    заставляет обрастать знаниями  и  формирует  навыки.

 

Любая мамаша -  «домашний  профи» по  детскому здоровью. Можно  к  портнихе,  а  можно за машинку.  Можно  за помощью  к психоаналитику, а можно к подружке  - тоже полегчает.   И т.д.

 

Одним  словом,  самодеятельный  подход  (в  хорошем  смысле  -  «САМ  делаю»).

 

Нет смысла спорить -   имеет ли он право на жизнь. Потому  что он  всегда  будет.  

К вопросу  о  сферах,   в которых самодеятельный подход  опасен  (медицина, например)    -    я,   думаю,  здесь вопрос  не  сфер,   а  «ГРАНИЦ»  самодеятельности.   Чтобы перебинтовать порезанный палец, не нужен диплом врача,  но  снимать колику  все-таки  лучше  специалисту.

 

А еще  есть  вопрос   ЦЕНЫ  самодеятельности  -  в  бизнесе, уж точно.   И  нужно   считать    не только   затраты на профи  (как предлагаете Вы),  но и  затраты на самодеятельность  (как предлагает Екатерина).  И находить  «золотую середину». 

 

Вот эти  две  вещи   -   «границы  самодеятельности»  и   «цена самодеятельности» -  по-моему,  самые актуальные для малого бизнеса. Я работала с компанией, которая не по причине  «бедности», а по причине «мании величия»  пользовалась самодеятельным подходом  (своих ограничений  не  осознавали  напрочь  -  "это  мой  бизнес,  и  я  знаю, как  его  делать").   Это было смешно и грустно.  И это не исключение  -  кто  не  сталкивался  с  подобным?

 

2.    Дальше   по Вашему проекту.    «Плохая» самодеятельность начинается тогда, когда ее  выдают (или  принимают)  за профессионализм.   Если  парниша,  окончивший  курсы для  «чайников», возомнит себя программистом  -  труба.  

И поэтому  -   Как  Вы,   Дмитрий,    ставите  цель  своему  курсу?   «Научить  рекламировать себя самому…..»    Что за этим модулем?   Вопрос не случаен.  

Я посмотрела  «Вольную журналистику». Знаете, чем отличается  ее  продвижение на  Вашем  сайте от тех же «Приемов журналистики»?   «Приемы»  адресованы  пишущим  людям, нигде там не стоит цель  -  сделать из кого-то профи.  Это  ИНСТРУМЕНТ, которым  может пользоваться и профессиональный   журналист, и  начинающий графоман.

 

Ваша «Вольная журналистика» цель ставит иначе.   Цитирую:    «Курс "Вольная журналистика" - для тех, кто хотел бы получить профессию журналиста,   начать публиковаться и зарабатывать написанием и продажей статей, но при этом не хочет или не может потратить годы и тысячи долларов на учёбу в университете».  

 

И   он  сможет  это сделать  за  ….10  лекций.     Вот такое вот позиционирование  -  из  разряда  «волшебных палочек».   Извините, профанация начинается.   То  самое  снижение  уровня  рынка, о котором пишет Екатерина.    Тризовцы  говорят   -  «мы   в помощь»,  Вы  говорите  «мы  -  взамен».  Они продают  «инструмент»,  вы -  «профессию».  Почувствуйте разницу.

 

Если  Вы  своему новому   курсу поставите  цель    -    мы сделаем из вас профи  PR  -  это  тоже  будет профанация.   Такая  цель   ложна, обманывает  Ваших  слушателей   и  служит  им  плохую  службу.   Если  Ваши  слушатели по окончании возомнят  себя профи  -  это  плохо, прежде всего,  для   их  бизнеса.   Если  Ваши слушатели   в голове поимеют  понимание ГРАНИЦ  своей компетентности  -  нормально. 

