Имея большое количество знакомых-педагогов, в т.ч. ведущих довольно активный научный образ жизни, могу сказать, что европейская педагогическая мысль стабильно отстает от российско-советской примерно на 40-60 лет. То, что является в Европе инновацией (даже с применением цифровой техники), в нашей стране было придумано и сделано несколько десятилетий назад (правда, “без компьютера”). Примеров этому очень много; достаточно съездить на любую московскую образовательную выставку, обычно проводимую на ВДНХ, и поговорить с западными экспонентами.
Приводимый подход к организации обучения персонала авторов Нордстрема и Риддерстрале (Швеция) известен еще с середины XIX века.
“Чтобы добиться успеха, необходимо создать организацию, способную аккумулировать и ассимилировать собственные знания и опыт, заниматься самообразованием".
Это, в общем, ясно. Если организация не способна “аккумулировать и ассимилировать СОБСТВЕННЫЕ знания и опыт”, то долго на рынке она не продержится – особенно в условиях острой технологической конкуренции и массового производства...
"Это требует от нас, в первую очередь, понимания и признания того, что мы несовершенны. Для создания организации, которая была бы способна аккумулировать знания и учиться, необходимо увеличить скорость трансформации и транспортации знаний. Начинается этот процесс с того, что знания свободно распространяются в организации. Нужно сместить накопление знаний с уровня индивидуального на уровень групповой, уровень всей организации”
Еще в XVII веке основоположником современной педагогики Я.А. Коменским (а впоследствии и другими выдающимися педагогами – К.Д. Ушинским, В.А. Дистервегом, А.С. Макаренко и др.) говорилось, что учить необходимо – в современных терминах - не интуитивно, “
смещая накопление знаний с уровня на уровень”, а технологично. Учить в категории “передаваемого опыта”, а не индивидуального искусства.Самые крупные и интересные разработки в области педагогических технологий за последнее время сделаны последователями школы ТРИЗ Г.С. Альтшуллера. В основе их лежат общие идеи ТРИЗ: о принципиальной познаваемости мира, о изменяемости мира и его создаваемости. Т.е. в случае обучения (например, персонала данной фирмы) строить образовательный процесс надо исходя:
1) из задач, стоящих перед фирмой (перед ее подразделениями, персоналом данных подразделений и т.п.);
2) из методов и приемов решения задач данных классов;
3) из образовательных технологий, обеспечивающих передачу и закрепления у слушателей содержания по п. 2.