RRRRR - 50.16.125.253

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-12-18 14:12:09
Александр Соколов » Всем
Уважаемые коллеги!
 
Факт-1: Существуют проверенные технологии, увеличивающие профессиональные возможности человека (например, ТРИЗ).
 
Факт-2: Масса людей, преимущественно молодых (старшеклассников, студентов и т.п.), увлекаются иными вещами, зачастую бесполезными в профессиональном смысле.
 
Как преподаватель ВУЗа, постоянно общающийся со студентами, я составил примерный перечень наиболее модных "увлечений":
 
1) Чтение всех умных книг подряд (философия – Ницше, Фрейд, Сартр, …, психология, популярная психология – Карнеги,  НЛП и т.п.; «религиозно-духовная» литература, оккультизм – Кастанеда и т.п. ; история; справочники и учебники).
 
Наиболее яркие примеры:
- прочту всю «Большую советскую энциклопедию» (52 тома) и стану настоящим эрудитом!
- постичь Библию (Коран, кельтские языческие верования) можно только на языке оригинала – поэтому изучу-ка древнеарамейский язык (арабский, …)
 
 Сюда же можно отнести:
- посещение выставок авангардного искусства; многочисленных концертов; просмотр «альтернативного» кино -  с целью "саморазвития и расширения кругозора" («Ты что, не смотрел «120 дней Содома» Пазолини?!! О чем тогда с тобой разговаривать…»)
 
 
Результат:
- вместо «расширения кругозора» - захламление мозгов цитатами, "каша в голове";
- «порча» мировоззрения в сторону оккультизма, агностицизма и т.п. – порой необратимая («А зачем мне развиваться, напрягаться, преодолевать трудности? Все равно жизнь есть сон» и т.п.);
- потеря времени.
 
 
2) Посещение семинаров, конференций и т.п. - но поскольку критерии для отделения «зерен от плевел» не сформированы, то результат тот же – захламление мозгов.
 
 
3) Получение нескольких высших образований. 
 
Наиболее яркие примеры:
 - Получу-ка еще одно образование! (поступлю на филфак, психфак, истфак…)  А потом еще одно образование… И еще…
- «Вечный студент», например, жена богатого бизнесмена в вечных «поисках себя» от безделья...
 
4) Посещение религиозных, оккультных и «сектоподобных» организаций.
 
5) Стремление "точно определить понятия", не решая при этом практических задач.
 
Пример обсуждения:
"- Прежде чем заниматься искусственным интеллектом, нужно умозрительно ответить на вопрос: а может ли машина ВООБЩЕ мыслить? Но что есть «мыслить»? Что есть вообще «интеллект»?
- Нет, не может, потому что у машины нет души!
- Но что есть душа?.. Дайте в начале точное определение…"
 
Попытки найти точные определения БЕЗ решения практических задач ничего, кроме банальностей и стереотипов массового сознания, не дают, но порождают бесконечные терминологические споры: «Дело в том,что ум и разум - две большие разницы»… «Коллеги, сам вопрос задан не корректно… Продать PR по определению не может, продает реклама, иногда – сэйлз промоушн…»
 
6) Стремление сразу взяться за грандиозный проект – без локальных промежуточных результатов:
 
- разработать действующую модель человеческого мозга – «это будет переворот в науке!»;
- студент с творческим багажом в 3 рекламных ролика на региональной радиостанции желает: «объединить ТРИЗ, НЛП и другие психотехнологии и построить на их основе новый сверхэффективный инструментарий рекламиста»;
- «создать Всероссийскую организацию молодых пиарщиков, и чтобы специалисты, профессионалы, политики САМИ БЕСПЛАТНО приходили и учили их, как делать пиар… У кого есть идеи, пишите мне на vasya@mail.ru». Через какое-то время, не получив отклика, он начинает сетовать на «безразличие коллег».
 
Человек замахивается на заведомо превосходящий его возможности результат и сам вскоре пугается своей идеи, к которой даже как подступиться – непонятно…
 
7) Коллекционирование тестов;  
 
8) Овладевание вспомогательными навыками - как самоцель:
 
- Изучение техник запоминания разрозненных предметов, быстрого счета в уме;
- Увлечение психоанализом, групповой психотерапией, самогипнозом, аутотренингом, йогой, медитацией, парапсихологией, «телепатией», магией, астрологией;
- Эффективное обучение во сне;
- "Исследование тонкого/параллельного мира"  и «измененных состояний сознания» ("божественное откровение",  транс, в том числе с использованием различных препаратов –«ЛСД и мозг») - с перспективой «подключения к вселенскому Разуму», либо к коллективному бессознательному... 
 

9) Спорт - не для поддержания формы, а сначала как дань моде, затем как самоцель, отнимающий все больше времени, сил и денег (например, занятия сноубордом – как следствие, постоянная озабоченность покупкой снаряжения, поездками «на стоящие места» и т.п.)...

 

10) Викторины на эрудицию,  конкурсы кроссвордов и т.п.

 

11) Длительное обсуждение на полном серьёзе «научных феноменов» на уровне газетных сплетен – типа «секретных исследований КГБ о мозге»... 

 

12) Общий подход: поскольку талант, «гениальность», одаренность - это нечто сверхъестественное, врожденное, то и работать над собой не надо, а надо «озаряться, когда надо», «надо просто быть раздолбаем, но изобретательным...». И т.п.

Мне интересно мнение участников форума по двум вопросам:

 

а) какие ещё типовые "тупики развития" встречаются?

 

б) в каких случаях и как именно подобные увлечения могут положительно сработать на профессиональный рост?

        С  уважением,

2003-12-23 15:26:08
Кирилл Лебедев » Александр Соколов

Уважаемый Александр!

а) какие ещё типовые "тупики развития" встречаются?

13) Увлечение компьютерными и видео- играми. Просиживание в компьютерных клубах (днем и ночью), дуэли в Кваку и Контру между командами.

