RRRRR - 54.146.179.146

Как часто на бизнес-семинаре полезно обновлять материал?..

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2004-03-03 04:18:51
Наталья Еремина » Всем

Уважаемые коллеги!

В первую очередь обращаюсь к бизнес-тренерам: как часто и когда надо менять в качественном (!) бизнес-семинаре, тренинге пример, кейс, модель, кусочек темы? 

2004-03-03 17:12:22
Екатерина » Наталья Еремина

Здравствуйте, уважаемая Наталья!

К сожалению, никаких специальных правил на эту тему я не знаю, может быть, они и существуют.

Мой собственный опыт относится только к проведению бизнес-семинаров.

Полагаю, что существует несколько "классических" кейсов (моделей, ярких примеров), которые устаревают очень медленно (при стабильной экономике - никогда), они должны входить в каждый семинар.

Но очевидно, что слушатели с трудом воспринимают, "примеряют на себя" примеры и модели, относящиеся к далеким от них отраслям бизнеса. Поэтому до начала семинара целесообразно узнать отрасли, в которых работает основная масса слушателей (хотя бы упрощенно: услуги, производство товара, продажа товара, вид товара - ТНП или для бизнеса, или машиносторение и т.п.), и подобрать ряд близких кейсов и примеров.

Что касается смены "кусочков темы" - я редко видела семинары, на которых такое бывает. Думаю, это зависит от смены аудитории (по составу и по регионам). Наверное, хороший семинар можно до бесконечности читать в разных регионах.  Лично я стараюсь добавлять или заменять "кусочки" примерно 2 раза в год (т.к. за это время накапливается достаточно новой полезной информации, в т.ч. - о том, что именно актуально для слушателей в настоящее время).

Думаю, это еще зависит от количества накопленных автором семинара (консультантом) кейсов и примеров и от его "интерактивности".

С уважением, Екатерина

2004-03-03 17:19:33
Игорь Родченко » Наталья Еремина

Здравствуйте, Наталья!

Очень хороший вопрос Вы задали. Мне кажется, что профессионализм тренера как раз проявляется в его умении варьировать, изменять материал, каждый раз добавлять в тренинг что-то новое. Я занимаюсь речевыми техниками и знаю, что хорошее высказывание (речь) никак не может быть заученно-повторяемой. Это всегда движение от одной неподвижной точке к другой, но между точками – свобода, определяемая уместностью. Так и в тренинге, семинаре – есть, конечно, каркас, но примеры, кейсы, кусочки темы должны каждый раз подаваться по-своему. Ведь нельзя дважды войти в одну и ту же реку:). Мы с Вами знаем, что во встрече очень важен элемент взаимодействия. Если говорить об изменениях отдельных упражнений или кусков темы не ситуационных, а о полной замене каких-то элементов программы, то этот шаг не зависит от времени и диктуется, на мой взгляд, целесообразностью и Вашим отношением к этому материалу. Можно хоть каждый тренинг что-то убирать-добавлять, а можно и год работать в одной и той же конструкции. Спасибо Вам за возможность подумать о своей работе.

2004-03-03 17:37:28
Евгений Мачнев » Наталья Еремина

Уважаемые коллеги!

Я бы не стал говорить о замене, скорее, о дополнении. На мой взгляд, стоит это делать практически в каждом тренинге на одну и ту же тему, хотя бы для того, чтобы у тренера не было "дежа вю" ("Я об этом рассказывал вам или прошлой группе?..")

Но в то же время есть некоторые примеры и кейсы настолько удачные, что даже будучи устаревшими, они продолжают работать на цель тренинга или семинара. Поэтому на свежие мы их стараемся не менять, дело в содержании примера.
 
С уважением,
2004-03-03 21:29:10
Сергей Модестов » Наталья Еремина

Уважаемая Наталья!