 

Вы не готовите  специалистов  по  PR  (упаси  Бог!).    Вы  даете  владельцам,  менеджерам  малого бизнеса   (людям,  у  которых  есть  цель,  деятельность  и  дефицит  средств)       ДОСТАТОЧНОЕ   количество  знаний  и  вооружаете  их  НЕОБХОДИМЫМИ  навыками  и средствами   для  продвижения на рынке собственными силами.   Если  Вы так спозиционируете свой  курс    -  тогда  претензии  по поводу самодеятельного  подхода  снимутся (меньше станет).   

 

И,   кстати,  резон, о котором  писал  Наблюдатель  (17.04),   тоже есть.  Компания  использует самодеятельный подход до тех пор,  пока,  не  почувствует  его  «тормоз»  для своего бизнеса  и  пока не  вырастет  до возможности найма профи  (хорошо, когда эти   «пока»   совпадают по времени).   И  вот тогда   Ваши  слушатели   выбирать  специалистов будут  со  знанием дела

 

3.   Теперь  по темам.   Такого рода курсы,  по-моему,  должны: 

 

1) Ориентировать  в  деятельности  (давать представление,   язык,  критерии  и пр.)   Критерии  -   самая важная  вещь.   Пока нет в голове  критериев  -  не помогут никакие инструменты.  

2)  Учить ставить  цели.     Обязательно  должна быть тема – целеполагание и постановка  задач. Непрофессиональный подход отличается  «телегой впереди лошади».   Ищутся средства непонятно для чего (цели  корректно  не поставлены).

3)  Давать    необходимые   средства   для достижения  целей.  Минимум.   Просто потому что  много не сможете по формату обучения.

4)   И    учить  их  -  средства  -  добывать  (по принципу: силен  не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где узнать).

 

Так понимаю,  что  пункт  3  для  Вас   - ключевой.  И  Ваш вопрос  в   обсуждении  -   об  этом  пункте.   Но, по-моему,    не самый важный.  Дать средства  -  дать  рыбу.    А вот  сделать пункты 1,2, 4   -  научить  рыбу  ловить.     И  если  Вы  это    сделаете  -  то   Ваши слушатели  будут  знать  главное   -  где  и  как   «множить»  средства  (к кому обращаться за помощью, где искать подсказки,  что делать самим  и  пр.). Если Вы научите  их  видеть границы  и  высчитывать  цену  самодеятельного подхода.

 

И если кто-то из  слушателей  после Ваших курсов   пересмотрит свой  бюджет   и   решит-таки найти  деньги  на профессионала  -  это тоже хороший результат.

 

Успеха Вашему проекту!

 

2003-06-26 00:50:11
Дмитрий » Людмила Астафьева

Добрый день, уважаемая Людмила!

Вы писали:

> Ваша «Вольная журналистика» цель ставит иначе... И он сможет  это сделать  за  ….10  лекций.

 

Помимо 10 лекций учёба на курсе состоит ещё и из выполнения множества практических заданий и интенсивной работы с двумя преподавателями, чей совокупный опыт в журналистике превышает 40 лет.

 

> Вот такое вот позиционирование  -  из  разряда  «волшебных палочек».   Извините, профанация начинается. 

Да простят мне владельцы сайта эту похвальбу, но выпускники курса публикуются в десятках журналов и газет на русском, английском, немецком и т.д., ими выиграны по меньшей мере 4 конкурса статей с призами от 100 долларов (конкурсы с призами в виде почётных грамот в счёт не берём), наши выпускники работают в редакциях по меньшей мере 2-х журналов и пресс-секретарями в нескольких крупных фирмах, несколько человек активно продвигают свой бизнес, публикуя "советы профессионала" в журналах всероссийского масштаба. И едва ли не во всех этих случаях речь идёт о людях, не имевших до поступления на курс никакого опыта в журналистике.

Не знаю, впечатляет ли это Вас - но лично я вполне доволен результатами работы курса. Хотя и готов согласиться, что по уровню он уступает журфаку хорошего университета :)  Но, тем не менее, я считаю человека, который пишет статьи, продаёт их и с этого живёт, профессиональным журналистом. Поэтому я не согласен с Вами в том, что наша деятельность - это профанация.