14) Меломания. Увлечение музыкальными группами, дисками (раньше - кассетами), покупка новомодной дорогой аппаратуры, которая "звучит круче".

С уважением,

2003-12-23 19:55:16
Валентин ЛОПАН » Кирилл Лебедев
Уважаемый Кирилл!
Думаю, что Ваш пункт 13) можно уточнить, а именно.
Мешает не просто увлечение компьютерными играми и пр., а убеждение, что

без компьютера вообще никакие задачи не решаются.

Вариант такого подхода знаком любому руководителю. Сотрудники (особенно новые) начинают разговор с того, какой будет компьютер, если он уже есть - нужен интернет по выделенной линии, мультимедиа и пр. "навороты" или более мощный компьютер.
С уважением,
Валентин Лопан
2003-12-23 20:06:57
Кирилл Лебедев » Валентин ЛОПАН

Уважаемый Валентин!

Думаю, что Ваш пункт 13) можно уточнить, а именно.
Мешает не просто увлечение компьютерными играми и пр., а убеждение, что

без компьютера вообще никакие задачи не решаются.

В п. 13 я имею в виду подростков, которые ночи напролет играют в компьютерных клубах. Они так повязаны на это дело, что другие вещи их почти не интересуют.

Тут опасность заключается не в самих компьютерных играх и увлечении ими, а именно в чрезмерном увлечении, когда все остальное уходит на второй или даже третий план.

Что касается упомянутого Вами убеждения, то это скорее стереотип или отмазка работника (руководителя), который не умеет и/или не желает решать проблемы.

С уважением,

2003-12-24 18:09:22
Валентин ЛОПАН » Кирилл Лебедев
Уважаемый Кирилл!
Я с Вами согласен, что это мешает. Подростки вместо того, чтобы заняться чем-нибудь полезным (по мнению взрослых) сидят за компьютерами и играют в игры, которые якобы что-то развивают.
Но это мешает ВООБЩЕ найти место в жизни.
Мне показалось, что Коллега Соколов имел в виду то, что мешает профессиональному развитию определившегося человека.
Например, человек хочет стать специалистом по восточным языкам и говорит, что для этого ему нужен супер-компьютер с редкими обучающими программами, выход в интернет, самые свежие видеофильмы на DVD и пр. пр. То есть он концентрирует свое внимание на модных атрибутах, а не на предмете, в котором хочет стать профи.
Не хочу вдаваться в "философию", но в современном обществе потребления давно замечен феномен, что вместо реального решения проблем люди совершают покупки и этим избавляются от беспокойства.
С уважением,
Валентин Лопан
2003-12-25 08:18:24
Н.Е. Разумный » Валентин ЛОПАН

Уважаемый Валентин!

 

Не хочу вдаваться в "философию", но в современном обществе потребления давно замечен феномен, что вместо реального решения проблем люди совершают покупки и этим избавляются от беспокойства.

И правильно. Порекомендую Вам ссылку на материал "Эффект обезьяны или Искусство ленивой наживы".

Успеха,

2003-12-25 08:57:03
Михаил Опанасенко » Александр Соколов

Уважаемый Александр!

Изложенные Вами феномены "замещения деятельности" метко названы С.В. Сычевым "Ленью второго уровня".

 

Кроме того, С.В. Сычев и А.Б. Кавтрева на семинаре по задачам управления сотрудниками и зарплате рекомендовали обращать внимание на динамику этого процесса:

 

"лень второго уровня (если ее не подавить) эволюционирует в "шаманство", а последнее - в воровство".

 

 

Если Вы вновь готовите публикацию, то, вероятно, при подготовке ее можно запросить у них соотв. материал.

 

Успеха!

2003-12-25 19:24:55
GMN » Александр Соколов

Очень впечатляющий список!

Время от времени сталкиваюсь с людьми и со своими собственными мыслями, с которыми (по ситуации) или борюсь, или подавляю, или абстрагируюсь.

1 Маша Троекурова трезво расценила "Что я буду из-за дурацкой любви ломать себе жизнь с этим Дубровским, а старик-жених не долго протянет..."

2 Мы живём в век информации, в котором информация (желтая пресса, бессмысленная полемика в теле-ток-шоу и т.п. ) уже настолько "разбавлена", что случайно поймав квант древней мысли типа "Всё своё ношу с собой" и осознав его смысл, хочется остановиться и перестать думать, ибо мелкие бытовые и шальные мысли порой так пусты, что жалко изнашивать мозги и тратить калории на них... и стараешься просто посмотреть в небо, даже пасмурное и поискать красоту в нём, а не в новом чьём-то "концептуальном памятнике", состоящем из группы уродцев ...

3 Всё давно изобретено и этого достаточно для хорошей жизни, а модельеры всё ищут и ищут хлам, золотые ткани и никем ещё неиспробованное сочетание в одежде раскроенного полосатого матраса, жемчуга, кожи и тюлевых джинсов с пришитыми к коленкам строительными рукавицами.

4 Цивилизация достигла неимоверных технологических высот и мы идём дальше. Нет! "O tempora, o mores!"... Мы никуда не идём. Мы всё так же убиваем друг друга, но уже не каменным топором, а из "макарова", например, ... и всё так же заманиваем самок едой, уютной норой и ярким дорогим "оперением"... Мы всё так же общаемся, как стая резусов, событием для которых является находка блестящей консервной банки, а минутный стресс по поводу гибели сородичей не прерывает вещания по другим каналам ни мыльных опер, ни нового шоу филиппа, ни петросяна, ни закрытого обсуждений новой Думой зарплат, квартир, машин...

