9737
@ Подписаться
Сотни бизнес-методик. Тысячи кейсов. Обновления.

сегодня 13841 Подписчиков


Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2005-01-31 21:23:02
Пугачев Артем » Всем

Здравствуйте, господа!

Меня очень интересует вопрос планирования торгового помещения магазина самообслуживания (маркет). А точнее, имеет ли кто-нибудь такой опыт?! Если да, то не могли бы вы ответить на такие вопросы:

1. На каком этапе работы маркета Вы лично задумались над планировкой/ разделением торгового помещения (зонированием).

2. Решали ли Вы этот вопрос своими силами или привлекали проектные организации.

3. С какими основными проблемами Вы столкнулись при решении этих задач?

4. Как Вы считаете, есть ли сейчас на российском рынке специалисты в области "категорийного" менеджмента, или специалисты в области мерчандайзинга?

Дело в том, что на своей работе (сеть строительных супермаркетов) я столкнулся с проблемой мерчандайзинга. Давно не секрет, что правильное расположение товара в торговом зале и на стеллажах, повышает оборот на 5 - 20%. Статей о мерчандайзинге достаточно, но вот применить (адаптировать) на практике зарубежный опыт достаточно сложно. Особенно со строительными товарами. Нашему отделу было поручено заняться этим вопросом. Оказывается, это тема для обсуждения!...

2005-02-01 08:55:47
Редакция » Пугачев Артем

Уважаемый Артем!

Мы разработали т.н. "Методику планирования мультисекций" - то есть, такого распределения товара (по секциям) в торговом зале, при котором вероятность совершения Клиентом дополнительных покупок возрастает.

 

Отсюда и названия "мультисекция", "мультипродажа" и т.д.

 

В течение ряда лет отрабатывали ее именно в сети магазинов строительных и отделочных материалов (торговая площадь 2000 кв.м.). В том числе, на эту тему даже есть семинар с большой "раздаткой" на примере магазина строительных материалов (как бумажной, так и электронной).

 

Так, что в этой части, наверное, сможем ответить на определенные вопросы.

 

Могли бы Вы детализировать: с какими трудностями Вы столкнулись? Попробуем ответить.

 

Большое спасибо,

 

P.S. Также на сайте есть материал Н.Швец "Геометрия покупки".

2005-02-01 20:55:26
Пугачев Артем » Редакция

Здравствуйте еще раз.

Спасибо за ответ.

Попытаюсь сформулировать вопрос:

Существует маркет. Он работает уже два года. Начальство пришло к выводу, что такое подразделение как отдел мерчандайзинга должно существовать и такой вещью как, зонирование торг. зала и выкладкой товара на стеллажах должным образом, заниматься вплотную. 

Разработать новую планировку зала, труда не составило. Но, до осуществления перестановки, и реализации  проекта, дело не дошло. Так как в действующем маркете трудно без потерь в обороте с продаж, перестанавливать оборудование и перекладывать на него товар. Пока он не размещен на стеллаже - он не продается. Также существовал ряд проблем, упирающихся в финансы, которые всегда выделяются со скрипом. Нужна была замена старого оборудования, покупка нового и проч.

Было решено - не меняя общей планировки зала, т.е. не передвигая торгового оборудования (ТО), расположить ассортимент, оптимально используя имеющееся ТО, соблюдая, при планировке отделов контуры.

Для этого, наш отдел должен был разработать планограммы, т.е. расписать имеющийся ассортимент на стеллажи. В дальнейшем, пользуясь данной планограммой, укладчики, заведующие отделов и продавцы должны были размещать товар на стеллажах.

Планограммы были разработаны, каждому товару на полке было приписано место. По разработанным планограммам был оформлен отдел "сыпучие материалы". За месяц, при отсутствии таких факторов как ожидание повышения цен, праздников и сезонности, оборот отдела увеличился на 15%. Продукция была выставлена красиво, интуитивно понятно для покупателя в плане поиска (отдел достаточно большой). То есть польза - на лицо. Но вот проблема!

Ассортимент каждой категории постоянно меняется!

Т.е. какие-то позиции поставщик просто перестает производить, какие-то вычеркиваются руководителями направлений из-зи не продаваемости. Ассортиментная матрица меняется постоянно!

Планограмма, от ее разработки до вручения в руки зав. отдела проходит немалый путь, прежде чем ее утвердят. Заведующему, таким образом, легче самому заменить свободное место на полке имеющимся товаром. Потом мы заменяем его в планограмме, она опять утверждается. Работа без конца!

Возникает вопрос, а нужны ли вообще так называемые планограммы?

Возможно, неправильна сама идея?

Может быть, мне стоит просто спросить:

Каким образом можно перепланировать уже работающийся маркет?

С чего начать?!

Возможно я не указал каких-то необходимых данных, тогда спрашивайте.

Извините за многословность, уважаемая Редакция, но она нужна, наверное, больше для меня, чтобы четче понять и сформулировать вопрос. 

 Заранее благодарен за диалог!

2005-02-03 10:56:16
Редакция » Пугачев Артем
Уважаемый Артем!
 
Уточняющий вопрос.
 
Надо выяснить (варианты):
 
а) Как планировать выкладку при постоянно изменяющемся ассортименте?
б) Как ее планировать в принципе?
в) Как сократить цепочку утверждения планограммы?
г) Иное...
 