> Если  Вы  своему новому   курсу поставите  цель    -    мы сделаем из вас профи  PR  -  это  тоже  будет профанация

В данном случае курс предполагает изучение некоторых принципов и способов саморекламы исключительно "для внутреннего употребления". Мы не планируем выпускать консультантов по PR.

> Обязательно  должна быть тема – целеполагание и постановка  задач.

Вы не могли бы привести примеры целей, которые мог бы поставить перед собой перед началом рекламной или PR акции тот же, скажем, зубной врач, психолог или владелец магазинчика? Заранее благодарю Вас.

2003-06-26 12:20:45
Екатерина » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!

Ваша информация по "Вольной журналистике" действительно впечатляет. Не представляю, как можно достичь таких результатов даже при большом количестве практических занятий. Возможно, Вы владеете какими-то супер-методиками экспресс-обучения, и Ваши преподаватели - супер-профессионалы. У нас на кафедре профессиональная переподготовка занимает 8 месяцев!

Что касается Вашего вопроса о целях. Возможные цели рекламных и PR акций приведены в программе "EXPO..." (позиционирование фирмы, позиционирование Т/У, возвышение имиджа, отстройка от конкурентов и т.п.), по-моему, добавлять там уже нечего, и не надо (опять же) изобретать заново то, что уже существует. Проблема в том, чтобы правильно выбрать из этого списка, а это определяется конкретной ситуацией (на каком этапе развития находится фирма, на каком этапе развития - рынок и т.п.). Если услуга новая - позиционирование (если магазин аквариумных рыбок - первый в городе и только что создан), если рынок насыщен - отстройка от конкурентов (зубной врач). А далее из поставленной цели уже следует определенный набор мероприятий по ее реализации. Получается, что для каждого из Ваших учеников цели будут разными!

Вопрос: Как Вы полагаете, сможет ли после Вашего обучения фирма  сама определить, какие цели она должна  ставить, или это должны делать Ваши преподаватели?

P.S. Уважаемая Людмила!

Благодарю за поддержку и четкие формулировки!

С уважением, Екатерина

2003-06-26 13:34:39
Олег Михайлов » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий,

хочу кое-что добавить к словам Людмилы и Екатерины. Вы говорите о высоком профессионализме преподавателей, в чем я нисколько не сомневаюсь, но забываете об "обычности" слушателей. Все они где-то работают, им приходится решать какие-то проблемы по роду основной деятельности. Т.е, слушатель априори не может уделять ВСЁ свое время и внимание Вашему курсу.

Кроме того, я убежден, чем интенсивнее и короче курс, тем быстрее он забудется. Такова природа человеческой памяти. Обучение в чем-то сродни воспитанию рефлексов. Чтобы получить стойкий рефлекс, нужно долго и много работать. Все быстрые методики основаны на более жесткой связи "вход - выход". Т.е инвариантность результата становится платой за скорость обучения.

Не хочу Вас обидеть, но мне кажется, что Ваш основной клиент - это человек который ищет чуда. Я сталкивался с такими людьми, когда учил английский язык. Они постоянно кочуют из одной школы в другую с попытках выучиться за 3 дня. В результате, они теряют время, деньги и образование, т.к. за те же два года они не приобрели ни системы, ни знаний.

В своё время ректор Московского университета сказал, что основным источником талантов является провинция, ибо все эксперименты в области школьного образования туда не доходят. Поэтому, там учат долго и постепенно, т.е. по старинке.

Когда мне потребовалось улучшить мой Английский, я выбрал двухлетний курс. И то он был слишком интенсивен. Приходится кое-что доучивать самостоятельно.

Я не способен поверить в программу "Стань хирургом за 10 дней".

С уважением, Олег

2003-06-26 21:29:01
Анна Каправчук » Всем

-----------------------------------------------1. Благодарю Людмилу за четкость постановки задач курса. Пока я подбирала слова, чтобы выразить нечто подобное, Вам удалось кратко, внятно и информативно сформулировать то, к чему курсу стоило бы стремиться.
2. Обращаюсь к Олегу (и всем присутствующим).