5 Мы читаем и поражаемся, что в Америке страшно улыбнуться коллеге женского пола на работе, потому что рискуешь попасть в тюрьму за сексуальное домогательство, и не улыбнуться, так как попадёшь в тюрьму за "демонстрацию презрения к равноправному существу", и потом задумываемся о том, что нам ближе: в прошлом месяце как-то не попался под "проверку документов" на улице и не заплатил 100-300-500 рублей взяток, чтобы не сидеть в вонючем "обезьяннике" - значит в этом можно или купить что-то нужное, красивое или вкусное, или отложить 20 долларов.... может таки удастся съездить в старушку Европу, где по улицам ходят и ездят более нормальные люди и дать мозгам недельку отдыха от круговой обороны.

6 Если бы Президент был полновластен и хотел порядка и мира - то в тюрьме никто не сидел бы более трёх раз. Три раза случайно попасть нельзя, а "горбатый" пусть ширпотреб шьёт на пожизненном. Боятся сделать штрафы для пьяных водителей по 10000 рублей. Почему? Нормальному водителю не придётся его платить никогда! А заплативший его три раза подряд пусть ходит пешком! В "насмерть зацитированном Сингапуре", говорят, 500 долл за плевок на асфальт. Жуть! Но ведь, говорят, чисто!

А! Недемократично! Диктатура! А какова должна быть настоящая демократия, если самому "демосу" нет времени найти и почитать Платона, Аристотеля, а только есть полчаса вечером, чтобы выслушать две версии демократии: одну "от Жириновского", другую "от Новодворской" (кто смотрел, тому понятны результаты последних выборов)

Зачастую приходит мысль: Когда не думаю о вышеперечисленном, то почти близок к полному внутреннему равновесию и счастью, которое помогает наполнять дни скромными радостями и просто приятным общением, в ходе которого помогаешь ещё кому-то близкому не думать о вышеперечисленном.

PS

Приведённое - это не столько "наболевшее", сколь "отболевшее"... просто для иллюстрации фона для явлений, описанных Александром Соколовым.

PPS (цитата не с моим авторством) "Мозг - это устройство, с помощью которого мы думаем что мы думаем".

Отсюда: с помощью разума невозможно доказать разумность идей и поступков, к которым побудил этот же разум.

2003-12-25 19:43:59
GMN » GMN

Ещё одна-две мои старые бредовые мысли:

Если выучу ноты - больше не сочиню ни одной песни, ... если стану профессионалом по рекламе - буду биться головой об стену над слоганом для мороженного... стану ремесленником как Сальери, и всё у меня будет добротно-стандартное, как у ремесленника. Зато за деньги.

PS

Опять правы древние:

Danaro e santila -  Meta della meta.

Деньги и святость - половина и половина (итал.)
2003-12-28 23:19:08
Людмила Астафьева » Александр Соколов

Уважаемый  Александр!

 

Занятный  список.     Только  у  меня   ощущение,  что  Вы  бросили  «два  крючка».    Вы  задаете   в  начале    одну логику   -    увлечения   (полезные,  бесполезные  и  вредные для профессионального роста).  А  в конце    выходите  на  обобщение  гораздо  более  широкого  свойства  -   тупики развития.     И      каждый  участник  обсуждения  берет  тот  «крючок», который  ему  ближе.   Мне  ближе   про  тупики.  

 

Что  качается  полезности  и  бесполезности….     Такая  буквальная постановка  вопроса  провоцирует и на буквальные  ответы.  Человек  -  он ведь   ЦЕЛОЕ.   Профи   -  часть  в  нем.   И что на что  в этой  целостности влияет и помогает  -  поди  разберись.   Как оценить, например,  полезность  или  бесполезность  (для  профессионального роста)   посещения   церкви.     Это  вроде  же  бесполезно  (если буквально)?  А  еще  бесполезно   дурить  с  детьми,  валяться на траве  и  пялиться  в  небо,   слушать музыку…  Страшно  бесполезная  вещь  отпуск.     По  большому  счету,   жизнь  -  помеха,   ибо   отвлекает  от  профессионального роста.   Если  я,  во-первых,   ПРОФИ,  а  «человек»    лишь  часть  меня  -  то,   это, наверное,  диагноз.  Извините,     утрирую,  но  вот  такая  вот  возникла  реакция. 

 

А про тупики  интересно.        Понятно,  что  подобные  увлечения  не  всегда  тупиковые.    Одна   и   та   же  деятельность  может   выполнять  разные   функции   в  развитии,  в  зависимости  от   целей  и   смыслов,   на   которые   человек  ее  «надевает».    Другими  словами,   ЗАЧЕМ  он  этим   занимается?    И насколько ведом  ему  этот  смысл. 

 

Все    названные    увлечения  (почти все, не берем  априори разрушительные  -  секты, наркотики и пр.)   могут  быть  просто  локальными  способами удовлетворения потребностей,   формами    структурирования    времени,  способами расширения  социального опыта, кругозора.       И пока  они существуют в нашей  жизни   как  локальное увлечение,   или   как   хобби,  или  как  черта  характера   -  все нормально.  И  даже  полезно.    Для   переключения,   для   релакса,   для  баланса,  для  гармонизации,  для  подзарядки….   Один   коллекционирует   бабочек,   другой   -  впечатления,  третий   -   крестиком вышивает.    Кто  из   нас   чем   не   увлекался,   «без отрыва  от производства»?

 

Они  становятся  «вредными» для развития,   когда   осуществляется  ПОДМЕНА,  и  увлечения  начинают   использоваться  ВМЕСТО  решения   жизненных  (или   профессиональных)   задач.      

 

Есть  в психологии развития   такое понятие    -   «возрастные  задачи  развития».    Ну например,  в  юности  (лет  до  30-ти)   у   человека   возрастная   задача   адаптироваться  в  социуме  -   найти  «место».  Свое.   Чтобы  состояться.    Для этого  надо  определиться  с  видом    деятельности,    профессией,   кругом общения,  партнерами,  целями и смыслами  и  т.д. и т.п.   Короче,  задач   валом,   времени   мало.   А  человек  вместо  этого  начинает, например,    коллекционировать   образования,    дипломы,   статусы….    Подводит  под  это  аргументированную  базу..      Процесс  затягивает,  деформация  осуществляется,  обучение   перестает   быть средством и становится  целью.  Потом  лет  этак  в  40  человек обнаруживает,  что  сверстники  с  куда  более  скромным образованием  достигли    куда больших  результатов.      

