Уважаемая Елена!
Просто хотелось бы узнать, как решили для себя этот вопрос аналогичные компании в других городах.
Например, такой вариант:
Заказчику показывается ассортимент возможностей:
- только исследование (с перечнем задач на выходе, которые необходимо решить)
- ... плюс разработка (т.е. перечень решений поставленных задач с подробными комментариями), плюс возможные консультации по дальнейшему внедрению своими силами
- ... плюс еще и "авторский надзор" за внедрением, если Заказчик поручает это разработчикам
- и т.д.
Формируется график работ, исходя из текущей загруженности Компании по договорам с другими Заказчиками и объективно необходимых для выполнения данной работы сроков.
Еще интересует вопрос ценообразования. Если с исследованиями более-менее ясно - подсчет трудочасов здесь произвести несложно - то как быть непосредственно с консалтингом? Почасовая оплата к нам не применима, поскольку первую консультацию мы проводим бесплатно, да и мы не имеем достаточной компетенции, чтобы решить бизнес-задачу любой сложности за час.
Консультация - это консультация. Во время консультации (тем более часовой) готовые продукты, по понятным причинам, "под ключ" НЕ разрабатываются. Скажем, не разрабатываются названия, заголовки, тексты, слоганы, сценарии, решения по продвижению, модели заработных плат, упражнения по приемам на работу, иные продукты. Ибо они требуют обдумывания и времени. Это не работа в "прямом эфире" в присутствии Заказчика.
На консультации могут быть разобраны принципы создания подобных продуктов, направления решений, разобраны "методические" моменты (отвечающие на вопрос: "как делать?"), могут быть даже приведены готовые примеры и решения, но(!) "со смещением" (в другую отрасль бизнеса), чтобы проиллюстрировать подходы к будущим решениям для данного Заказчика и т.д. Но не готовые решения именно для него. Если консультант может сходу предложить ему готовый вариант, он, конечно, это сделает, не жалко. Но это лишь частный случай.
То есть консультация - это НЕ разработка. Поэтому и Вам не стоит ставить себе целью решить бизнес-задачу любой сложности за час. Так не бывает.
Нам подойдет скорее оплата за готовый отчет и изложенные на бумаге рекомендации.
Да. То есть помимо консультаций (как консультаций), необходимо выделить продукты на материальном носителе, которые Вы можете выполнять.
Чаще всего это готовый отчет с "исследовательской" частью, перечнем задач и перечнем решений. Могут быть также отдельные статьи (как статьи), варианты заголовков, слоганов, сценариев (если, предположим, Вы отдельно оказываете такого рода услуги) и т.д. Могут быть методички (приличного объема), продаваемые как отдельные продукты. То есть участники обучения получают их в любом случае. Но могут приобрести, и НЕ заказывая обучения.
Стоимость таких продуктов и услуг диктуется рынком. Сколько Заказчики готовы за это платить.
Сказать в точности, сколько должен стоить, к примеру, слоган, серия статей или отчет, - вряд ли тут скажешь.
Поэтому цепочка действий такова: изучив рынок аналогичных предложений (а тем более, если его нет), назначаете свою цену (кто первый, тот и задает ценовой эталон!) и сообщаете Заказчикам, после чего начинается нормальный торг. Таким образом ТЕСТИРУЕТСЯ цена.
Само собой, Вы делаете всё, чтобы Заказчику была понятна услуга и понятно, что он в итоге получит.
Здесь же уместна классификация бизнес-задач по уровням сложности.
Приведите, пожалуйста, пример.
И еще не менее важен вопрос предоставляемых гарантий эффективности предложенных консультантом решений.
Консультант предоставляет не гарантии, а критерии оценки качества своих решений. Немало случаев, когда Заказчик приобрел качественную разработку, но не внедрил ее (некогда, некому этим заниматься, "так это же делать надо!") и т.д.
Ясно, что понятие гарантий в консалтинге довольно абстрактное, но ведь должны быть какие-либо проверяемые критериии?
Всегда можно предложить и описать понятные и проверяемые критерии качества по данному конкретному случаю. А не "вобще".
К примеру, для оценки рекламных решений можно использовать материал "Про эффективность рекламы. Пояснительная записка" .
Хороший признак, когда консультант не только разработал, но еще и предложил критерии оценки качества своей работы.
С Уважением,