 забываете об "обычности" слушателей. Все они где-то работают, им приходится решать какие-то проблемы по роду основной деятельности. Т.е, слушатель априори не может уделять ВСЁ свое время и внимание Вашему курсу.

Человек, имеющий работу, которой дорожит, и семью, которой дорожит не меньше, не может уделять ВСЁ внимание НИКАКОМУ курсу - ни очному, ни заочному, ни выездному интенсивному. Впрочем, уделять ВСЁ свое время какому-либо обучению могут только идеальные ученики в воспаленном воображении преподавателей не от мира сего. Даже когда Вы учились в начальной школе, Вы уделяли внимание еще и велосипеду, конструктору, домашним животным, соседям по двору, тратили свое время на то, чтобы сопровождать родителей в непонятные места. Так что "ВСЁ внимание курсу" - идеал недостижимый.

Кроме того, я убежден, чем интенсивнее и короче курс, тем быстрее он забудется.

Не вполне понятно, какое отношение этот тезис имеет к обсуждаемым курсам. Сроки их прохождения, насколько я понимаю, определяются сроками выполнения курсантами практических заданий, а степень интенсивности - тем, как курсанты к этим заданиям относятся.

Чтобы получить стойкий рефлекс, нужно долго и много работать.

"Много" - согласна. "Долго" - спорно. Стойкий рефлекс образуется не тогда, когда тебе долго о чем-то рассказывают, а тогда, когда дают (заставляют) попробовать что-то сделать самому и вынуждают практиковаться в этом. Знания - это кирпичи. Без них нельзя, но можно грузить их ученику в рюкзак или тележку, а можно учить из них строить дом. Мои золотая школьная медаль, красный институтский диплом и призовое место на тогда еще Всесоюзной олимпиаде - лишь свидетельства того, что я не ленилась таскать большой рюкзак с кирпичами. Когда я устала его тягать - выбросила, и сегодня при всем желании не вспомню, чему меня учили. А, например, длившийся всего несколько месяцев заочный пилотный интернет-курс по постановке задач в рекламе и PR (был такой эксперимент у Сычёва и компании (система ТРИЗ-Шанс) в 1999-2000 гг.) дал мне не только кирпичи, но и умение из ограниченного их набора строить РЕАЛЬНЫЕ и пригодные для жизни сооружения; еще и понимание, где кирпичный завод, что почем в магазине стройматериалов и как работать с заказчиками строительства. Очень многое зависит даже не столько от качества "кирпичей", сколько от организации учебного процесса и от того, что позволяется и что поручается строить ученикам. Возможность неоднократно вернуться к лекциям, не слишком спешное решение реальных задач, их совместный анализ в переписке с преподавателями и "однокашниками" дали мне, по-моему, гораздо больше, чем пройденный позже двухдневный очный семинар у тех же преподавателей. Так что к перспективам курса, который предлагает Дмитрий (особенно если он сможет решать задачи, предложенные Людмилой), я отношусь весьма оптимистично. Главное - приучить курсантов строить именно из купленных кирпичей, а не оставлять тележку в сторону, в жизни действуя по принципу "я его слепила из того, что было".

Для работающих людей интернет-курс - наиболее реальный и приемлемый вариант. Иначе Вы не смогли бы написать письмо на Форум в рабочее время :))

основным источником талантов является провинция, ибо все эксперименты в области школьного образования туда не доходят. Поэтому, там учат долго и постепенно, т.е. по старинке.

Доходят. Провинция изо всех сил старается "выпендриться" и, если не "переплюнуть" столицу по доле инновационных школ и числу новых программ и спецкурсов, то хотя бы стать чьей-нибудь экспериментальной площадкой. В наших краях не редкость, когда в одной школе 3-4 начальных класса одной параллели работают каждый по своей программе и своим учебникам. Как не редкость и то, что в пятом классе все они попадают к одним и тем же предметникам, которым нет дела до разности подходов к обучению в начальном звене :(((

я выбрал двухлетний курс. И то он был слишком интенсивен

Для совестливого ответственного человека любой курс слишком интенсивен - нет предела для самосовершенствования и границ для самообразования.