 

Мушка  цели  сбита   -   человек  встает  на тупиковый  путь.    Или  говоря  научным штилем,    «слабо развита  способность  целеполагания».  Профессионализму    мешают,    конечно,     не сами увлечения,  а,  во-первых,    неумение ставить ЦЕЛИ.   Во-вторых,    неумение  ОТВЕЧАТЬ  за  результат,   за   себя, за свою жизнь, за свой  профессиональный  рост  и т.д.  Этому  не  учат  почти,    хорошо, если повезет с семьей, учителями, жизненными примерами  и  сценарием….        

 

Спутанность  в  голове     -    что   главно,      что    второстепенно,  что   цель,   что  средство,  что  шаг  к   результату,  что  сам  результат, что делать и кто виноват.     Каша   эта  во  все  времена  имеет   свой  определенный   привкус,   придаваемый    ей    эпохой,   временем,  социальным устройством,  модой.      Следствие  -  человек  ошибается  с жизненным или профессиональным  маршрутом.

 

Варианты   тупиковых    маршрутов, на мой взгляд,  такие:

 

1)    ИМИТАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.     Внешне  все  атрибуты  ДЕЛА,  но к  результату не ведут.   «Нет ничего  проще, чем быть занятым,  и  ничего сложнее, чем быть результативным».   Сюда  относятся  все  виды     коллекционирования    (самоценного  накопления),  если  они   не как  хобби,  а    подставлены   ВМЕСТО  жизненных или  проф.  задач.   В  Вашем  списке  1,  2,   4,  7,  8,  10  -  коллекционирование   мыслей,   знаний,    дипломов,  тестов, навыков,   сплетен…

 

Сюда   плюс.   Коллекционирование   людей   и  связей.    Человек знает полгорода.  Нарабатывает  такие  связи  и знакомства!!!!   Гордится  этим, говорит,  как  это  полезно.    Но   связи  не  ведут  к   результату,    превращаются  в самоцель.     Вспомните героя     Калягина   в  «Прохиндиаде».

 

Сюда  плюс.  Коллекционирование участия.  И не только у молодых.   В   научных  конференциях,  встречах, круглых столах,  во  всякого рода профессиональных  тусовках.   Уже  и  работ давно нет.  И  новых  мыслей…  Некогда.

 

2)     «БЕЗ  ЭТОГО  НЕВОЗМОЖНО».   Человек  фиксируется на деталях,  частностях…  На   подготовительных  действиях.    Вот мы  сначала   «точно определим понятия»  (5 в Вашем списке)  или  сначала получим еще одно образование  (3).   Форма  избегания   результата,   постоянный поиск своего рода «препятствий» на пути к цели.   Преодоление  препятствия    превращается  в   самоцель,  потом  ищется новое.

 

Сюда  же   (об этом  писал  Валентин Лопан).   Фиксация на имидже,  на  вещах.  Увлечение  внешней,  атрибутной стороной.     Без  такого  компьютера   (автомобиля,   костюма,   шубы,   мебели,  кабинета,   квартиры,  офиса…)   делать  дело,  ну, никак  невозможно!    Может  трансформироваться  в  шоппинг   -   как  серьезное    увлечение.

 

3)    ВЫСОКАЯ  ЦЕЛЬ.    Когда ставится   высокий,  недостижимый,   заведомо нереальный результат   (у Вас  -  6).   А поскольку  цель высокая   -  то  я  и  не виноват,  что не получается.   Тоже  форма  избегания результата.   

 

Сюда  плюс.    Поиск  гениальной  идеи.    Когда люди годами  живут  в мечте  и    поиске  гениальной  идеи,   волшебной палочки,  чтобы   одним  махом  решить  проблемы  (личные,  финансовые, профессиональные).   Находят.  Хватаются.  Через некоторое время обнаруживают  ее  недостаточную гениальность.  Бросают. Ищут дальше.

 

4)      ПРОЦЕСС  ВАЖНЕЕ.     Отказ  от  результата.  Сосредоточься  на  процессе,  результат  сам  придет.    Надо просто  жить…. Надо просто   честно  работать…..  Надо  просто  быть гениальным…  (12   в  Вашем  списке).     Делай, что должно  -   и будет, что будет.   (Кто  бы  еще  сказал,   что должно…..)   В  бизнесе  это  может  принимать  формы  такого  «тупого  исполнительства» -   а  вы так  сказали,  я  так  и  сделал…   Я  же  честно  работал,  устал, мне положена премия….

 

Сюда  плюс.   Увлечение   развитием.    Всякого рода личностный  рост, психологические тренинги.   Известный  эффект:   вместо того, чтобы приложить навыки  в жизни,  человек просто   становится тренинговым   аддиктом.  И  растет,  растет….

 

5)    ПОДМЕНА   ГЛАВНОГО  и  ПОБОЧНОГО.   Когда  «побочная» деятельность  занимает место «столбовой».      В Вашем списке, по-моему  -  4,  9,  11.    На  место главной  может стать любая деятельность,  в  которой  человек  ощутит  себя  успешней  и комфортней  -  спорт,   шоппинг,   рыбалка,   выпивание с нужными людьми…  

 

Сюда  же   разного  рода  игры, о чем писали коллеги.      Компьютерные,   азартные,   ролевые.     

 

Сюда  же   шоу-увлечения.    КВН-щики  часто  являются  студентами галочно.  Их  «профессия»  -  КВН.  Почти   в  любом   коллективе  найдется  гениальный  массовик-организатор,  «душа  коллектива»    (при этом никакой  профи).

