На сайте ведутся работы Бизнес-обучение на задачах: плюсы и минусы... | Консалтинг и Тренинги | Бизнес-форум TRIZ-RI
9737
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-05-30 18:08:28
Георгий Соколов » Всем

Уважаемые коллеги!

В своих занятиях со студентами я стараюсь широко использовать практические примеры и задачи. Вот иное мнение:

"Фундаментальная слабость метода изучения конкретных случаев заставляет студентов рассматривать различные ситуации сквозь такую линзу, которая делает эти ситуации похожими друг на друга. А относительная слабость метода, как замечает профессор Гэри Хэмел из Лондонской школы бизнеса, состоит в том, что метод изучения прецедентов “предлагает студентам упражнение в замедленном проигрывании, в то время, как им требуется научиться принимать решения в быстром темпе.

Никакие две компании не могут создаваться и работать одинаково, в особенности если они вырастают из разных технологий и нацелены на разные рынки. Никакие две проблемы в бизнесе не повторяют друг друга в точности. Поэтому никакие два решения проблем бизнеса не могут иметь одинаковой специфики. Скопированные стратегии редко приводят к успеху. А между тем “клонирование” решений - именно то, на что опирается метод изучения конкретных случаев в американских школах бизнеса”.

Дж. Надлер, Ш. Хибино, Дж. Фаррелл, Мышление полного спектра, Минск, “Попурри”, 2001 г., с. 98-99.

Интересно знать Ваше мнение.

С уважением,

2003-05-31 02:03:12
Блашенкова Вера » Георгий Соколов
Уважаемый Георгий.
Плюсы решения задач:
1. Расширяется возможность поиска аналогий
2. Закрепляются определенные навыки
3. Быстрее осваиваются методы решений
4. Лучше просматриваются общие проблемы
Соответственно, повышается скорость решения задач
Минусы решения задач
1. Появляются новые шаблоны
2. Ослабевает желание увидеть систему в целом, интерес к широкому взгляду на вещи, пропадает азарт. Некая привлекательная и манящая сверхцель, разложенная на кусочки, превращается в органайзер.
Не знаю насколько уместна аналогия. В учебных заведениях каждый решал немало задач по математике, физике, писал сочинения, рефераты, курсовые и т.п., и как только возможность позволила распрощаться с предметом, не вызывающим особого интереса, включается Del. Но если вдруг, к этому предмету приходится подходить с интересной для тебя стороны, каждая задача - как маячок: формулы не кажутся иероглифом, «дано» - занудством, а «решить» - барщиной. Многое зависит от интереса человека к задаче.

С уважением,
2003-05-31 10:29:06
Александр Соколов » Георгий Соколов
Уважаемые коллеги!

Да, многообразие мира бесконечно. Тем не менее умение обобщать опыт и выделять главное – одно из важнейших свойств человеческого разума. На этом стоит и наука (статистика, моделирование, эксперимент и т.п.)

Пример: можно сказать, что каждый человеческий организм уникален и не повторяет другой в точности. Тем не менее это не мешает существовать биологии и медицине – обучение которой основано, как мы знаем, во многом на изучении «конкретных случаев» и «копировании стратегий». И – да, поначалу в очень замедленном темпе.

С уважением,
2003-06-02 08:05:39
Людмила Астафьева » Георгий Соколов

Уважаемый Георгий!

Интересно,  а что авторы предлагают в качестве ЭФФЕКТИВНОЙ  альтернативы  методу "на задачах"?

2004-10-17 20:18:08
Наталья Еремина » Всем

Уважаемые коллеги!

Думаю, речь идет о противопоставлении  2-х подходов в обучении:

обучение на конкретных примерах и обучение на обобщенных моделях.

В приведенном Александром примере американцы жалуются на засилье конкретного метода (lдействительно, интересно, предлагают ли они что-то взамен?).

Американская культура и практика обучения подразумевает тяготение к конкретным примерам. Например, американцы проверяют остаточные знания в конце учебного года в виде тестов: выберите 1 вариант из 4-х. Этот подход сейчас активно внедряется и в российских школах. 

В российском образовании больше принято сыпать теориями, моделями и не заботиться об их применимости.

У американцев получается узкий специалист, а наш выпускник ВУЗа как правило, вообще не умеет решать практические задачи: "Чему меня учили 10 лет в школе, и 5 лет в ВУЗе?  В жизни, на работе все совсем по-другому".

По опыту работы могу точно сказать, что люди делятся на 2 типа по стилю мышления:

  • конкретные практики, которые идут от решения частных задач и
  • теоретики, которые пока не поймут общую модель, не успокоятся, и через решение конкретных задач они, обычно, на общую модель выйти не могут.

Стиль мышления  не связан с уровнем интеллекта. Стиль мышления - это устойчивая характеристика, закладывается на генном уровне, во взрослом возрасте корректируется с трудом.

Поэтому обучение должно быть удобным и результативным для каждого. Эти два пласта: теорию и практику (как это не банально звучит) обязательно надо связывать,  точнее: формировать в мозге устойчивую связь между структурами "определенный класс задач" - "теория" - "практика".

Не каждый человек способен самостоятельно построить такие связи. Возможно, способность устанавливать такие связи и есть мышление.

Сформулируем задачу так: Как наилучшим образом построить обучение?

Решение: Обучение надо строить как последовательность шагов по схеме:

1. описание класса задач,

2. понятная теоретическая модель их решения (может включать в себя историю предмета, ссылки на более ранние исследования, аналоги, причины, прогнозы и т.д.),

3. алгоритм решения задачи, 

4. разобранные наглядные примеры решения задач,

5. задачник с ответами (практика под руководством наставника).

Т.е. не ИЛИ-ИЛИ,  а обязательно И. Важно соблюдать баланс общего и конкретного.

В науке существуют 2 метода исследования: индукция и дедукция, т.е. от общего к частному и от частного к общему.

Эти 2 метода при обучении должны составлять непрерывный цикл (как в аналогичном споре о том, что первично -  яйцо или курица).

С уважением,


Яндекс.Метрика