 Успехов Вам, Дмитрию, всем, кто будет разрабатывать этот курс и тем, кто будет за него платить.
Анна КАПРАВЧУК, Ангарск.

2003-06-26 21:51:54
Дмитрий » Екатерина

>Не представляю, как можно достичь таких результатов даже при

>большом количестве практических занятий.

Александр сосредоточился на главном в работе журналиста, когда писал курс, а Аркадий не даёт ученику передохнуть, пока тот не отработает теоретические вещи на практике.

Например, в первой лекции ученику объясняют, чего ждёт от статьи читатель, и что - редактор. Затем даётся инструментарий для предварительной оценки идеи - средство, позволяющее ещё до написания статьи спрогнозировать реакцию читателя и редактора на предложенную тему. И практическое задание - придумать 100-200 конкурентоспособных тем. А потом отобрать из них 10 лучших и обосновать свой выбор.

После такого потогонного упражнения ученик понимает, о чём стоит писать, а о чём нет, куда лучше, чем иной журналист или пресс-секретарь со стажем.

> У нас на кафедре профессиональная переподготовка занимает 8 месяцев!

Наш курс занимает 10-14 недель в экспресс-режиме или до полугода в естественно-удобном темпе. Так что разница в скорости обучения не такая уж большая, а если Ваша программа более объёмная, так Вы, поди, на самом деле работаете быстрее нас.

>Вопрос: Как Вы полагаете, сможет ли после Вашего обучения

>фирма  сама определить, какие цели она должна  ставить, или

>это должны делать Ваши преподаватели?

Предполагается, что после окончания любого нашего курса + 2 месяца ученик уйдёт в полностью автономное плавание. Мы, как подметил кто-то из участников обсуждения, продаём удочки :)

2003-06-26 22:38:07
Дмитрий » Олег Михайлов

Добрый день, уважаемый Олег!

> слушатель априори не может уделять ВСЁ свое время и внимание Вашему курсу

Разумеется. Именно из этих соображений дистанционное обучение комфортнее обычного. Если класс или группа не станет Вас ждать, то при работе с преподавателем один на один он будет подстраиваться под Ваш темп. Можете работать в экспресс-режиме - хорошо. Можете обмениваться письмами раз в две недели - тоже хорошо, в свободное время преподаватель поработает с другими студентами.

> Кроме того, я убежден, чем интенсивнее и короче курс, тем быстрее он забудется.

Это верно, но следует различать два варианта. Если Вы что-то выучили и не используете, оно быстро забывается. Если же Вы сразу по окончании интенсивного курса (причём не столько теории заметьте, сколько практики) начинаете более-менее регулярно использовать полученные знания и умения, забыть Вы их просто не сумеете. Каковы Ваши шансы забыть таблицу умножения? :)

Хотелось бы услышать мнение уважаемых коллег из ТРИЗ-ШАНС по этому поводу - насколько забываются или не забываются учениками знания, полученные на их коротких семинарах?

> В своё время ректор Московского университета сказал, что основным источником талантов является провинция

Не в обиду москвичам будь сказано, но они зачастую те ещё снобы :) Всё население Москвы - это даже не 5% от населения России. Очевидно, что 95% россиян-провинциалов дадут во много раз больше талантов, чем 5% россия, проживающих в Москве.

Простите, что отклонился от темы - наболело :)

> Когда мне потребовалось улучшить мой Английский, я выбрал двухлетний курс

А какова была Ваша цель? Ведь если ставить задачу "читать хелпы", то и двух месяцев хватит с лихвой, а если цель - читать Джойса в оригинале или, скажем, переводить Ерофеева на английский с адекватной передачей всех смысловых слоёв, едва ли и в 5 лет уложишься.