 

Сюда  плюс.    Увлечение отношениями.    Когда   самое  заманчивое  в  офисе  -  это интриги, сплетни,  война  отделов,  личная  жизнь начальника  и  т.д.  Тоже, собственно, игры  -  социальные.

 

Одним  словом,  чем  бы  не  работать, лишь бы не работать.    Вспоминаю   анекдот про пожарника,  что  гордится  своей  работой.    Доволен зарплатой, командой,  формой.  Все  хорошо!     Одно  плохо.    Как  пожар  -  хоть увольняйся!   

 

Подмена.  Подмена  в  голове  -  подмена  в  жизни  -  подмена  в  профессии.  

Ошибка  в  путевом  листе  -   тупиковый  маршрут.

 

б) в каких случаях и как именно подобные увлечения могут положительно сработать на профессиональный рост?

 

-    Если  кто-то внешний  (наставник, учитель, начальник)  направит  энергию  в  нужное  русло.  Другими словами,  поможет  человеку   «поставить»  цели.  С  ответственностью  труднее.

-    Если  человек  сделает  увлечение  своей  профессией.   Сколько на TV  профессионалов,  выросших  из  того  же  КВН.

 

А еще  (это   не работает на профессиональный  рост,   но   как  выход  из  тупика)  -   если  человек  внутри  себя    снимет  всякие  претензии  на  успехи и достижения  в профессиональной деятельности.  Да и вообще  в  социуме.    Непритязательность целей  -  наслаждение жизнью.     Сейчас  на Западе   очень популярны  тренинги  такого наслаждения. Дорогие. Люди копят деньги,   чтобы   их   научили, как  НЕ ставить  социально значимых  целей,   как   НЕ   реализоваться  в  профессии,  и при этом  НЕ  испытывать разочарования. 

 

Коллеги,    с  наступающим  Новым  годом! 

Верного  нам  всем  маршрута  и  в  профессии,  и  в жизни... 

2003-12-29 17:31:53
Александр Соколов » Людмила Астафьева

Уважаемая Людмила!

Благодарю Вас за столь подробное и обстоятельное сообщение.

С наступающими праздниками!

С уважением,

2003-12-29 17:38:19
Георгий Соколов » Всем
Уважаемые коллеги!
 
Может быть стоит рассмотреть не одну, а две модели:
 
Модель "Young": молодой человек собирается стать профи, но ..... спотыкается (см. многочисленные способы уже перечисленные уважаемыми участниками данной дискуссии);
 
Модель "Old": состоявшийся профи, не желая того ... деградирует. В чём причины? Почему? Каковы страховки? И т.п.
 
С уважением,
2003-12-29 20:01:50
Наталья Еремина » Всем

Уважаемый Георгий!

Мне кажется, что ваша мысль очень интересна.

для "Young": см. следующее сообщение.

для "Old" ключевым является удержание цели и стремления к  развития. Это становится труднее после каждого прожитого года и особенно серьезного успеха. Страховка - наличие устойчивого смысла Жизни и стремления к Созиданию и развитию. Страховкой может быть коллектив сильных профи.

 

С уважением,

2003-12-29 20:04:11
Наталья Еремина » Всем

Уважаемые коллеги!

С Новым Годом!

 

Когда я прочитала «тупики» в первый раз, то после каждого пункта сердце екало. Судя по откликам коллег и размеру текста – они испытали что-то подобное. Точные стереотипы. Мне хорошо знаком почти каждый из них.

 

После второго прочтения тезисов и письма Людмилы получилась такая структура тупиков:

 

1. Коллекционирование или хочу понять как устроен мир. 

 

    • Чтение всех умных книг подряд 
    • Посещение семинаров, конференций и т.п. 
    • Получение нескольких высших образований 
    • Посещение религиозных, оккультных и «сектоподобных» организаций
    • Коллекционирование тестов
    • Овладевание вспомогательными навыками - как самоцель

 

Я еще собирала свои собственные личные дневники, книги вообще и пр. продукты деятельности. От каждой новой книги я ждала истины о том, как устроен мир и что такое Я. Я помню этот мучительный процесс с 5 лет.

 

 

2. Неумение работать, отсутствие навыков постановки цели, планирования и организации процесса. Не понимание законов творческого процесса и вообще процесса созидания.

 

Ø       5) Стремление "точно определить понятия", не решая при этом практических задач.

Ø       6) Стремление сразу взяться за грандиозный проект – без локальных промежуточных результатов.

         12) Общий подход: поскольку талант, «гениальность», одаренность - это нечто сверхъестественное, врожденное, то и работать над собой не надо, а надо «озаряться, когда надо», «надо просто быть раздолбаем, но изобретательным...».

        

        И т.п.

 

Этот список можно продолжить.

 

3. Развлечения, удовольствия, удовлетворяющие различные потребности человека в новых ощущениях, соревновательности, социальных контактах и признании, контакт с прекрасным.

 

Ø       9) Спорт.

Ø      10) Викторины на эрудицию,  конкурсы кроссвордов и т.п.

Ø      11) Длительное обсуждение на полном серьёзе «научных феноменов» на уровне газетных сплетен – типа «секретных исследований КГБ о мозге»... 

Ø       13) Увлечение компьютерными и видео- играми. Просиживание в компьютерных клубах (днем и ночью), дуэли в Кваку и Контру между командами.

Ø       14) Меломания. Увлечение музыкальными группами, дисками (раньше - кассетами), покупка новомодной дорогой аппаратуры, которая "звучит круче".

    • Посещение выставок, музеев, театров
    • Светские беседы - обсуждение последних новостей, событий, сплетен о знаменитостях
    • Дискуссии – споры об искусстве, истории, мироздании и пр.