Какой пункт более верен?
 
Cпасибо,
2005-02-03 12:26:28
Пугачев Артем » Редакция
Здравствуйте, уважаемая Редакция.

Благодарю за помощь в формулировке.
Вопрос А верен.
Т.е.:
Как планировать выкладку при постоянно изменяющемся ассортименте?
И какие инструменты использовать (например, нужны ли прорисованные схемы выкладки товара на стеллажах, предназначенные в помощь заведующим, или не нужны).
Спасибо за ответ.
2005-02-05 13:19:17
Редакция » Пугачев Артем
Добрый день!
 

Как планировать выкладку при постоянно изменяющемся ассортименте?

 
Как у Вас структурированы товары?
 
Поясним, мы структурируем так:
 
0. Сеть.
1. Магазин в целом.

2. Мультисекция. Например, "Стена и смежные".
3. Товарная группа. Например, "Отделочные материалы"
4. Товар. Например, "Стеновая панель"
5. Артикул (наименьшая единица). Например "Стеновая панель белая КСП. 1S".
 
Мы предполагаем, что когда Вы пишете о постоянно изменяющемся ассортименте, то, вероятно, Вы имеете в виду п.5. Такие позиции действительно довольно часто замещаются.
 
А позиции уровнем выше замещаются реже. (Чем выше уровень, тем реже). Например, понятно, что позиция (5) "Стеновая панель белая КСП. 1S" в любой момент может заместиться на какую-нибудь "Стеновую панель серую OSIS" или вообще исчезнуть из ассортимента.
 
Но позиция (4) "Стеновая панель" в целом будет замещаться крайне редко и вряд ли исчезнет полностью (для этого должны произойти изменения либо в отрасли, либо в технологии отделки помещений, либо в стратегии Вашей компании). Тем более, это касается позиции (3) "Отделочные материалы" и выше.

Соответственно, методика строится таким образом, чтобы дать заведующим правила, помогающие самостоятельно заместить один артикул другим (то есть, лишь по п.5.). А контроль осуществляется только на уровне правил. "От п.4.и выше" решения принимаются на другом уровне.


И какие инструменты использовать (например, нужны ли прорисованные схемы выкладки товара на стеллажах, предназначенные в помощь заведующим, или не нужны).


Конечно, нужны.
 
С Уважением,
2005-02-07 15:07:27
Пугачев Артем » Редакция
 

Благодарю за ответ.

Да, структурируем ассортимент именно так, как Вы указали. Пять пунктов.

И действительно, именно по 5-му пункту идут постоянные изменения в ассортименте.

Раньше разрабатывалась схема размещения товара на стеллажах именно по пункту 4.товар . Мы попытались сделать планограмму подробнее, разделив стеллаж на ячейки для каждой единицы товара (пункт 5. артикул).

Эта работа должна была помочь понять руководителям направлений закупок, какое кол-во ассортимента у нас помещается на имеющемся ТО и, следовательно, нужно ли нам вводить новые позиции (имеется ли свободное место для них) или не нужно. Также предполагалось, что планограмма в таком подробном виде поможет и заведующему отделом, и продавцам следить за порядком и грамотным размещением товара на ТО.

При реализации данной работы получены следующие результаты:

- разработана эргономичная, грамотная выкладка товара в торговом зале, что позволило выявить дополнительные места на стеллажах, добавить новые позиции;

- обнаружены ошибки в организации внутренних коммуникаций в цепочке «поставщик - руководитель направления закупок - менеджер закупок - заведующий отдела – продавец в торг. зале»

- сама реализация выкладки товара с помощью «артикульных планограмм» представляет собой проблему как раз из-за постоянного изменения ассортимента. (Во многом, планограммы были переделаны непосредственно во время попытки претворить их в жизнь. Как раз здесь и выяснилось, что заведующему такая подробная схема расположения товара не нужна).

На работу по перепланированию и разработке планограмм одного маркета (порядка 3000 м.кв.) ушло три месяца. Было задействовано трое специалистов (наш отдел).

Воплощение всего этого добра в жизнь еще не окончена.

Вот. Хотел задать вопрос, а получилось, что поделился опытом.

Теперь интересно, по какой схеме лучше всего просчитать его эффективность…

Приношу огромную благодарность Редакции за участие в моем вопросе. Вы помогли мне упорядочить информацию  и сформулировать вопросы.

Со своей стороны готов продолжить данную тему и ответить на вопросы, так как всё равно излагал свои мысли достаточно туманно.  И так и не смог сформулировать четких выводов, т.к. проект еще не до конца закончен. Единственное, что еще меня интересует, как сотрудника отдела мерчандайзинга, так это то, какие еще шаги может придумать наше руководство на данном этапе. J

Уважаемые Коллеги!

Если Вам нравится наш Форум, Вы можете поддержать его, отправив любую сумму (тогда выберите опцию "Спасибо за Форум").

Вы также можете поддержать конкретное обсуждение и получить гарантированный ответ от наших специалистов (тогда выберите опцию "Прошу эксперта ответить в этой теме").
Задайте Ваш вопрос здесь.

Большое Спасибо!


Яндекс.Метрика