> Я не способен поверить в программу "Стань хирургом за 10 дней"

Я тоже :)

2003-06-26 23:58:47
Дмитрий » Анна Каправчук

>Сроки их прохождения, насколько я понимаю, определяются

>сроками выполнения курсантами практических заданий

Совершенно верно. Иной раз это бывает не совсем удобно преподавателям (куда проще работать по принципу "отчитал Х часов и свободен"), но в целом система приемлема для преподавателя и очень удобна для ученика.

Впрочем, господа, мы отклонились от темы. Я полагаю, что после этого обсуждения уважаемые коллеги получили некоторое представление о нашей модели преподавания, и теперь я бы предпочёл вернуться к вопросу программы курса. Как вы считаете, коллеги - какие инструменты были бы уместны в рамках курса?

2003-06-27 11:59:46
Екатерина » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!

По словам нашего зав.кафедрой, мы продаем даже не удочки, а "Теорию удочкостроения". Это связано с тем, что в России выставочный бизнес лет на 5 моложе рекламного, в нем нет достаточного количества ПРОФИ, которым можно было бы заплатить за организацию эффективного участия фирмы в выставке и быть уверенным в результате. Даже крупные РА редко берутся за такие заказы. А в рекламном и PR бизнесе таких ПРОФИ уже достаточно, поэтому мне по-прежнему кажется нецелесообразным предлагать слушателям учиться делать все соими силами.

Но рецептами нашего "удочкостроения" готова поделиться. Курс построен и адаптирован согласно пожеланиям слушателей (анкетирование в течение трех лет). Естественно, это - не весь перечень дисциплин, а ключевые фрагменты:

1. Маркетинг (оценка ситуации на рынке, этапа развития фирмы, перспектив, определение целей данной кампании).

2. Управление проектами, основы экономики (разработка проекта, определение бюджета, фандрейзинг)

3. Менеджмент (распределение ролей, управление персоналом)

4. Психология, деловые коммуникации

5. Основы рекламы, брэндинга и PR (что из этого что, зачем нужно и когда используется)

6. Общие практические инструменты (культура устной и письменной речи, составление договоров, бизнес этикет, информатика).

Все это занимает более 5 месяцев из восьми, после этого слушатель готов сам ставить задачу и выбирать пути ее решения. Потом начинаются конкретные практические инструменты:

1. Раздаточные и рекламные материалы, современная полиграфия, "словарь полиграфиста"

2. Работа с типографиями, "типографский словарь"

3. Работа со СМИ (различные схемы взаимодействия)

4. Работа в Интернет (Интернет-маркетинг, реклама в Инет, электронные рассылки)

5. Почтовые рассылки, работа с базами данных

6. Различные типы презентаций: аудио- и видеоролики, мультимедийные презентации (когда что из этого целесообразно использовать, где заказывать, словарь)

7. Сувениры и бизнес подарки

8. Организация праздников, шоу, конкурсов и т.п.

9. Выставочный дизайн, современные экспо-системы и конструкционные материалы (в Вашем случае - современные технологии рекламы и рекламоносители для наружной и внутренней рекламы)

10. PR на выставках (различные нетрадиционные решения). У нас PR (и теория и практика) читается "ТРИЗ-ШАНС" по их методикам, мы считаем, что это - лучшее и очень этим гордимся.

Естественно, есть специальные вещи, которые не актуальны для Вас, но важны для выставок (логистика, таможня, страхование, работа с организаторами выставки и т.п.). Общая цель кроме теоретических знаний и практических навыков - показать весь спектр возможностей и "узкие места" (где наиболее вероятны ошибки). Вам я бы предложила добавить "Патентоведение, регистрация и защита товарных знаков", "Юридические основы рекламного бизнеса" (закона о выставках пока к сожалению нет). Возможно, что-то я еще забыла, надеюсь, коллеги добавят.

Еще раз прочитала этот список. Если продавать удочку - все это действительно необходимо. Но ни один человек не сможет все это качественно делать своими силами, особенно если это не является его основной специальностью. Наша цель - подготовка профессиональных выставочных менеджеров, а Ваша - все-таки "обучение по совместительству". Поэтому по-прежнему не верю, что такое обучение целесообразно, но желаю Вам успеха.