Сейчас мне кажется, что все эти болезни, в том числе и в классификации Георгия Соколова Young and Old – лечатся одним – целью в жизни и пониманием смысла жизни. Другое дело, что последнее мое замечание не инструментально. Посему оставим эти сентенции для последующих серьезных работ и приступим к решению задач.

 

Первая группа проблем лечится с помощью 2 вещей:

 

  • Структура и умение устанавливать связи между элементами структуры
  • Понимание как работают процессы, т.е. знание и умение использовать модели, законы и закономерности для

          решения задач

 

При освоении этих инструментов возможность стать ПРОФИ резко повышается.

 

Примеры.

 

Я расскажу про себя, т.к. я имела возможность довольно подробно наблюдать происходящие со мной процессы.

 

  1. Про мою первую любимую работу.

Шесть лет  назад я работала внутренним HRM и психологом в молодой стремительно развивающейся компании.

 

Главная задача была такова: собрать команду профессионалов-программистов.

Готовых специалистов на рынке труда не было. Необходимо было построить систему отбора. У меня была уникальная возможность экспериментировать.

Потратив полгода на PR компании и добившись устойчивого потока довольно умных кандидатов, я применяла к ним все известные мне и изобретаемые по ходу средства: тесты, опросники, задачники, интервью. Я искала зависимости и проверяла свои предположения на наших, проверенных ребятах: об их способностях уже была точная информация.

Общими усилиями мы построили методику отбора  и она себя оправдывает уже в течении 5 лет. Компания выросла за 2 года от 6 человек до 80. И это в Туле с населением 500 000 человек.

 

Краткие выводы: успех программиста имеет прямую корреляцию со способностью к структурированию информации. Выявив на простых кейсах особенности мышления кандидата, можно дать довольно точный прогноз о его обучаемости и продуктивности. Последняя деталь: продуктивность программистов различается в 5 - 20 раз. Продуктивность секретарей – машинисток отличается на 10-40%.

 

  1. Про развитие моего ума.

Я всегда была способной девочкой, читала очень много различной литературы, совсем как в тезисах Александра. Да и различных образований у меня хватает. Я была бухгалтером, модельером, детским психологом, программистом-математиком. Но счастья не было. Действительно, окружающие меня люди были гораздо успешнее, продуктивнее и результативнее, имея гораздо меньший груз ненужной каши в голове.

 

И первая, и вторая группа тупиков знакома мне не по наслышке. Два года назад я посетила семинар И.Л. Викентьева по рекламе. Я никогда профессионально не занималась рекламой ни до, ни после. И.Л. давал модели и уже на второй день семинара весь мой багаж разрозненных знаний вдруг сложился в одну целостную структуру как слово у Кая в сказке про Снежную Королеву. Вернулась в Тулу я сильно поумневшей. Уровень профессионализма повысился в разы. За 3 дня. Это отмечали все мои знакомые. Понять, что произошло, мне удалось только через 2 года. Сильно помогли книги Альтшуллера. Думаю, без посещения семинара они не произвели бы на меня такого сильного впечатления.

 

Вторая группа болезней лечится с помощью освоения технологии созидания.

Ключевыми являются инструменты целеполагания. И это уже на самом деле глубокая личностная работа, которая может занять буквально годы. Успех будет сильно зависеть от структуры личности, особенностей протекания процессов мышления и восприятия, например, от способности к конкретизации и абстракции. Но самое главное – от наличия внутренней страсти.

 

Третья группа – это нормальные способы отдыха. Людмила хорошо об этом написала. Это вопрос меры.

 

Давайте ответим на вопрос Александра:

 

б) в каких случаях и как именно подобные увлечения могут положительно сработать на профессиональный рост?

 

При наличии структуры и понимании процессов молодые Профи могут быстро усваивать новую информацию в процессе Коллекционирования, находя  и решая задачи на стыках.

 

Желание сделать великое или правильно поставить задачу, уточняя до бесконечности, говорит о невостребованной страсти к деятельности. Направляя эту энергию с помощью технологий созидания, мы можем наблюдать за развитием Профи.

 

Развлекаясь и отдыхая, мы получаем возможность находить новые идеи, получать многообразие опыта и удовольствие от жизни, и ставить задачи на стыках.

 

Для технологий созидания и целеполагания, на мой взгляд, нужен другой формат обсуждения. А молодым профи необходимо серьезно помогать. И начинать этот процесс необходимо с 7-8 лет. Именно в этом возрасте активно формируются мозговые структуры и дети осваивают навыки продуктивной работы.

 

P.S. На мой взгляд, это обсуждение пора переносить на форум, посвященный Альтшуллеру.

 

С уважением,

2003-12-30 19:45:19
Александр Соколов » Всем

Уважаемые коллеги!

Знакомый прислал высказывание профессора А. Юрьева о русском менталитете:  "... который, по мнению исследователей, проявляется в

1) двойственности – переходе от одной крайности к другой,
2) порывистости – готовности к пиковым нагрузкам и пренебрежение размеренным ритмом деятельности, 
3) непоследовательности – отсутствии тщательной разработки сложных планов и готовность действовать на авось,
4) долготерпении – выносливости, постепенном накоплении эмоций, и в конце, бурное их разряжение,
5) доверчивости – внушаемости, простодушии и т.д." 

 
Я привожу эти доводы, но не думаю, что они являются хорошей объяснительной моделью для темы дискуссии.
 
С  уважением
2004-01-12 11:05:54
Павел Фадеев » Всем
Уважаемые коллеги!
 
1) В головах постсоветских людей часто нет связи: хороший Результат, результат с большой буквы, определяется хорошей работой.  Мышление настроено на хапнуть: рулетка, удача и т.п. Это желание халявы.
 
2) Постсоветский человек, занимаясь оккультятиной или отдельными модными навыками:
- сразу оказывается "Специалистом" (тоже как бы с большой буквы);
- сразу получает субъективный результат: это престижно и т.п.
 
