9737
@ Подписаться
Сотни бизнес-методик. Тысячи кейсов. Обновления.

сегодня 13842 Подписчиков


Простая задачка про бизнес-процессы

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2012-06-24 15:55:51
Сергей В. Сычёв » Всем

Простая задачка про бизнес-процессы

 

Один из банков, назвать который я не могу, прислал  характерную задачку:

 

“Практически каждое отделение банка сталкивается с проблемой, когда банкомат, работающий через Интернет, останавливается из-за отсутствия связи (это происходит не из-за отказов оборудования, а именно из-за зависания интернет-сессии).

По закону подлости таким банкоматом всегда оказывается наиболее удаленный. Для его запуска обычно требуется лишь перегрузить “повисший” ADSL-модем (выключить и включить), но добраться к далекому банкомату через пробки (да еще надо заказать предварительно (противоречие J) служебный транспорт) не всегда представляется возможным. А если таких зависаний много (свыше 10 раз в день) в разных банкоматах, находящихся в разных местах (иногда расстояние между ними до 80 км)?

Если банкомат стоит в каком-либо учреждении, то, конечно, в рабочие дни можно позвонить сотрудникам этого учреждения и попросить их перезагрузить модем, но уже в пятницу вечером это невозможно. Простой более 2-х суток… Как быть?”

 

Описание решений:

 

По правилам ТРИЗ мы должны описать идеальное решение. Правила описания идеального решения таковы, что в данном случае получаются следующие формулировки.

  • Вариант 1. “Модем перегружается САМ
  • Вариант 2. “Клиент САМ перегружает модем”

Рассмотрим каждый из вариантов:

 

Вариант 1. Модем перегружается САМ

 

Сама эта формулировка подсказывает варианты существующих готовых решений с использованием модемов, которые перезагружаются по таймеру или по наступлению определенного события. Таких модемов много, и они запитывается именно от таймера, а не напрямую от сети. Однако мы сталкиваемся с неудобством: если модем будет перезагружаться просто через заданные интервалы времени, то будут лишние перезагрузки, когда нет никакого зависания. Оно, конечно, нестрашно, но все-таки не совсем удобно.

 

По правилам ТРИЗ мы должны описать идеальное решение для уже этой (следующей) подзадачи. Сделаем это.

 

Было бы идеально, чтобы счетчик таймера не работал, когда работает связь с провайдером, и работал, когда ее нет. Такая формулировка подсказывает, что именно тогда, когда есть связь от внешнего сервера (т.е. из  банка/провайдера), пусть приходит сигнал “обнулить счетчик”.

Тогда поступим так: установим на таймер перезагрузку через каждые 5 минут (или иной любой интервал).  Внешний сервер пусть постоянно “пингует” (посылает) таймерам сигналы этот счетчик обнулить. Так что, таймер при наличии связи никогда не достигает контрольного значения (в нашем случае, 5 минут). И, соответственно, никакой перезагрузки не происходит.

Когда же связи нет, команда таймеру, естественно, не приходит и счетчик таймера не обнуляется, поэтому последний достигнет контрольного значения (например, 5 минут) и перезагрузит модем (аппаратно это можно реализовать замыканием контактов "Reset").

После того, как модем перезагрузится и связь восстановится, приходящие пакеты будут опять обнулять таймер, и модемы перезагружаться не будут ровно до тех пор, пока опять не пропадет связь.

 

После решения задачи по варианту 1 поиск в Интернет показал, что подобные устройства (то есть работающие именно по такому принципу) существуют и называются “сторожевыми таймерами”, и они вполне дешевы (средняя цена в “окрестности 1000 р.”).

Так что мы здесь хоть и быстро, красиво (даже с “инверсией”) и наглядно, но переизобрели все же “велосипед”. С другой стороны, отчего уважаемый банк “велосипедами” не пользуется, но объявляет креативные конкурсы, выяснить не удалось.

 

Но давайте рассмотрим решение по варианту 2 (как будет видно, при его реализации вовсе не потребуется внешней программной команды).

 

Вариант 2. “Клиент САМ перегружает модем”

 

Формулировка может показаться “дикой”. Но рассмотрим, когда возникает задача. Строго говоря, зависание модема не создает задачи, когда нет Клиента. Именно когда Клиент сталкивается с невозможностью получить услугу, задача и появляется. Это означает, что у нас всегда есть возле банкомата заинтересованный человек, который сможет сделать простейшее действие.

Например, повесим на стенку табличку с “кнопкой-смайлом” :) 

 

И текстом: “Если банкомат не работает, сообщите нам об этом. Просто нажмите на эту кнопку. И через 4 минуты мы все исправим, засекайте время. Если через 4 минуты не заработает, нажмите еще раз”.

 

При этом кнопка пусть будет чуть в стороне от банкомата – так, что Клиент воспримет ее именно как способ оповещения банка и не более того.

 

Учитывая, что люди бывают раздосадованы, столкнувшись с неработающим банкоматом, то нажать на “жалобную кнопку” простейшим способом (даже и стукнуть) будет очень органично.

 

При этом Клиент, конечно, не знает ни про какой модем и т.д. Просто нажимает кнопку. Модем перезагружается и все работает.

 

В тех случаях, когда причина неработоспособности банкомата в ином (не в зависании модема), “жалобная кнопка” будет использована по назначению, поскольку несложно, чтобы по второму нажатию действительно происходило оповещение, например, автоматическая отправка СМС в тех. службу (соответствующих бесплатных сервисов (смс-оповещения и др.) достаточно много в Сети).  

 

В любом случае, если дело в модеме, то Клиент его просто перезагрузит. И с восхищением зафиксирует, что через 4 минуты действительно все заработало :). Надежный банк!

 

Еще один возможный вариант реализации: расположение кнопки на самом банкомате. Пояснение: сейчас, когда модем “висит”, то на банкомате заставка “Временно не работает”. Можно вместо этой заставки показывать “Добрый день, нажмите здесь”. Между прочим, через несколько лет достаточно будет надписи “Коснитесь экрана”.

До тех же пор, пока производитель банкомата не реализует соотв. функцию, кнопку можно просто для удобства располагать на банкомате – она ведь совсем не обязательно должна быть его частью.

 

Спасибо,

Уважаемые Коллеги!

Если Вам нравится наш Форум, Вы можете поддержать его, отправив любую сумму (тогда выберите опцию "Спасибо за Форум").

Вы также можете поддержать конкретное обсуждение и получить гарантированный ответ от наших специалистов (тогда выберите опцию "Прошу эксперта ответить в этой теме").
Задайте Ваш вопрос здесь.

Большое Спасибо!


Яндекс.Метрика