С уважением, Екатерина

2003-07-01 01:36:41
Дмитрий » Екатерина

Добрый день, уважаемая Екатерина!

>По словам нашего зав.кафедрой, мы продаем даже не удочки, а "Теорию удочкостроения"

Вот именно этого мы всеми силами старались избежать. Позволю себе процитировать ответ Александра на вопрос одного из посетителей сайта:

Вопрос: В университете изучение журналистики занимает пять лет. Почему Вы считаете, что можете научить тому же за два-три месяца?

Ответ: Я позволю себе прибегнуть к аналогии.

Представьте себе, что Вы хотите научиться ездить на велосипеде. Если Вы пойдёте в университет на "велфак", Вы будете 5 лет изучать такие предметы, как "Велосипеды в мировой литературе", "Физика качения и верчения", "Менеджмент велосипедного завода" и т.п. А если Вы обратитесь ко мне, я на первом же занятии посажу Вас на велосипед, покажу, как крутить педали и поворачивать руль, дам несколько советов насчёт того, как держать равновесие, придержу велосипед, чтобы не упал... Спустя месяц Вы уже будете способны в приличном темпе доехать на велосипеде до работы, не разбив нос и не попав под автобус.

Аналогично, если Вы будете изучать журналистику в университете, Вам придётся посещать такие курсы, как "Теория и история культуры", "Правоведение", "Менеджмент и маркетинг СМИ" и т.п. Всё это может быть безумно интересно, но сожрёт уйму времени и денег. Я же обучаю лишь трём главным для журналиста вещам: как собирать информацию, как писать статьи и как эти статьи продавать. Поэтому через пару месяцев усердных занятий Вы научитесь писать статьи, начнёте публиковаться и получать гонорары.

А уж после этого Вы, если сочтёте нужным, сможете пойти в университет изучать культуроведение :)

На мой вкус в Вашей программе слишком много "литературы киевской Руси" применительно к выставочному делу. Вы же наверняка считаете, что нашим курсам не хватает академичности. В определённом смысле мы с Вами - антитеза друг другу.

>мне по-прежнему кажется нецелесообразным предлагать слушателям учиться делать все своими силами

Всё - не надо. Но нужно иметь хотя бы возможность сделать всё самому "за неимением гербовой". После этого уже можно делегировать любую часть технологии, если есть деньги.

>Но рецептами нашего "удочкостроения" готова поделиться.

Насколько я понимаю, Ваш типичный клиент - фирма, для которой 30-40 тысяч рублей "фигня не деньги". Таможня, стенды, раздатка, фандрйзинг, промдизайн... Если я правильно представляю себе московские цены, Ваш клиент на каждую выставку тратит во-о-от такую (указательный и большой пальцы образуют характерную фигуру) пачку денег.

А наш основной клиент, как я его вижу (пока что) - мелкий предприниматель, у которого рекламный бюджет на весь год сопоставим с рекламным бюджетом Вашего клиента на одну выставку. Или даже меньше. И вот ему важны трюки из серии "если результат тот же - зачем платить больше?"

Поэтому мы пока что планируем такие темы, как:

  • Работа с СМИ "в лоб". Дружба с журналистами, грамотные пресс-релизы, подача себя как эксперта, скрытая самореклама в статьях "о другом" и т.п.
  • Создание информационных поводов, организация событий, праздники, конкурсы, награждения, семинары, паразитирование и т.п.
  • Возможно, будет блок про сотрудничество с другими бизнесами - поиск партнёров, обмен рекламой, обмен репутацией, бизнес-симбиоз, бизнес-мимикрия, перехват чужого потока, бизнес-паразитирование и т.п. Пока что это под вопросом.
  • Работа в Интернете. Создание собственных квази-СМИ, позиционирование себя как эксперта, поиск потоков и внедрение в них, разные виды рекламы в Интернете и т.д.
  • И, наконец, классы задач, решаемых с помощью перечисленных методов, и применимость тех или иных приёмов в той или иной ситуации.