Это связано с отсутствием критериальности, ты сам и твое окружение вводят критерии результативности - и Ты всегда прав!
 
3) Когда работаешь в области профессионального ТРИЗ, любые результаты - лишь промежуточные; есть жёсткие критерии: что есть результат или не результат. В области ТРИЗ ты сразу, на начальных этапах понимаешь, сколько и чего ты не знаешь и сколько требуется работы.
 
4) Есть люди, которые не получили результатов, пребывая в ТРИЗ десятилетиями. Если различать саму суть работы и тусовку, то можно профессионально работать и можно профессионально тусоваться. Соответственно будут  профессиональные результаты, либо первого либо второго рода (кстати смотри пункт 1). Как говорил Станиславский, надо любить не себя в театре, а театр в себе.
 
С уважением,
2004-05-26 17:28:18
Максим » Александр Соколов

Уважаемый Александр!

Спасибо за такое обсуждение Вам и всем участникам. Актуальнейшая тема, интересные живые мысли. Буду рад, если окажусь полезным.

1. Тупики развития. Только не совсем из разряда увлечений. Я подумал, что тупиковее п.п.1-14 будут другие тупики.

  • Кроме упоминаемых в данном форуме, напомню такую банальную причину как деньги. Кризисных ситуаций, заставляющих в корне изменить намеченный уклад жизни, можно привести несколько: смерть, свадьба, рождение, увольнение и т.п. Но на первом месте — они, деньги. Материальное состояние семьи. Если душа лежит развиваться в одном направлении, а деньги платят за другое, то энтузиазм здорово страдает. Можно ли при этом говорить о настоящем профессионализме? Лично знаю двух человек, работавших на большие и хорошие дела, достаточно опытных специалистов-разработчиков. Байконур, Капустин Яр, беспилотные полёты, "Буран" и т.д. Один сейчас печатает упаковку для жвачки и чая (ушёл где-то в 35 лет) и мастерит сыну деревянные самолётики; второй грузит мыло и порошок (ушёл примерно в 40-45 лет), замкнулся в семье и ни во что не верит. Оба могли ещё расти и расти. Финансовый тупик был у обоих. И, очевидно, не у них одних.
  • Мода. Тема большая, примеров масса.
  • Отсутствие воли, добросовестности, требовательности к себе. Особенно расслаблено младшее поколение. К сожалению, приходится это отмечать. Павел Фадеев упомянул первым желание халявы. Это близко по смыслу. И всё это — большое зло. Если бы наши предки столь спокойно относились к будущему и работали спустя рукава, закрывая глаза на брачок и халяву, наша страна никогда бы ничего не достигла. В одном хорошем фильме была фраза: "Каждая складка на твоём одеяле — лазейка для агентов империализма". И ведь в известной степени так и есть.
  • Подмена жизненных ценностей. Сила, ум и профессионализм измеряются в рублях. Зачем рожать детей и строить лучшие в мире корабли/мебель/школы/вертолёты? Успешный человек это тот, кто больше потребляет. Профессионализм не ставится как задача.
  • "Нехватка времени", рутина. Зачастую у работодателя управление, административная составляющая, менеджмент отсутствует вовсе, либо занимаются этим не так и не те люди. Результат — узкие места, незаменимые люди, авралы, нескончаемый вал работы, ненависть к работе, в свободное время хочется только посидеть в тишине, многое из задуманного, но не сделанного объясняется хроническим отсутствием времени.
  • Недостаточно активная жизненная позиция. Александр упоминает всё больше о тупиках-увлечениях для энергичных и активных людей. Посещение, стремление, овладевание. Однако, большинство наших сограждан, по-моему, таковыми не являются и увлечений не имеют. Работа-дом-работа-дом-… И "сдутый шарик" в конце дня.    Людмила Астафьева здесь упоминала точку зрения "Делай что должен и будь что будет". Это ещё хорошо. А иногда бывает "что я могу?" и "от меня ничего не зависит" с последующим опусканием неподнятых рук.      Но человеку необходимо периодически самоутверждаться. Отсюда вечные поиски возможности утвердиться и приподняться в собственных глазах. Легче это сделать в играх, в интригах на работе, в бутылке, в форумах. Куда только делась пассионарность, которая, если смотреть на карту мира, всё-таки была? :((
  • Занятие изначально "не своим" делом. "Почему именно в гидростроительный? Все пошли и я пошёл. А вообще-то у меня по английскому всегда пятёрка была и ещё я знаю немецкий и немножко шведский".
  • Некоммуникабельность, слишком жёсткий позвоночник. Человек не любит тусовок, предпочитая просто работать. Писать, чертить, программировать, точить детальки, паять. Ну не лезет он в их тусовку! Бывает, это портит результаты и вообще плохо сказывается в перспективе на работе и работающем.
  • Ценз (если он необоснованно завышен). Когда для вступления в какую-либо полезную группу нужно иметь большие связи, либо иметь определённый капитал, либо платить большие взносы, либо иметь 300 публикаций, либо дать огромную взятку за поступление на бесплатное обучение, либо быть не моложе … и не старше …
  • Необоснованное усложнение, преувеличение проблемы. Примеров могу приводить много. Действительно типовое препятствие.
  • Плохие советы. Когда кто-то что-то посоветует, а потом выясняется что это не то, что нужно и время потеряно практически зря.
  • Низкий профессиональный уровень вокруг. Если все вокруг друг у друга напокупали учёных степеней заборостроительных и околовсяческих наук или тёплых мест, то никто не воспринимает способного, но чужого человека, перечащего "большим людям".
  • Графоманство. :)))

2. Положительное влияние увлечений.