Если Вы читаете семинары регулярно, то будут справедливы следующие моменты:

Пример. От семинара к семинару полезно обновлять не менее 30% примеров (оставляя самые яркие и гарантированно хорошо воспринимаемые). Причин две:

во-первых, всегда нужны "сегодняшние", злободневные примеры;

во-вторых, свежие примеры нужны для того, чтобы "не забалтываться" самому. Обычно свежий пример рассказывается и воспринимается лучше "затертого".

Кейс. Есть много трактовок этого термина. Если считать, как в западной педагогике, кейсом пакет учебных заданий, то зависимость та же: оставляем то, что составляет канву темы (т.е. гарантированные и откатанные задания), остальные стараемся менять (не меньше 30% от семинара к семинару).

Модель. Что значит "смена модели"? Если речь об учебной модели (т.е. ограниченный фрагмент учебного материала, выделенный набор знаний), то меняется он так часто, как того требует общая логика изложения и учебный план (если Вы читаете, скажем, серию семинаров).

С уважением!

2004-03-03 21:30:44
Сергей Модестов » Екатерина

Уважаемая Екатерина!

Позвольте с Вами не согласиться: иногда очень полезно по ходу изложения приводить примеры как раз не из той области, где слушатели - специалисты. И таких примеров, думаю, должно быть не менее 1/4. Причины:

1. Почти любая область, отрасль потенциально очень интересна: всегда есть масса интересных и интригующих подробностей.

2. Слушателю гораздо интереснее на семинаре не только "профессионально углубиться", но и расширить свое поле восприятия. Если периодически включать естественный интерес (в некотором роде, ориентировочный рефлекс), усвоение материала заметно повышается.

3. Примеры из иных областей, с одной стороны, возвышают имидж преподавателя, с другой, терапевтичны для некоторых слушателей, привыкших быть "избыточно на коне" (например, руководства, которое все "знает заранее").

С уважением!

2004-03-04 00:36:44
Юрий Тюшев » Наталья Еремина
Существует (по моим наблюдениям) два глобальных стиля проведения тренингов и семинаров
1) стиль ДЖАЗ
2) стиль СИМФОНИЯ (с партитурой)

При первом стиле все может меняться на ходу до неузнаваемости.
Многое (например, метафоры) может придумываться на ходу на основе идей и образов участников группы (импровизация).

При втором стиле все более консервативно.Это не мой стиль!

Поэтому ответ на вопрос такой:
все зависит от ваших личных пристрастий и привычек.

Увидимся!
2004-03-04 11:09:40
Эрнст Кассациер » Юрий Тюшев

Уважаемый Юрий Тюшев!

 

А простие, гмм, а какой тренинг вы ведете и что является результатом подобного обучения?

 

Заранее благодарю за ответ.

2004-03-04 11:25:28
Екатерина » Сергей Модестов

Уважаемый Сергей!

Так я и не говорила, что все примеры на семинаре должны относиться к одной отрасли.  Это практически невозможно - подобрать из одной отрасли хорошие примеры по каждому тезису семинара. Реально у меня получается не более 30% таких "отраслевых" примеров. Кстати, это автоматически приводит к обновлению примеров от семинара к семинару примерно на 30%. 

Что касается обновления "кусочка темы" - это должно диктоваться интересами слушателей, а не стилем преподавания. Если преподаватель видит, что одна из подтем утратила актуальность, или появилась новая важная информация - можно менять "кусочки" хоть каждый семинар.

У меня это получается не реже двух раз в год. Возможно, потому, что я читаю семинары по выставочному бизнесу, а он - сезонный. Например, за весенний выставочный сезон я накапливаю информацию по новым тенденциям и к осеннему сезону делаю обновление. И наоборот.

Думаю, периодичность обновления действительно зависит очень от многих факторов.

С уважением, Екатерина

2004-03-04 15:03:49
Викентьев И.Л. » Наталья Еремина
        Уважаемые коллеги!
 