Набор существенно меньше Вашего, но для решения целого ряда задач "кустаря-одиночки с мотором" подходит, как мне кажется, замечательно.

Но нутром чую - чего-то не хватает.

>Вам я бы предложила добавить "Патентоведение, регистрация

>и защита товарных знаков", "Юридические основы рекламного бизнеса"

Вы не могли бы в двух словах обосновать целесообразность этих тем? Спасибо.

>Еще раз прочитала этот список. Если продавать удочку - все это действительно необходимо

Это другая удочка :)

2003-07-01 11:26:52
Екатерина » Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!

Кафедра находится в Петербурге, который, к сожалению, несмотря на бешенный PR является таким же провинциальным городом, как и любой другой милионник (Екатеринбург, Новосибирск и т.п.), выставочные бюджеты действительно примерно в 10 раз меньше московских, "понту" тоже нет.

В некотором роде, мы тоже учим людей экономно участвовать в выставках, только это - скорее не экономия, а эффективность вложенных средств. Эффективная работа (и на выставке, и в рекламной кампании и т.д.) требует маркетинга и менеджмента. Без основ маркетинга невозможно грамотно поставить цели, поэтому средства и тратятся впустую. Постановка цели и формирование проекта необходимы, причем чем меньше средств фирма может потратить на рекламную кампанию, тем более они необходимы. Поэтому я не считаю такой подход слишком академическим.

Кстати, выставочный дизайн тоже может быть недорогим, важно, чтобы он был эффективным (решал поставленные задачи), поэтому основам выставочного дизайна тоже приходится учиться. Один раз понять, какими способами какие задачи решаются гораздо дешевле, чем постоянно платить за дизайн стенда пусть небольшие, но зря потраченные деньги. Думаю, это относится и к Вашему курсу.

По этой же причине мы преподаем таможенное право, логистику, страхование. Это - то, о чем обычно забывают или вовсе не знают участники выставок. И вспоминают только когда со стенда воруют нотебук или когда таможня выкатывает бешенный штраф за неправильное оформление документов. Дешевле один раз прослушать этот курс!

Именно чтобы избежать "попаданий на деньги" я и считаю правильным преподавать в Вашем курсе защиту товарных знаков и юридические аспекты рекламы. Это - узкие места, о которых нормальный предприниматель ничего не знает. Например, он делает вывеску на собственном магазине, тратит на нее деньги, а потом городские власти заставляют ее снять, потому что она чему-то там не соответствует. Существует еще клевета в СМИ, недобросовестная реклама и т.п.. Делая рекламу и PR (особенно - в маленьких масштабах, для родной фирмы), человек должен знать свои права!

С уважением, Екатерина

2003-07-01 14:21:54
Екатерина » Всем

Уважаемые собеседники!

По-моему, наша с Дмитрием дискуссия дошла до состояния "пат". Может быть, мы преподаем одно и то же, только по разному называем? Или это 2 принципиально разных подхода?

Думаю, и мне и Дмитрию интересны комментарии о "правильности" подхода и востребованности различных форм обучения. Очень прошу Вас высказать Ваше мнение, особенно интересует точка зрения редакции!

Заранее благодарю за Ваши советы и рекомендации.

С уважением, Екатерина

2004-01-18 02:59:18
elena wual la » Дмитрий
ознакомьтесь с законами о рекламе и авторских правах(ст.21,36,37.).Относитесь к моделям ,как к думающим людям, способным оценить ситуацию и результат своей работы.
Уважаемые Коллеги!

Если Вам нравится наш Форум, Вы можете поддержать его, отправив любую сумму (тогда выберите опцию "Спасибо за Форум").

Вы также можете поддержать конкретное обсуждение и получить гарантированный ответ от наших специалистов (тогда выберите опцию "Прошу эксперта ответить в этой теме").
Задайте Ваш вопрос здесь.

Большое Спасибо!


Яндекс.Метрика