  • Кругозор — это замечательно. Будет что пересказывать детям и внукам. И чтение (п.1.) потому гораздо более полезное занятие чем п.13 (компьютерные игры).
  • Хобби бывает полезным для здоровья. Та же йога.
  • Хобби зачастую открывает человеку новое направление развития профессионализма. Вдруг становишься востребованным, предлагают писать книги, выставляться, идут заказы и т.п..
  • Положительное влияние на профессиональный рост увлечение может оказать в том случае, если оно совпадает с увлечением начальства или просто нужного человека. Как познакомиться и сблизиться? Заняться тем же. Ещё недавно все учились играть в теннис, теперь в почёте лыжи. Дзюдо наверное потянули не все.

С Уважением,

Максим

2005-04-16 21:11:58
Анна Каправчук » Всем
Уважаемые коллеги!
Хочу подарить ёмкое словечко по теме обсуждения. Неологизм, которым можно назвать многие ранее упомянутые "процессные" занятия, не ведущие к реальным позитивным сдвигам в развитии.
ИМБУРДЕЯ
от ИМитация БУРной ДЕЯтельности.
Кстати, слово очень действенное в плане самовоспитания и в плане дисциплинирования домашних и сотрудников.
С уважением и благодарностью за качественное обсуждение
Анна Каправчук.
2005-04-18 12:13:17
Аркадий Ларионов » Александр Соколов

Здравствуйте, Уважаемый Александр!

Не знаю, актуально ли еще данное обсуждение, но с Вашего позволения хотел бы продолжить.

какие ещё типовые "тупики развития" встречаются?

1. Стремление "посмотреть мир". Увлечение новомодным устремлением подзаработать на учебу: "Когда заработаю, тогда у меня денег и на учебу хватит в элитном ВУЗе, и на продвинутые книги, и на "крутые" семинары и тренинги". 

Примеры:

- полгода поработаю, потом "возмусь за ум"

- приеду умудренный опытом и со знанием иностранного языка, тогда уж точно ровесники мне не ровня

Результат:

- Подмена главного и побочного (встречалось у уважаемой Людмилы Афанасьевой под п.5). Заграничные заработки становяться самоцелью, а о выборе профессии и росте профессионального мастерства забывается само собой.

- Вместо изучения языка и расширения кругозора - погрузка-разгрузка морковки, строительные работы и т.п.

- После возвращения через полгода-год деньги заканчиваются. Проучившись год - снова выезд на заработки, учеба и профессия второстепенное.

- В итоге не профессии, ни мастерства, ни образования.

2. Отсутствие уверенности в себе или самоедство. Вроде уже чему-то (иногда не мало) научившись нет уверенности, что полученные навыки способен применить на практике.

Примеры:

- Я еще слишком слабо подкован, чтобы решать сложные задачи, а потому, скорее всего не справлюсь с ними.

- Я еще слишком мало знаю - надо подчитать, осмотреться, познакомиться с кем надо, тогда может быть...

- Я вообще глупый и неудачник, у меня ничего не получиться, так как "вот руководители маркетинговых отделов очень опытные и очень умные". Куда мне до них. 

Результат:

- Ожидания чуда. Когда-нибудь наступит мой звездный час, надо подождать, подучиться. Результат не приходит никогда.

- Неучастие в конкурсах на вакансию, постоянное ожидание.

3. Неоправданная самоуверенность.  Скорее добавление к Вашему п.6. Уверенность, что уже многое постигнуто и пора браться за серьезное дело, а тут продолжают учить всяким банальностям (теория, дисциплины ненужные для профессионального роста и т.п., "глупые экзамены" сдавать надо, глупые практические задачки дают решать).

Примеры:

- Преподаватель, давая решать практические задачи, преследует свои личные цели. Он получит от меня гениальное решение и продаст его своему Заказчику, а я не получу за это ничего. 

- Я уже настоящий профессионал, а тут (в фирме) мне не дают серьезного поручения (предлагают поработать курьером, разнести приглашения на пресс-конференцию, пресс-релизы и т.п.).

- Я могу быть и главным редактором газеты и руководителем маркетингового отдела, а тут меня послали на "мелкую работу" привлечь рекламодателей.

- Чему этот (тот) преподаватель может меня научить, я и так все знаю.

- Дайте работу покрупнее, я сюда пришел не кофе разносить.

Результат:

- Процесс роста профессиональных навыков останавливается.

- Мелкие должности так и остаются основным видом деятельности.

- Постоянная смена места работы.

4. Чрезмерные попытки быть ближе к профессионалам. Поиск единомышленников в Internet. Находиться 2-5 форумов на профессиональную тематику и все интеллектуальные силы кладуться на алтарь общения.

Примеры:

- Вокруг одна мелкота и шушера, никто меня не понимает, а там настоящие "монстры" профессии. Вот у них я всему и научусь, зачем читать всякую ерунду.

- Там интереснее, решаются настоящие профессиональные проблемы, а "тут" все какая-то мелкота, типа "Как найти рекламодателя на страницу со статьей о страховании".

- Пообщавшись с профессионалами и я таким стану, без всякой учебы.

Результат:

- Полная или частичная подмена реальной деятельности на виртуальную.

- Отсутствие времени на решения ежедневных хоть и немасштабных проблем, участие в тренингах, семинарах, чтение и т.п.

- Застой в развитии собственной карьеры (некогда).

С уважением,

Аркадий Ларионов (Латвия, г.Даугавпилс)

2005-04-20 10:43:23
Александр Соколов » Всем
Уважаемые Анна и Аркадий!
 
Благодарю Вас за дополнения. В свою очередь, могу дать ссылку по теме обсуждения: "Характеристики искаженного мышления по Эллису"
 
С уважением, 
Уважаемые Коллеги!

Если Вам нравится наш Форум, Вы можете поддержать его, отправив любую сумму (тогда выберите опцию "Спасибо за Форум").

Вы также можете поддержать конкретное обсуждение и получить гарантированный ответ от наших специалистов (тогда выберите опцию "Прошу эксперта ответить в этой теме").
Задайте Ваш вопрос здесь.

Большое Спасибо!


Яндекс.Метрика