 
1) На семинарах, которые я провожу, большое внимание уделяется освоению Слушателями ряда методик. При этом, под методикой понимаются:
 
- модель, новая для Слушателей (если модель уже хорошо известна Слушателям - то зачем бизнес-обучение?);
 
- модель полезная, инструментальная, т.е. позволяющая Слушателям увеличить вероятность решения некоторых классов бизнес-задач (если этого нет или Слушатели лишь развлекаются, то непонятно -  зачем такое бизнес-обучение?);
 
- модель, "работающая" у Слушателей в отсутствии Преподавателя (в противном случае - это "авторское исполнение", консультация и т.п., а не методика).
 
При этом желательно, чтобы модель была простой, усваивалась Слушателями в эмоционально-комфортных условиях и даже страховала Слушателей от типовых ошибок в её применении.
 
Например, таблица умножения - модель решения любых арифметических задач "на умножение". 
 
См. также:
 
 
 
 
2) Страховка Слушателей от типовых ошибок в применении модели достигается:
 
а) созданием различных Списков типовых ошибок - см., для примера, публикацию: Современные мифы о рекламе и маркетинге.
 
б) решением одной и той же сложной задачи с помощью разных моделей (подобно тому, как в школьном курсе геометрии при решение одной задачи через "построение" и через "теорему синусов" должен получаться один и тот же ответ...);
 
 
 
3) Из обобзначенного выше в пункте 1) понимания модели следует, что она принципиально долгоживущая.
 
Например, ТРИЗ-приемам уже несколько десятилетий. А они продолжают "работать и работать". Ряду риторических приемов, многие из которых, увы, не всегда очевидны нашим современникамуже, как минимум, 20 столетий (если вспомнить работу Аристотеля "О риторике", а это не самая древняя работа по теме...).
 
 
4) Для того, чтобы модель была усвоена Слушателями за быстротекущее время семинара, очень желательно использовать образы, байки и т.п. Опыт показывает, что байки бывают удачными и не очень. Так, масса интеллигентных людей помнит суть физических процессов не по А.В. Пёрышкину (это автор школьного учебника с многочисленными формулами), а по Я.И. Перельману, автору замечательной "Занимательной физики"... 
 
 
5) Поэтому модель существует до тех пор, пока она работает. Более того, в ТРИЗ разработано около 10 моделей (см. подробнее раздел:  Основные инструменты ТРИЗ в электронной книге). Но появление более профессиональных моделей не отменило тех же старых и проверенных ТРИЗ-приемов: это очень простая и доступная модель для большинства Пользователей.
 
Ряд проверенных образов, баек также могут использоваться очень долго: если Слушатели запоминают их - нет причины их менять ради того, чтобы менять...
 
Что касается примеров, задач, то обычно на моём 3-х дневном семинаре во 2-й и 3-й день рассматриваются практические задачи Слушателей. Это позволяет как проверить используемые модели, так и закрепить пройденный материал на собственном материале Слушателей (а не Преподавателя).
 
 
6) Важно: тщательно сделанных, работоспособных моделей, увы, очень и очень мало. Например, к таким моделям я отношу: разработки К.С. Станиславского в области театра, Г.С. Альтшулера в области профессионального изобретательства.
 
Хорошие модели - см. выше пункт 1) - не придумываются "из головы" вечером перед семинаром, а создаются годами кропотливым трудом - см.  характерные примеры в обсуждениях:
 
 
 
 
 
 
 
Творческих успехов!
 
 
P.S.: Может быть, более общий вопрос - как создать бизнес-методику, которая проработает лет 20?..
2004-03-04 22:47:42
Наталья Еремина » Всем

Уважаемые коллеги!

Большое спасибо за отклики. До выходных!

С уважением,

2004-03-06 13:27:41
Наталья Еремина » Всем

Уважаемый Игорь Леонардович!

Первый шаг для ответа на Ваш вопрос Как создать бизнес-методику, которая проработает лет 20?

будет такой:

Шаг 1. сформулировать проблему, которая будет актуальна лет 20...  :) в бизнесе все меняется...

а лучше задачу ставить более общо, и наверное - правильно:

как создать качественную бизнес-методику.

