На сайте ведутся работы Наука и фантастика? (Тезис) | ТРИЗ - РТВ - ТРТЛ | Бизнес-форум TRIZ-RI
9737
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-11-06 16:18:05
Яков Немировский » Всем
Уважаемые господа!
 
В журнале Paradox за июнь писатель-фантаст Кир Булычев рассказал: "Недавно, выступая в телевизионной программе, я получил записку: "Как известно, Жюль Верн изобрел подводную лодку и самолет, Алексей Толстой - изобретатель идеи лазера. А что нового в науку внесли вы как фантаст?" Этот вопрос отражает глубоко укоренившееся убеждение в том, что фантастика и наука неразделимы не только в термине "научная фантастика", но в действительности..... В первые годы после революции в нашей стране родилось немало романов, составной частью которых была мировая революция и гибель Запада. В те годы никто у нас не пытался что-то изобрести или толкнуть вперед науку, но мировая революция вызывала благоприятный отклик в сердцах коммунистических чиновников. Писателям дали понять, что следует объединить усилия с наукой и технологией и, с одной стороны, подсказывать новые направления в науке, а с другой — пропагандировать ее достижения на благо социализма. С начала 30-х годов в нашей стране появилось то, что впоследствии назовут «фантастикой ближнего прицела». Этот жанр мало дал как словесности, так и науке, которая ровным счетом ничего не почерпнула ни в изобретениях несчастного, битого жизнью Александра Беляева, ни в опусах иных быстро отгоревших светил.

Так что можно утверждать, что ни в XIX, жюльверновском веке, ни в первой половине XX века никаких оплодотворяющих науку и прогресс результатов фантастика не показала. Тем более это невозможно сегодня, когда любая наука стала настолько специализированной, что даже в пределах одной лаборатории коллеги не могут понять, чем сосед занимается. Если появится писатель-фантаст (или реалист), претендующий хотя бы на то, что понимает суть прогресса в той или иной отрасли науки, знайте: он лжет.

Наука стала такой сложной, что фантастам ее не понять

 

Разумеется, есть исключения: например, писатель может иметь специальное образование. Иван Ефремов сумел предсказать в рассказе «Алмазная труба» находку кимберлитовых трубок в Якутии только потому, что был специалистом именно в той области. И хотя понятно, что фантастика не способна оплодотворить современную науку светлыми и неординарными идеями, околонаучные деятели не отказываются от мистических надежд. Неудивительно, если окажется почти правдой рассказ о том, как бумажные стратеги NASA обратились с призывом к фантастам подарить несколько завалящих идей, которые не по зубам специалистам. Мне лишь непонятно, почему не кинуться сразу к повелителям белой магии?! Рассказывают также, что, получив эти идеи наличными, устроители конкурса их тут же засекретили. Еще бы! Иначе могло бы стать стыдно".

В электронной книге, что я скачал с вашего сайта, насколько я понимаю, утверждается нечто обратное. Не внесёте ли ясность?

Ваш Яков.

2003-11-06 17:14:35
Викентьев И.Л. » Яков Немировский

Уважаемый Яков!

1) История науки, искусства, техники полна случаев, когда весьма случайная ассоциация помогала принять решение - подробнее об этом механизме писал А.А.Ухтомский, см. статью /triz/triz09.asp

2) Есть неотрицаемая практика, когда специалист читает литературу, посещяет конференции, выставки, семинары, "круглые столы" и т.п. - в том числе для получения "свежих идей".

3) По моим наблюдениям (мой педагогический стаж - более 20 лет), чтение приличной (!) фантастической литературы также может быть "катализатором" получения новых идей. Если интересно - напишите, расскажу чуть подробнее. Естественно, это не единственный "катализатор", но один из возможных. Мое внимание на подобное применение фантастики обратил Г.С. Альтшуллер.

4) Если Вы точно цитируете, Яков, то вот это странно: "Так что можно утверждать, что ни в XIX, жюльверновском веке, ни в первой половине XX века никаких оплодотворяющих науку и прогресс результатов фантастика не показала".

Масса интеллигентных людей выросла на чтении Жюль Верна и др. фантастов и они, так или иначе, оказали влияние на их мировоззрение...

С  уважением,

 

P.S. Упомянутая Вами электронная книга называется: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера). Книгу можно бесплатно загрузить со страницы: http://www.altshuller.ru/e-books

2003-11-09 12:55:55
Редакция » Яков Немировский

Уважаемый Яков!

Обратите внимание на работы Г.С. Альтшуллера:

а также на работу Г. Альтова и П. Амнуэля

Успеха!

2004-02-02 15:59:57
Редакция » Всем

Сообщение, имеющее отношение к тематике данного обсуждения:

 

По адресу http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp начата публикация легендарного Регистра научно-фантастических идей и ситуаций Г.С. Альтшуллера (1926-1998 гг.).  

В 1964 г. ученый, изобретатель, автор ТРИЗ, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (литературный псевдоним Генрих Альтов) начал собирать Регистр научно-фантастических идей.

 

Цель - понять, как генерируются научно-фантастические идеи. В то время подобное начинание вызвало возмущение среди большинства отечественных писателей-фантастов, поскольку “художественное произведение - таинство, которое нельзя постичь”...

Несмотря на то, что на Западе в то время уже существовали энциклопедии фантастики (напр., Энциклопедия Николса - The Encyclopedia of Science Fiction. Edited by John Clute and Peter Nicholls. Lnd.- NY., last edition 1993), в которых описывались различные поджанры и направления, их история и структура, попытка классификации именно конкретных идей была предпринята впервые.

К началу 80-х годов Г.С. Альтшуллер с помощью нескольких своих коллег собрал несколько тысяч идей, разделенных в Регистре на классы, подклассы, группы и подгруппы.

 

Более подробно - см. здесь.

 

С Уважением,



Яндекс.Метрика