На сайте ведутся работы Про "инфляцию спроса" | Решение рекламных и бизнес-задач | Бизнес-форум TRIZ-RI
9737
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2008-05-11 10:30:55
Редакция » Всем
Про "инфляцию спроса"
 
Вновь процитируем [К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, "Экономикс", т.1., глава "Причины инфляции. Теоретический аспект"]:
"… Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Избыточный спрос ведет к избыточным ценам. … Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров…". 
И далее написано, что бывает в этом случае. Обычно, это известно и без описаний. 
 
Правда, написано, что компании, которые исчерпали свои резервы (при том, что спрос продолжает расти) неизбежно поднимают цены – вот и инфляция. Сначала она "преждевременная" - так, как процессы не идут равномерно. Но постепенно, когда все производители сегмента не могут удовлетворить спрос, инфляция становится общей. Как раз, очень похоже на то, что мы видим сегодня в строительном сегменте.
 
Принципиальным, по нашему мнению, является тот факт, что описан какой-то модельно "малый (по числу независимых участников) сегмент рынка". Если "все производители" не могут удовлетворить растущий спрос - это значит:
  • Их мало
    • и они могут сговориться,
    • они могут, не сговариваясь, приподнять цены (например, если рынок молод, и еще многим есть место).
Значит инфляция спроса характерна либо для рынка неразвитого, либо монополизированного, либо неразвитого и монополизированного одновременно.
 
Но, при развитом конкурентном рынке, компании, исчерпавшие свои резервы и поднявшие цены, рискуют разориться. Поэтому повышение цен – это последнее, что они сделают (хотя, м.б., и хотелось бы). Более того, сильные игроки могут вообще заняться демпингом. Как раз, очень похоже на то, что мы видим сегодня в ритейле.
 
Растущий конкурентный рынок уничтожает инфляцию спроса. Нет никаких способов снизить или вовсе устранить инфляцию спроса, кроме увеличения конкуренции. А при отсутствии конкуренции (или малой конкуренции) монополист поднимает цены независимо от состояния своих резервов.
 
Характерный пример: глобальное внутреннее повышение цен на электичество, газ и транспорт в одной "Энергетической сверхдержаве", имеющей и газ, и нефть, и ядерные электростанции, а также громадный золотой запас и профицит бюджета.
 
Исследуем данные и почувствуем не только разницу, но и закономерность.
 
Как известно, 6 мая 2008 г.  правительство России одобрило следующее:
 
Пункт: "Ё":
  • Среднегодовой рост цен на электроэнергию в 2008 году составит 16,7 процента, в 2009-м - 26 процентов, в 2010 - 22 процента, в 2011 г. - 18 процентов.
  • Регулируемые тарифы для населения на электроэнергию предлагается повысить в 2008 году на 14 процентов, а в 2009, 2010 и 2011 повышать на 25 процентов в год.
  • Цены на газ, отпускаемый населению, будут в среднем повышены в 2008 и 2009 году на 25 процентов, в 2010-м - на 30 процентов, в 2011-м - на 40 процентов.
  • Средние оптовые цены на газ для всех категорий потребителей в 2008 году вырастут на 28,6 процента, в 2009-м - на 19,9 процента, 2010-м - на 28 процентов, в 2011-м - на 40 процентов.
  • С 1 июля 2008 г. на 8 процентов будут повышены тарифы на грузовые перевозки ОАО "РЖД". В результате в 2008 г. предлагается повышение тарифов на грузовые перевозки в среднем к предыдущему году на 16,3 процента.
  • С 1 января 2009 г. повышение тарифа на железнодорожные перевозки может составить от 12,5 до 14 процентов (17,1-18,7 процента в среднем к предыдущему году), в 2010 г. - на 9,7-13,7 процента и в 2011 г. - на 10-14 процентов.

Пункт: "Ы". Он отличается от пункта "Ё":

  • Увеличение тарифов на предоставление местных телефонных соединений с учетом платы за абонентскую линию в 2009 году составит 7,5 процента.
  • В 2010 и 2011 гг. планируется увеличение тарифов на 6 процентов соответственно.
  • При этом, тарифы на услуги междугородной связи менять не планируется, а расценки на внутризоновые соединения предполагается снижать на 3 процента ежегодно.
Отличия нельзя не заметить. Интересно, чем же отличается сегмент услуг связи от сегментов транспортных и энергетических. Ответ очевиден. В сегменте услуг связи конкуренция, хотя и ограничена, но, тем не менее, присутствует. Поэтому просто так "задрать" цены уже не получается, а в ряде понятных случаев приходится даже снижать.
 
Для того, чтобы задрать цены в этом сегменте, чиновникам уже необходимо уничтожать рынок и сокращать конкуренцию. Например, для целей навязывания услуг связи по завышенным ценам и навязывания дополнительных расходов на услуги телефонных компаний, издать распоряжение о запрете Wi-Fi, согласно которому мало того, что Интернет рискует исчезнуть из многих кафе и гостиниц, так еще ноутбуки, КПК и сотовые телефоны (они ведь теперь почти все имеют функцию Wi-Fi) надо будет регистрировать чуть ли не в ФСБ .
 
Пункт: "О!". Он радикально отличается от пункта "Ё":
Таким образом, если целью правительства (при абсолютной власти) является превращение п.п. "О" и "Ы" в пункт "Ё", то в каждом из сегментов, где эта цель будет достигнута, появится инфляция. И дефицит.
 
В этом контексте, термин "инфляция" даже кажется лишним. Достаточно говорить "монополизм", "разрушение конкуренции" и т.п.
 


Яндекс.Метрика