с уважением,

2004-03-08 08:55:47
Наталья Еремина » Всем

Уважаемые коллеги!

Еще раз спасибо за Ваши отклики. Попробую обобщить материал:

Общее правило:

Чтобы быть в тонусе, к каждому тренингу - семинару готовь 30% НОВЫХ примеров, кейсов (условий для упражнений). Это позволит избежать "де жавю" и ощущения "заезженной пластинки".

Обновление содержания семинара зависит от:

1. аудитории

2. тренера

3. темы  тренинга-семинара

4. формы тренинга-семинара

Раскроем подробнее:

1. Аудитория.

* Специфика деятельности участников - стоит писать кейсы под задачи аудитории, чтобы участники могли попробовать порешать задачи на своих, смежных и совсем "далеких" примерах.

Элементарный пример: тренинг продаж компьютерной розницы:  компьютеры - бытовая техника - косметика.

* Профессиональный уровень участников.

  • новичок - обучающий курс должен быть близок к стандарту, должны быть готовые примеры, изменения практически не нужны.
  • опытный - на 30 - 40% стоит решать задачи слушателей. остальные - готовые кейсы.
  • мастер -  20 - 40% готовых примеров, остальное делают участники в качестве обмена опытом (так называемые мастер-классы или мастерские).

Наконец, если даже участник попал (специально или по ошибке) на тот же тренинг того же тренера, то с большой степенью вероятности он сможет получить ОЧЕНЬ много (примеры знаю) при условии качественного тренинга и способности участника к восприятию.

2. Тренер.

Есть два противоположных типа тренеров (хотя это и крайности), о которых написал Юрий Тюшев:

1) стиль ДЖАЗ
2) стиль СИМФОНИЯ.

Мы это называем по-другому, но суть та же.

Итак, есть

"тренер - план" (четко придерживается плана, все должно быть известно и готово заранее, новые и сбивающие ситуации решает за счет глубокой и качественной подготовки и проработки: А ВДРУГ? )

"тренер - импровизация" (при знании плана, программы, целей и ожидаемых результатов тренинга предпочитает активно использовать живой материал участников. Может увлечься и тогда качество резко падает, но зато регулярно делает улучшения, открытия и как раз он активно обновляет курсы, темы, содержание).

В типологии Юнга это шкала восприятие - планирование или рациональный - иррациональный.

У нас было много курьезов с  этими двумя типами тренеров, много шишек набили, пока научились решать эти проблемы.

3. Тема тренинга - семинара.

*зрелость темы:

чем более зрелая тема, тем больше накоплено СИЛЬНЫХ примеров, которые не заменишь;

если тема первоэтапна, нова, непроработана (кстати, даже может быть именно для данного тренера), тем больше обновлений  будет в содержании.

*уровень кусочка темы:

если это определяющая модель: S-образная кривая в семинаре И.Л. Викентьева, или этапы продаж в базовом тренинге продаж, то куда же без нее?

а если это приемы продаж на стадии завершения покупки, то 5 базовых дадим всем и всегда, а остальные 5 из 50 известных будет чередовать - оставим этот вопрос на усмотрение тренера.

и наконец,

4. Форма курса.

! наверно, точно не скажу!

статичность курса идет по возрастающей от лекции к семинару и до тренинга: чем больше активность участников, тем больше допустимы и нужны изменения в кейсах и примерах (они больше идут ОТ участников).

Вот, уважаемые коллеги, некоторые варианты структуризации материала...., которые стоит  добавлять.

Уважаемые Коллеги!

Если Вам нравится наш Форум, Вы можете поддержать его, отправив любую сумму (тогда выберите опцию "Спасибо за Форум").

Вы также можете поддержать конкретное обсуждение и получить гарантированный ответ от наших специалистов (тогда выберите опцию "Прошу эксперта ответить в этой теме").
Задайте Ваш вопрос здесь.

Большое Спасибо!


Яндекс.Метрика